ПРИГЛАШАЮТ ИЗРАИЛЬСКИЕ ЧЕРКЕСЫ
Если с автомагистрали № 65, которая соединяет Афулу с перекрёстком Голани, свернуть на шоссе № 767,
то через несколько минут езды можно увидеть табличку с… русским текстом «Кафр–Кама».
Эта деревенька была основана в 1876 году, как гласит «Краткая еврейская энциклопедия», «черкесами–мусульманами, бежавшими с Кавказа после его присоединения к России».
За этими скупыми словами – драма сотен тысяч людей. Всё началось с того, что по Адрианопольскому соглашению 1829 года турецкие владения на Кавказе отошли к Российскому государству. Горцы отказались подчиниться царской власти, отчаянно сопротивлялись и были покорены лишь через 15 лет.
Память о разорениях, жестокостях, грабежах и убийствах с обеих сторон сохранила великая русская литература.
«Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Путешествие в Арзрум» А. Пушкина, «Кавказский пленник» Л. Толстого и «Смерть Вазир–Мухтара» Ю. Тынянова – лишь скромный перечень художественных произведений, описывающих этот непростой этап русской истории.
Память об этих событиях сохранили и те, кто оказался жертвами очередного имперского умиротворения на Кавказе.
После поражения в военных действиях горцы были вынуждены спуститься в долины, где им объявили, что желающие смогут остаться там, лишь приняв российское подданство.
Остальным предложили в течение двух с половиной месяцев переселиться в Турцию.
И около 400 тысяч человек – подавляющее большинство жителей Северного Кавказа, предпочтя своих единоверцев, были расселены на окраинах Оттоманской империи, и их поселения стали турецкими форпостами на Балканах и территории современных Сирии, Ливана, Иордании, Ирака и Израиля.
Верность властям и военное мужество – вот главные черты выходцев с Кавказа. И эти свои качества они с самоотверженностью проявили на новой родине. Защита пределов империи и сбор налогов у населения стали основным видом деятельности черкесов.
Последнее, естественно, основательно подпортило их отношения с местным арабским населением, но укрепило связи с центральными властями.
Так же беззаветно, как некогда турецкому султану, служат черкесы и еврейскому государству с первых дней его существования. Они несут службу в Армии обороны Израиля, среди черкесов немало высоких военных чинов, причём большинство из них предпочитает боевые части, отделения безопасности и полицию.
Можно сказать, что черкесы – старейшие эмигранты в истории нового времени Земли Обетованной.
Собственно, израильские черкесы – это адыгейцы.
В стране их насчитывается около четырёх тысяч, и проживают они в двух деревнях – Рехании недалеко от Цфата и Кафр–Каме. Эти гордые люди свято хранят свои народные традиции, не забывая при этом, что живут в современном развитом государстве.
В местной школе дети изучают четыре языка – иврит (государственный), арабский (как мусульмане, они обязаны читать Коран в оригинале), английский и адыгейский. До недавнего времени письменность израильских черкесов была арабская. С начала российской «перестройки» здесь появились учителя из Северного Кавказа, и местные жители с удовольствием перешли на «родную» кириллицу.
Вот отсюда и надпись «на русском языке» на въезде
в поселение!
Современная Кафр–Кама — своеобразный симбиоз горного аула, арабского села и еврейского городка. Чистые ухоженные дома с низкими двускатными крышами чём–то напоминают… кавказские сакли. Но внутри – это современная израильская квартира со всеми удобствами. Поражает и разнообразие одежд местных жителей.
Здесь и вполне по моде начала ХХI века «экипированные» девушки, и мужчины в кафтанах — «черкессках» с кожанными мешочками для патронов (ну чем не кубанские казаки!).
По выходным дням по селу расхаживают молодые ребята в военной форме – те, кто получил увольнительные из армии. Ну а в пятницу правоверные мусульмане–черкесы отправляются в мечеть в головных накидках–куфиях и арабских белых рубахах до пят. Стоит, между прочим, обратить особое внимание на минарет этой мечети. Он выстроен в типичных архитектурных традициях кавказских башен с покатыми крышами, удобными для… соскальзывания снега во время зимних заносов.
Снег, понятно, в этих местах можно увидеть
только в кино.
Но традиция есть традиция…
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа