Удивительно, как сошлись на одной неделе два крупных события, направленные на сохранение русского языка в среде соотечественников Израиля.
В матнасе «Гиват-Рам» огромный интерес вызвал культурно-информационный вечер, который провели сотрудники Российского культурного центра, а в минувший четверг в «Эшколь-Пайс» уже во второй раз прошли Сезоны русского языка и литературы.
Первые сезоны были в ноябре прошлого года. Об этом напомнил один из координаторов фестиваля Алексей Дашковский. Он вручил Диплом детскому театру «Рассвет», который под руководством Эммы Янкелевой работает в «Русском клубе». Дети успешно выступали в ноябрьских Сезонах.
Организаторами Сезонов выступают Генеральное консульство Российской Федерации в Хайфе, Центр по работе с соотечественниками «Интернациональ 3», международный проект «Puzzle project international».
И, конечно, огромную поддержку этой инициативе оказывают мэрии северных городов Израиля, в Кармиэле – управление абсорбции под руководством Рины Гринберг.
Основные места проведения Сезонов вовсе не случайно сконцентрированы на севере Израиля: именно здесь проживает значительная часть русскоязычного населения страны. И фестиваль как раз служит развитию, пропаганде, изучению русского языка и роста интереса к русской культуре в среде русских и не только израильтян.
Вот и на этот раз кармиэльцев ждал не только спектакль, но и симпатичная выставка, которую подготовило Объединение соотечественников – выходцев из России.
Для многих было открытием, что в городе есть такие интересные художники, как Борис Князев и Елена Чашка, которые представили по пять своих работ.
Лариса Гельфанд выставила свое панно с аппликацией.
Но большую часть экспозиции занимали работы Бориса и Веры Стрельниковых и тех, кого они научили в обыденном видеть красоту и возможность проявить свое творчество. Мастера все время в поиске, постоянно осваивают новые техники, материалы и создают такие работы, которые могут украсить любой интерьер.
Многих удивили их тарелки и чашки, которые были орнаментированы специальными материалами и обожжены в печи – и получилось настоящее произведение народного творчества.
Глядя на работы из ракушек, невольно представляешь: летом, приезжая на море купаться, супруги не теряют время даром – собирают разнообразные ракушки, камешки, из которых затем будут созданы целые картины. Правда, на одной из них нашел свое место краб, выловленный на Брайтон-Бич…
И все-таки всеобщее внимание было отдано коллекции искусно изукрашенных яиц. Так и просится с языка – яйца Фаберже. И хоть инкрустированы они не золотом и драгоценностями, но не менее красивы, потому что в создание их Минакрин Зоя вложила много старания и души.
Она уже несколько лет занимается в стрельниковском кружке, освоила немало техник, и теперь у нее дома, у друзей и родных немало оригинальных работ – бутылок, тарелок, игрушек. Украшенные мелкими камнями, специальными цветными песками, бисером, стразами, они постоянно радуют глаз своих хозяев.
А потом была сказка. Всем известная «Золушка». Сюжет, знакомый всем с детства. Только в постановке театра Московского государственного университета «Театр++».
А значит – не совсем привычный, как сразу же предупредил Константин Печенежский, который привез этот спектакль в Кармиэль. В новой редакции он называется «Успеть до полуночи».
И, правда, мы увидели зажигательное веселое музыкальное костюмированное представление с удивительными превращениями, неожиданными признаниями, весельем и приключениями, даже в меру острой политической сатирой.
Помогали Золушке, а заодно и смешили публику не одна, а сразу четыре весьма продвинутые феи. Злая мачеха очень походила на современных жен, которые привыкли из мужей (их роль играл Лесничий) вить веревки.
У всех персонажей был свой характер, зрителям лишь оставалось ждать, что такого новенького и необычного выкинет каждый из них.
И, конечно, было превращение Золушки из несчастной замарашки-уборщицы в прекрасную незнакомку, в которую тотчас влюбился принц, кстати, наделенный не только взбалмошным характером, но и весьма положительными качествами.
Думаю, что постановка «Театра ++», продолжающего традиции старого университетского театра, была понятна зрителям всех возрастов.
Потому что это сказка, любимая с детства, хоть и сильно осовремененная.
Лина Карина
Фото Бориса Гинзбурга
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа