Главная / Новости / Давид Фабрикант. Воспоминания выживших — Война – это потери

Давид Фабрикант. Воспоминания выживших — Война – это потери

С семьей Асташинских я знаком давно. Ее глава, Абрам, вместе с родителями, братом и сестрой оказался в Минском гетто. Хотя ему было всего шестнадцать лет, он включился в сопротивление подполья, выводил узников гетто из-за колючей проволоки, приводил их в партизанские отряды братьев Бельских или Зорина. К сожалению, не успел спасти своих родных. Абрам убежал в партизанский отряд, сражался с фашистами. Продолжил битву с нацистами в рядах Красной армии. Был награжден орденами и медалями.  В Хайфе, куда Асташинский вместе с семьей репатриировался, часто выступал, рассказывал о своей юности. В 2012 году он скончался.

 

 

В Минске он встретил свою суженную Асю, прожил с ней долгие годы. Ася Черток, после замужества Асташинская, в годы Великой Отечественной войны была в эвакуации. Она и расскажет о том времени.

— Я родилась в городе Речица Гомельской области 17 апреля 1938 года. Здесь родились и мои родители: отец Эля Шмойлович Черток и мама Дыня Моисеевна. Папа работал на  гвоздильном заводе, мама была домохозяйкой. В нашей семье было двое детей: я и мой младший брат Михаил, 1940 года рождения.

Когда грянула Великая Отечественная война, Речицу бомбили. Немцы близко подошли к городу. Отца срочно вызвали на завод – нужно было эвакуировать оборудование, людей. Едва освободившись, прибежал домой, помог жене собрать необходимые вещи и нас, малышей. Затем отправил на железнодорожный вокзал.

Папа вернулся, пошел в военкомат, его отправили на фронт. Мы его больше не видели, он погиб 14 марта 1943 года, похоронен в двух километрах от деревни Коровитчено Залужского района Ленинградской области. Так ворвалась в нашу семью беда – похоронка. Мама осталась на всю жизнь молодой вдовой с двумя маленькими детьми.

Нас привезли в Куйбышев, оттуда отправили в колхоз села Исаклы. Мама трудилась в этом хозяйстве с утра до поздней ночи, очень уставала. А я старалась, как могла, помочь ей: оставалась дома с маленьким братом, ухаживала за ним. (А самой то было чуть более трех лет. – Д.Ф.) Очень тяжело переживали и продолжали надеяться, что отец не погиб, вернется. Голодное было время, рады были малюсенькому кусочку хлеба, супчику, бог знает из чего приготовленному.

В 1945 году вернулись в Речицу. И после войны мамина жизнь была не сахар. Работа у нее была не из легких, частенько мы не доедали, на весь месяц ее зарплаты не хватало.  За хлебом выстраивались большие очереди, занимали ее вечером. Я стояла ночь напролет, иногда возвращалась без хлеба.

Училась в школе № 6, затем поступила в медицинское училище, после окончания которого, меня направили в город Минск медицинской сестрой в детскую инфекционную больницу. Тоже приходилось нелегко, платили очень мало, часто работала по полторы-две смены, чтобы заработать и как-то прожить.

В 1958 году вышла замуж за Абрама Асташинского, у нас родилось двое сыновей: в 1959 Игорь, через четыре года Александр. Я работала до 1990 года, стаж работы более сорока лет. Ушла, когда получили документы на выезд из Советского Союза. Живем в приморском городе Хайфа с мая 1990 года.

В Израиле продолжала трудиться. Мне «везло», работа была нелегкая. Устроилась в доме для детей-инвалидов, который находится в Хайфе по улице Агефен. Отдавала свои силы, умение в течение шести лет. Так как родился внук, решила заняться им, уволилась.

Старший сын Игорь работает на заводе, невестка медицинской сестрой в больнице Кармель. Двое внуков отслужили в армии ЦАХАЛ, продолжают образование. Семья дружная, трудолюбивая, как и их родители. Младший сын Александр трудится в больнице Илиша. Он еще не женат.

Как вдова ветерана войны, Ася Асташинская активно участвует в работе Хайфской организации ветеранов-инвалидов войны.

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан