Главная / Полемика на сайте Хайфаинфо / Цви Зильбер. Шабатный джихад

Цви Зильбер. Шабатный джихад

Редактор и ведущий радио Кан-РЭКА

Специально для газеты «Эхо»

Мы снова оказались под атакой. Я говорю вовсе не о «кассаме», упавшем на территории садика в Сдероте. Будто мало нам радикализма и религиозного фанатизма от наших соседей, нам добавляют наши доморощенные мракобесы. Скорее всего, вся эта неделя будет проходить у нас под знаком закона о шабате. Попыток протолкнуть его в Кнессете в угоду религиозным партиям. Точнее, этот закон не о шабате, а о закрытия супермаркетов по субботам. Еще точнее – предоставлении министру внутренних дел полномочий отменять городские законы, разрешающие тем или иным заведениям работать по субботам.

Мы уже не удивляемся тому, что коалиционные интересы у нас порой превосходят соображения здравого смысла. Министр внутренних дел, даже если он уважаемый раввин, но он власть исполнительная. Городские законы принимает горсовет, который является властью законодательной. Члены горсовета избираются жителями города согласно установленной демократической процедуре раз в 4 года. Но дело даже не в надругательстве над политологической теорией. Структура демократии и разделения ветвей власти содержит в себе решение всех проблем, связанных с соблюдением субботы в том или ином городе. Судите сами: если доля религиозного населения высока, значит, их представителей в горсовете будет много, и, следовательно, городские законы будут превращать город по субботам в сонное и безлюдное царство. А если город светский, то и городские законы будут светские. В этом и состоял пресловутый израильский статус-кво, который поддерживал равновесие между «еврейским» и «демократическим». Светские и религиозные искали компромиссы и пытались минимально раздражать друг друга. Особо набожные даже запирают свои районы на замок, чтобы даже «скорая», «пожарная» и полиция нарушали святость субботы лишь в самых крайних случаях. И светские в это никогда не вмешивались.

Что же происходит теперь? Ультраортодоксы решили полностью демонтировать естественный демократический механизм, поставив всю хрупкую систему взаимоотношений между светскими и религиозными в каждом отдельно взятом городе в зависимость от политических интересов министра внутренних дел. «Но ведь у нас не всегда министром внутренних дел будет Дери», — скажете вы. Пусть так, но в любом случае это будет политик, который руководствуется не интересами горожан, а соображениями рейтинга и интересами своего электората. Может быть, жители Бейт-Шемеша будут очень довольны, что их министр запретит работу киосков по субботам где-нибудь в Гиватаиме. Но кто, в таком случае, защитит интересы жителей Гиватаима? Демократия предполагает механизмы, с помощью которых граждане смогут себя защитить. Граждане голосуют на выборах, чтобы их интересы были представлены во власти, они избирают горсовет, который принимает соответствующие законы. Но тут приходит министр в шляпе, который грубым росчерком все это упраздняет. И что делать? Выразить свой гнев на выборах парламентских?

В очередной раз мы с вами оказались в ситуации, когда права светских граждан висят на волоске. И волосок этот – пять мандатов партии НДИ. Где остальные мандаты, отданные политикам коалиции нами, светской частью Израиля, которая взяла на себя львиную долю гражданских обязанностей? Мы тащим налоговое бремя и наполняем своим трудом госбюджет. Мы отправляем детей в армию, ходим на резервистские сборы. Разве это не дает нам право проводить субботу так, как нам нравится?

Помните невероятно смешные мультики Олега Куваева, сегодня, кстати, израильтянина, про Масяню? Эти мультфильмы буквально взорвали русский сегмент Интернета в начале 2000-ых. Так вот, в одной из серий Масяня и ее бой-френд по кличке Хрюндель обсуждали как раз нашу тему. Хрюндель справедливо спросил, почему все так пекутся о «чувствах верующих». Чтобы их не оскорбить. А как быть с чувствами неверующих? Ими можно пренебрегать? На что Масяня (воспроизвожу по памяти) ответила ему, что у неверующих никаких чувств не бывает. Не в бровь, а в глаз!

Примечательно, голосование Либермана против закона о шабате на заседании правительства уже дало свои всходы. В разных партиях начинают пробуждаться трезвые голоса, которые все-таки признают за неверующими право на чувства. Шаррен Хаскель, родившаяся в Канаде, депутат от Ликуда, уже заявила, что не поддержит законопроект. Разброд и шатания наблюдаются и в партии Кулану. Но именно на пяти мандатах НДИ мы пока удерживаемся на краю этой пропасти. Именно поэтому закон не провели еще на прошлой неделе. И, будем надеяться, не проведут. Израильские религиозные партии, конечно, прекрасно научились спекулировать на «чувствах верующих», выбивая для себя все новые и новые выгоды. Но нынешняя ситуация напоминает мне шабатный джихад. По крайней мере, на словах. Они готовы взорвать ситуацию, совершить политическое самоубийство и пойти на досрочные выборы. Как я уже сказал, фанатизма и радикализма в нашем регионе хватает и без них. Но их, по-моему, тоже подпитывают эти энергии. Поэтому порой становится не по себе.

Впрочем, некоторые призывают проще смотреть на вещи. Пускай, дескать, принимают законы, раз они такие непримиримые и бескомпромиссные. Мы все равно эти законы не собираемся соблюдать. Все равно киоски будут работать. Каждый шабат их будут штрафовать, они немного повысят цены, а мы с вами, соответственно, будем всю эту историю финансировать. Как мы финансируем все остальные капризы, продиктованные «чувствами верующих». В очередной раз наши политики под видом закона преподнесут нам порцию лицемерия за наши же деньги.

Здесь, на мой взгляд, вопрос принципиальный. Точно так же можно сказать, что признание Иерусалима нашей столицей ничего не значит, потому что в реальной жизни все останется по-старому. Не согласен. Важны и символы, и официальные заявления, и формулировки законов. Мне, как светскому человеку, очень неуютно становится в моей стране при виде ее трансформации в Иран. Неужели государство Галахи некому остановить? Неужели придется снова искать более подходящую страну, где нет полиции нравов и никто не заглядывает в твою тарелку? Но, видимо, права Масяня. У неверующих никаких чувств не бывает. По крайней мере, у наших лидеров, заключившихся стратегический союз с мракобесами.

Кстати, Лицман уже не будет министром. Не то, чтобы кто-то огорчился по этому поводу. Просто его партия решила в очередной раз подчеркнуть свое непризнание еврейского государства. Они будут пользоваться всеми преференциями еврейского государства, будут ходить на выборы и требовать все большую долю пирога. Но они нас не признают, игнорируют свои гражданские обязанности. Они «замминистры». Чтобы только получать. А кому не нравится – тот антисемит и «харедофоб». Ведь у неверующих… Вы помните.

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан