Главная / Новости / По странам ... / Исламистская бойня в Барселоне

Исламистская бойня в Барселоне

18 августа 2017 г.

На одной из знаменитых туристических улиц города джихадист врезался в толпу на фургоне, убив 13 человек и оставив еще 80 лежать в крови на тротуаре.

ИГИЛ* после разгрома на территории «халифата» станет «настоящим интернационалом террора», опасаются эксперты, признавая, что «террористы руководствуются религиозными принципами, с которыми мы не умеем бороться».

«Испания пострадала от худшего теракта за 10 лет, когда в четверг водитель фургона въехал во множество людей, наслаждавшихся солнечным днем на одной из самых знаменитых и оживленных улиц Барселоны, убив, по крайней мере, 13 человек и оставив 80 лежать в крови на тротуаре», — сообщают корреспонденты The New York Times. «Свидетели описали, как кричали и спасались бегством люди, в то время как водитель фургона двигался взад-вперед, явно пытаясь врезаться в кого только возможно», — передают авторы статьи.

Несколькими часами позже каталонская полиция заявила, что она предотвратила второе нападение на фургоне в прибрежном городе Камбрильс, расстреляв четырех злоумышленников. В ходе этого эпизода были ранены шесть мирных жителей и один полицейский.

Как сообщается далее, «Исламское государство»* взяло на себя ответственность за нападение в Барселоне.

Майор Хосеп Льюис Траперо, один из руководителей полиции Каталонии, заявил, что возможна связь между нападением с использованием фургона и взрывом газа прошлой ночью в Альканаре — городе к югу от Барселоны. По причине взрыва погиб один человек, еще несколько были ранены. По его словам, один человек, испанец из Мелильи, взят под стражу в Альканаре. «Второй мужчина, который был идентифицирован как Дрисс Укабир, гражданин Марокко, был арестован в городе на севере Каталонии, когда явился в полицейский участок и сообщил, что его документы украли», — пишут авторы. По словам майора Траперо, ни один из этих мужчин, по-видимому, не являлся водителем фургона, который остановился у оперного театра Барселоны, после чего водитель скрылся пешком.

Чиновник из национальной полиции рассказал газете, что по крайней мере три фургона были арендованы на имя Укабира. С наступлением ночи полиция Барселоны отчаянно пыталась найти два других фургона, прочесывая улицы и подземные парковки, добавил источник.

Эксперт по контртерроризму, знающий детали расследования, заявил поздно ночью в четверг:

в данный момент полиция полагает, что заговор изначально включал использование взрывчатки и большого грузовика, но у террористов не было нужных прав и поэтому они получили лишь небольшие фургоны.

«Теракт в Барселоне — очередной эпизод из серии террористических расправ в Европе, в ходе которых в крупнейших столицах континента для убийства пешеходов использовались автомобили», — сообщает Лиззи Диэрден в Independent.

«Исламское государство»* выпустило для своих последователей подробное руководство, как устраивать бойни с помощью грузовиков, фур и легковых автомобилей, а также инструкции по организации поножовщины и взрывов и захвату заложников», — говорится в статье.

«Все теракты, в том числе новое зверство в Барселоне, проведены в соответствии с эволюционирующими инструкциями ИГИЛ*, — указывает Диэрден. — В первом выпуске пропагандистского журнала группировки Rumiyah, изданном на нескольких языках в сентябре, убийство мирных жителей объявляется «халяльным», то есть позволительным в рамках ислама».

«Это относится к бизнесмену, едущему на работу на такси, молодежи, занимающейся спортом в парке, старику, стоящему в очереди за сэндвичем, — цитирует журналистка материал из Rumiyah. — Вселять ужас в сердца неверных — долг мусульманина».

«Испания — одна из ключевых стран для символики джихадистов, и подобная атака была почти неизбежна», — сказал в интервью La Voz de Galicia директор Центра исследований безопасности (Сантьяго-де-Компостела, Испания) Хосе Хулио Фернандес Родригес.

«ИГИЛ* уже несколько месяцев терпит поражение в войне на своей базовой территории, а этими ударами в Европе пытается выиграть сражение на ниве пропаганды», — сказал Родригес. Нынешним методам террористов — с низкими издержками и в незащищенных местах — трудно что-то противопоставить, признал эксперт, они оказались результативными в разных местах: Лондон, Париж, Берлин…

Собеседник издания не считает, что в Барселоне дали сбой механизмы безопасности: с тех пор как в Испании был объявлен 4-й (по 5-балльной шкале) уровень террористической угрозы, было арестовано более 180 человек, имевших отношение к джихадизму. «Предсказать действия подобного типа невозможно, хотя, конечно, необходимо проанализировать, нет ли других ошибок, которые помогли бы понять причины этого теракта», — заметил он.

«Что за ошибки?» — поинтересовался журналист.

«Мы в Испании любим проявлять политкорректность, и некоторые шаги непопулярны в народе. На мой взгляд, очевидно, что во многих местах в Каталонии провалилась государственная политика. Мы не умеем привить радикалам то хорошее, что есть в нашей демократической системе. Более 90% террористов, которые нанесли атаки в Европе в последние годы, сами выросли на этом континенте и учились в наших школах, а мы не смогли передать им наши ценности. В духе этих ценностей — гостеприимства, уважения к другому — разрешается устраивать «гаражные мечети» на средства, поступающие из стран, подозреваемых в поддержке терроризма… Я знаю, некоторым не нравится слышать такие вещи, но факты есть факты. Террористы руководствуются религиозными принципами, с которыми мы не умеем бороться. Они убивают, потому что кто-то убедил их, что в загробной жизни им это пойдет на пользу. Одно из решений — секуляризация ислама, ставка на антиклерикализм, как уже начинают делать во Франции. А это, подчеркну, для некоторых остается политически некорректным шагом», — сказал эксперт.

«Испания ужесточила стратегию по борьбе с терроризмом после смертоносной атаки в 2004 году на железнодорожном вокзале в Мадриде и активизировала соответствующие меры в 2015-м, но теракт в четверг в центре Барселоны выявил ограниченность подобных усилий», — пишет The Wall Street Journal.

На пешеходной улице Рамбла — где погибли, по меньшей мере, 13 человек и намного больше людей пострадало во время атаки «Исламского государства»*, — не были установлены бетонные заграждения для блокирования террористов на автомобилях, отмечает издание.

За последние несколько лет испанские силы безопасности периодически проводили операции против подозреваемых исламистских боевиков.

С июня 2013 по август 2016 года власти задержали 130 человек по подозрению в террористической деятельности, связанной с ИГИЛ*, по данным доклада испанского исследовательского центра Королевский институт Элькано. Из задержанных 43% были гражданами Испании, 41% — Марокко; половина из них — иммигранты, а 40% — потомки выходцев из Марокко второго поколения, передает журналистка.

«Исламское государство»* хочет продемонстрировать, что оно способно нанести максимальный ущерб западным странам путем терактов, подготовку которых очень сложно выявить, — говорит старший аналитик Королевского института Элькано Карола Гарсия-Кальво — Нельзя сказать, что предотвратить их невозможно. Но, безусловно, полное отсутствие риска недостижимо».

«После нападения в Барселоне стало вероятно, что ИГИЛ* совершит намного больше атак в Европе и на Западе в целом», — предостерег в интервью La Repubblica журналист The Washington Post Джоби Уоррик, один из крупнейших экспертов по джихадизму и исламскому терроризму.

По мнению Уоррика, это не только вопрос мести за последние разрушительные военные поражения на местах, например в Мосуле: «Когда «халифата» не станет, «Исламское государство»* сконцентрирует все свои силы на совершении атак в Европе. Оно станет самым настоящим интернационалом террора».

«Исламское государство» в последнее время стало все чаще упоминать в пропагандистских материалах Испанию, особенно в чате в Telegram: за вовлеченность в Ирак, но также в свете своей мечты о «халифате» и мифа Аль-Андалуса — так мусульмане именовали Иберийский полуостров, когда завоевали его в VIII веке», — пояснил Уоррик.

«В середине июля джихадисты поделились через свои каналы в интернете чрезвычайно точными инструкциями по совершению атаки с помощью грузовика или фургона, намного более детальными, чем раньше», — отметил журналист.

Теракты, совершенные в последние несколько месяцев, продемонстрировали, что террористы наносят удар туда, где открытое общество наиболее уязвимо, пишет корреспондент Der Standard Александра Фёдерль-Шмид.

«Кто хотя бы раз был в Барселоне, знаком с самой большой пешеходной улицей города, она называется Рамбла. То, что террорист въехал в толпу именно здесь, показывает, что он хотел ранить и убить максимальное число людей: как местного населения, так, несомненно, и туристов», — замечает журналистка.

«Это может коснуться каждого, — пишет она. — Так стоит ли вообще отправляться куда-либо в отпуск? Может ли это случится во время прогулки или шопинга где-нибудь в Австрии? Может, лучше вообще не посещать никаких массовых мероприятий?»

Террористам нужно не так уж много, чтобы убивать людей: грузовик, например. Стопроцентной безопасности не существует: это может случиться везде, даже в отпуске, говорится в статье. Тем не менее, журналистка призывает «не дать запугать и ограничить себя, вести нормальную жизнь», в том числе «гулять по Рамбле, когда в следующий раз окажешься в Барселоне».


*»Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая организация, запрещенная в РФ.

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан