Открытие выставки: 12 августа, суббота, 20:00
Даты работы выставки: 12.08.17—31.12.17
Куратор: Д-р Илана Зингер-Блайн
Музей японского искусства Тикотин
Изначально нэцкэ был декоративным аксессуаром на шнурке, которым прикрепляли различные предметы к одежде. Он выполнял важную функцию, поскольку кимоно (традиционная японская одежда) не имело карманов. Вместо этого к широкому поясу оби, завязываемому на талии, при помощи шнура, проведенного под перевязью (оби), прикреплялись различные емкости — сагэмоно («висящие вещи»). Обычно с собой носили такие предметы, как небольшие коробочки инро для печатей и медикаментов, табачные мешки, кошельки и чехлы для письменных материалов. Нэцкэ, прикрепленный к другому концу шнура, опирался на край оби. Его первоначальная цель состояла в том, чтобы предотвратить соскальзывание шнура.
Нэцкэ ( с яп. 根付 нэ — корень, ц(у)кэ — прикрепить), как видно из значения иероглифов, изначально был очень простым объектом — куском корня, бамбука или кости с двумя отверстиями для крепления шнура. Однако он очень быстро стал объектом художественного творчества, небольшим артефактом, украшенным мотивами японского фольклора и религии.
Нэцкэ использовались людьми всех рангов общества с шестнадцатого века, но их наибольшее распространение было во времена периода Эдо (1600-1868). После реставрации Мэйдзи в 1868 году, когда стала перениматься одежда в западном стиле, нэцкэ вышел из моды вместе с кошельками и мешочками, которые они удерживали. Эти артефакты, которые изначально были созданы для повседневного использования, стали предметами искусства и коллекционирования в тот момент, когда они перестали быть ремеслом. На сегодняшний день существует очень мало художников, занимающихся созданием нэцкэ.
[2]
Нэцкэ изготовляются из различных материалов. Например, из различных пород дерева, таких как японский самшит, кедр, вишня, слива и другие. Использовались также и слоновая кость, и клыки других животных (бегемота, кабана, китовый ус). Есть статуэтки из рога, бамбука, кости, полудрагоценных камней, черепахового панциря и металла. Считалось, что некоторые из используемых материалов имеют лечебные свойства. Например, что челюстная кость определенного типа кита снимет жар, а рог оленя излечит от укуса гадюки. На таких нэцкэ одну из поверхностей оставляли нетронутой, для того, чтобы ее можно было соскрести и в последствии сделать лекарство из соскобленных частиц. Художники выбирали материал в зависимости от его наличия в местности, в которой они жили, возможности его адаптации в качестве контейнера, его веса и долговечности. Нэцкэ изготавливались по разным методикам: обрезка, рельеф, резьба, гравировка, филигрань, литье, металлическое тиснение, лак, керамика, инкрустация и краска. Создание их считалось мужским ремеслом, и требовалось от тридцати до шестидесяти дней работы для создания одного нэцкэ.
Первые мастера нэцкэ создавали их под влиянием религиозных представлений, так что большинство предметов было связано с традициями и верованиями: божествами, легендарными фигурами и людьми, которые были обожествлены, демонами и духами. К ним добавились настоящие и воображаемые существа, живые и неодушевленные формы, связанные с фольклором. Соответственно, довольно сложно классифицировать конкретные мотивы нэцкэ. Баклажан, который изображался довольно часто, также является символом, связанным с буддийским праздником Бон или Обон (День памяти, праздник поминовения усопших). В этот день баклажан помещают на полку, используемую в качестве домашнего алтаря (место душ предков). Мышь же является одним из двенадцати китайско-японских символов удачи и принадлежит Дайкоку, одному из семи богов счастья. Две мыши символизируют элементы инь и янь. Поскольку вся природа священна, согласно японской вере синто, и боги взаимосвязаны с реальным миром, отношение к нэцкэ является не просто эстетической оценкой. Скорее, отношение к ним выражает глубокое переживание духовных и культурных ценностей.
Нэцкэ демонстрируют японскую концепцию украшения повседневных предметов и превращения их в художественные произведения. Высокое техническое качество и точность деталей японских художников не мешали индивидуальному выражению и интерпретации легенд или народных и религиозных традиций. Мотивы нэцкэ предоставляют нам бесконечный источник для постижения обычаев, символов, басен и концепций периода их создания.
Типы нэцкэ, представленные на выставке:
Катабори (резьба по кругу) — наиболее распространенная трехмерная фигурка. Среди используемых мотивов: религиозные образы, животных, фантастических существ и растений. Катабори делаются из дерева, слоновой кости и костей различных животных, рога, керамики, фарфора и лака.
Мандзю — также называется японский рисовый пирожок, имеет круглую, овальную, квадратную или плоскую форму с рельефной резьбой. Мандзю делаются из слоновой кости, лака, металла или фарфора. Делается из одной или двух половинок
Кагамибута (зеркальная крышка) — сходна по форме с мандзю. Представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой кости, рога или дерева с металлической крышкой. Мастера по металлу украшают гравировкой или инкрустацией драгоценных металлов.
Рюса — названа по имени мастера, который создал эту форму в 18 в., является вариацией формы мандзю. Рюса полая внутри, выполняется в филигранной технике и, следовательно, имеет очень легкий вес.
Саси — вытянутые фигурки нэцкэ, сделанные из цельного длинного бруска из кости, бамбука, дерева или слоновой кости.
Нэцкэ маска — обычно создавалась, как хобби художников, которые создавали маски для традиционного японского театра Но. Высокодетализированная маска вырезалась из дерева, как и оригинальная, и иногда покрывалась лаком.
Д-р Илана Зингер-Блайн, куратор музея Тикотин
- Посещение открытия выставок 12 августа 2017 г. является бесплатным
- Билеты в музей доступны в кассе музея. Стоимость билетов и время работы музея можно уточнить на сайте http://www.tmja.org.il [1] или по телефону 04-8383554
- Выставки проходят в музее Тикотин по адресу 89, ул. а-Насси, Хайфа, 3464217
- Ближайшие русскоязычные экскурсии в музее: 19.08 и 16.09 в 11:00. Экскурсии проводится на бесплатной основе, при условии приобретения входного билета в музей.
- Для новых репатриантов посещение музея в течение первого года является бесплатным при условии предъявления теудат оле на кассе музея.
Для получения дополнительной информации о выставке, пожалуйста, свяжитесь с Бренайзеной Марией по телефону 055-942-9868 или электронной почте pr@hms.org.il [3]
@Haifa.Museums @HaifaMuseums @haifamuseums HaifaMuseums
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com