Главная / Новости / Шмуэль Розов: путешествие из Петербурга в… Хайфу

Шмуэль Розов: путешествие из Петербурга в… Хайфу

 

Отель «Дан Кармель», автовокзал «Бат-Галим», здание, в котором размещается центральный офис фирмы «Амисрагаз» на Адаре, здание строительной компании «Солель боне», дом основателя Палестинской электрической компании Петра Рутенберга и даже небольшой искусственный пруд со скульптурой козлика на Аллее Луи, все эти сооружения, так хорошо известные жителям Хайфы, построены по проектам… одноклассника Владимира Набокова Самуила Розова.

Однако, обо всем по порядку. Самуил (Шмуэль) Розов родился в 1900 г. в Санкт-Петербурге. В столице Российской империи его семья проживала в доме по адресу Каменноостровский проспект, 9. Его отец  Израиль Аншелович Розов (1869-1948) был верным соратником известного деятеля сионистского движения Владимира Жаботинского. И. Розов  представлял в России интересы крупнейшей британской нефтяной компании “Шелл”, был членом Большого Исполнительного комитета сионистской организации и наблюдательного совета Еврейского Колониального Банка, а также стоял у истоков создания газеты “Рассвет”, органа сионистов России.. На VII Всероссийском сионистском съезде в мае 1917 г. И. А. Розов был назначен финансовым директором Центра, задачами которого были сбор средств на нужды движения внутри России и организация массовой алии в Палестину.

Муля (так в детстве называли Самуила) поступил в знаменитое Тенишевское коммерческое училище, выпускниками которого были, в частности, художник Н. Купреянов, публицист О. Волков, поэт О.
Мандельштам. Однако, особые отношения связывали С. Розова со своим однокашником, будущим автором «Лолиты» В. Набоковым. В письме, которое писатель написал Розову в 1937 г. есть такие слова: «Ты из немногих людей, с которыми я хотел бы остаться на ты навсегда. Я иначе не могу к тебе обращаться”. И далее: «Ты был Вениамином училища. Ты ходил в котиковой шапке с ушами. Когда натыкался на какую-нибудь трудность в задаче, быстро как-то хватался за уголки рта. Щербинка восьмеркой на носу, сбоку. Прекрасные, умные глаза. Желтоватый, коротко остриженный, — а потом ежом под Керенского, — который теперь трогательно радуется, когда я рассказываю о таких вещах или напоминаю ему стихи Каннегисера: свобода, свобода, свобода! — Керенский на белом коне. Я немного завидовал тому, как тебя все любили и тому, что ты нес так легко, как бы не замечая».

С 1915 г. Самуил Розов и его младшая сестра Иеудит становятся членами организованного в Варшаве в 1911 г. гимназического кружка профсоюзного движения “а-Хавер”, с началом первой мировой войны переместившего свои филиалы из восточной Европы на территорию России. Официально нелегальная, деятельность “а-Хавера” не ограничивалась лишь академическими рамками, а ставила целью пропаганду своих идей среди масс еврейских школьников и студентов.

Не случайно, вспоминая одноклассника в тенишевские годы, В. Набоков
называет Мулю Розова “пламенным сионистом”. По словам будущего великого писателя, в эти годы они «обсуждали Чехова, поэзию и Сионизм”…

В 1917 г. семья Розовых покидает Россию и, в конце концов, оказывается в английской столице, куда И. А. Розов заблаговременно сумел перевести часть своего солидного состояния. Именно в Лондоне пути одноклассников вновь пересеклись. Говорят даже, что при поступлении в Кембридж Набоков одолжил у школьного товарища его тенишевский диплом, в котором были более высокие, чем у него, оценки успеваемости…

Окончив Лондонский университет и, получив диплом гражданского инженера и архитектора, С. Розов уезжает в Берлин, а в 1924 г. вместе с женой Ревеккой поселяется в Палестине, где сначала обосновывается в Тель-Авиве. Год спустя у них рождается сын, Арье, который впоследствие тоже становится архитектором. В 1927 г. семья переезжает в Хайфу, где ее глава становится главным архитектором основанной П. Рутенбергом Палестинской электрической компании. По его пректам строятся хайфская тепловая электростанция и комплекс сооружений на гидроэлектростанции на реке Иордан, дома для работников Электрической компании, а в 1939 г. особняк для П. Рутенберга. По поводу последнего стоит сказать, что Рутенберг заказал Розову спланировать даже специальный фуникулер, на котором  можно было бы подняться к его дому из нижнего города. И только скоропостижная кончина хозяина Электрической компании 3 января 1942 г. не дали осуществиться этому грандиозному замыслу.

Любопытный эпизод в жизни С. Розова случился  в летом 1948 г, когда он находился на военно-воздушной базе «Тель Ноф», где по его проекту там строился ряд сооружений. Вечером перед днем торжественного открытия базы стало известно, что ее завтра должны посетить премьер-министр страны, начальник генштаба армии и руководитель ВВС. И тут выяснилось, что база не имеет своего герба и флага. И тогда С. Розову поручили немедленно придумать эмблему авиабазы. Самуил работал всю ночь, а на следующее утро над базой уже развивался флаг с придуманным им гербом, вышитым на нем его женой Ревеккой. Крылатый этот знак с шестиконечной звездой и мечем, обвитым оливковой ветвью так понравился начальству, что был немедленно принят как официальный символ военно-воздушных сил молодого государства, и с незначительными изменениями продолжает им оставаться до сегодняшнего дня.

В 1951 г. С. Розов принял самое активное участие в создании «Лиги за отмену религиозного диктата в Израиле». Впоследствие, в совершенстве
владея несколькими иностранными языками, он отвечал в этой организации за связи с представителями зарубежных правозащитных движений.

В 60-е годы С. Розов становится членом городского совета по перспективному планированию Хайфы. При этом, по его проектам в городе строятся такие важные сооружения, как гостиница «Дан-Кармель» (1963г.) и центральный автовокзал «Бат-Галим» (1974г.), который, как писала о нем тогда местная пресса, был «самым великолепным и самым удобным не только в Израиле, но и на всем Ближнем Востоке». Собственно, этот автовокзал должен был стать той центральной доминантой, вокруг которой и предполагалось дальнейшее развитие северной столицы Израиля. Этого, однако, не случилось. И сегодня Хайфа, наверное, один из немногих городов в мире, так и не имеющий своего главного центра. В этом,
однако, уж точно нет вины Самуила (Шмуэля) Израильевича Розова, именем которого благодарные хайфчане даже назвали улицу в районе Чек-Поста.

Юрий Полторак

Юрий Полторак-гид и автор путеводителей по Хайфе, Акко, Назарету и «Вокруг моря Галилейского», которые можно приобрести во время пешеходных пятничных экскурсий, проводимых много лет под эгидой HaifaRu.co.il Расписание экскурсий ЗДЕСЬ

Оригинал статьи на сайте haifaru.co.il

قالب وردپرس

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан