Главная / Новости / Давид Фабрикант. И в огне мы не сгорим

Давид Фабрикант. И в огне мы не сгорим

Сколько бы времени не воевал человек в суровые годы Великой Отечественной войны, он достоин уважения и почитания. Давайте навестим семью Мармерштейн. Ее глава,  Яков Аркадьевич, родился в городе Кременчуг 16 декабря 1926 года. Отец его, Аркадий, майор Красной армии, с первых дней оказался на фронте.   В связи с наступлением немецких подразделений, семья вынуждена была эвакуироваться. Мама Берта, Яков, его младший брат Ефим. Где этот город Кременчуг и где та Сибирь? Тысячи километров отделяют Украину от тех мест. В дороге всякое было: бомбардировки с фашистских самолетов, голод, гибель людей. Но вот они на месте.

Вскоре по приезду на место Якова Мармерштейна определили сначала в специальное, типа суворовского, Ленинградское училище, В начале 1943 года его призвали в ряды Красной армии. Определили на учебу в Гороховецкое танковое училище, находившееся в Горьковской области. Выпуск провели досрочно. Якову присвоили звание младшего лейтенанта и летом 1943 года их отправили на 1-й Украинский фронт в 62-ю добровольческую танковую бригаду 4-й танковый корпус. Назначили командиров взвода.

Яков Мармерштейн освобождал  Польшу, бил гитлеровских вояк в Германии. Сильные бои разгорелись в предместьях города Альгоркау. Командир танка атаковал позиции врага, следом шла пехота, изгоняя немцев из укрытий. Но тут в танк попал фаустпатрон. Мгновенно огонь охватил всю кабину танка.

Офицер быстро оценил обстановку: солдат Вегнер погиб, стрелок Лазарев был без сознания. Яков с трудом сумел вытащить своего стрелка. Одежда на обоих горела, огонь охватил волосы, лицо, руки. Они оба упали вниз, хорошо, что это было заболоченное место, вода потушила пламя. Сознание покинуло советских бойцов.

Когда Яков очнулся в медицинском санитарном батальоне, он не слышал и не видел. Затем был госпиталь. Здесь врачи знали как лечить ожоги. В госпитале работал немецкий врач, профессор, ранее трудившийся в фирме «Фарбениндустри». Для лечения он использовал стрептомицин и тонин. С него, как с убитого зверя, снимали сгоревшие лоскуты кожи и мазали этими лекарствами.

Продолжил лечение советский профессор, который потерял обе ноги, ходил на костылях. Он занялся руками Якова Мармерштейна. От них, после удаления кожи, остались лишь одни кости. Хирург брал кожу с живота и заменял сгоревшую.

Члены Хайфского комитета инвалидов войны побывала в гостях у Якова. Мы видели эти руки, которые он стесняется подавать нам. За ним ухаживают, живет он не плохо. Конечно, старые раны дают о себе знать. Об одном из военных эпизодов поведал нам Яков Мармерштейн.

— Однажды повел свой танк на разведку, едва не заблудились. Едем, высматриваем дорогу, перед нами немцы. Только развернулись, как на встречу «Виллис», а в нем командир армии Лелюшенко. Они могли попасть к гитлеровцам в лапы.

— Товарищ генерал-лейтенант, прошу ко мне в танк, — обратился я к нему. Он пересел, мы благополучно вернулись в свою часть.

О своих боевых заслугах Яков Мармерштейн не особо рассказывает, но говорят его награды: ордена Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, югославский орден, многочисленные медали.

— А ваш брат воевал?

— Нет, Фима был гораздо моложе меня, закончил минно-торпедное училище, когда война окончилась.

Якову присвоили первую степень инвалидности и комиссовали. Нужно было привыкать к мирной жизни. Окончил школу, поступил в Московский юридический институт. Как отзывались о нем его коллеги, вырос в одного из ведущих адвокатов Советского Союза. Иногда его наведывали из органов КГБ, осматривали комнату, в которой он работал. Что их не устраивало, они Якову не говорили.  Часто по различным важным адвокатским делам ездил в командировки.

— Трудно перечислить, где я побывал. То нуждались в моем опыте в Грузии, Армении, Прибалтике, бывал в Волгограде, Петродворце, многих других городах большой России. Со своими обязанностями вполне справлялся. С 1951 по 1993, то – есть более сорока лет, трудился на ниве юриспруденции.

Яков вырастил двух дочерей и сына.  Дочь Люба избрала свой путь в филологию, она доктор филологических наук. Внучка Вера в Советском Союзе успела защитить докторат, преподает иностранный язык в университете города Тель-Авив. Дочь Наташа пошла по стопам отца – работает в Туле, она – заведующая юридическим отделом Тульского университета. В Хайфе живет и трудится сын Якова Михаил.

С приходом нового руководителя Хайфского комитета ветеранов-инвалидов войны Григория Гарелика посещения членов этого общества стало более регулярным. Многие из них оказались в одиночестве, поэтому бесконечно рады гостям. Порою, родственники инвалидов иногда на телефонный звонок, отвечают: да стоит ли приходить, ведь он неважно себя чувствует. Но после посещения членами комитета, извиняются, благодарят их, просят навещать их.

Одной из таких стала семья Мармерштейн. Члены Хайфского комитета пришли к нему через два дня после юбилея героя. Не идти же в тот день, когда многочисленные потомки поздравляют своего отца, дедушку. Приехала дочь Наташа из России. На столике уже стояла фотография этого торжества. Вручены юбиляру израильская медаль в честь семидесятилетия Дня Победы над фашистской Германией и скромные подарки. Расспрашиваем его о фронтовых сражениях, о его жизни. Заходит с улицы внук.

— Ты дедушку с днем рождения поздравлял?

— А как же!

Вступает в разговор Яков: — Наш внук в этом году 8 мая на параде в честь победы был в числе тех, кто нес фотографии своих родных, участвовал в «Бессмертном полку».

Евреи-танкисты принимали деятельное участие в сражениях с войсками гитлеровской Германии. В механизированных и бронетанковых войсках их процент составил 19%.  Многие из них возглавили важнейшие командные посты в армии. Генералами танковых войск было 24 еврея. Так генерал-лейтенант Яков Бинович стал командующим  бронетанковых и механизированных войск 2-го Украинского фронта, генерал-лейтенант Михаил Чернявский 2-го Белорусского фронта, генерал-майоры Леонид Рабинович, , Давид Эхт, Соломон Райкин руководили командовали бронетанковыми войсками 2-го Белорусского фронта, 33-го Ленинградского фронта, 4-го Украинского фронта соответственно.

21 из них было присвоено звание Героя Советского Союза. В том числе дважды это звание присвоено генерал-полковнику Давиду Драгунскому, единожды генерал-лейтенанту Семену Кривошеину, Евсею Вайнрубу, командирам танка Израилю Куперштейну и Иосифуу Маковскому и т.д.

Давид Фабрикант

 

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан