Главная / Полемика на сайте Хайфаинфо / Вы хочете песен? Их есть у меня. Вот только – акцент…

Вы хочете песен? Их есть у меня. Вот только – акцент…

…Брюссель. 24 января я был с группой израильских журналистов в зале заседаний Европарламента, где, как и каждый год в эти дни, торжественно отмечался День памяти жертв Холокоста, приуроченный к 27 января, — дате освобождения Освенцима. Заседание завершилось траурной молитвой, которую читал военный раввин ЦАХАЛа. Зал слушал его стоя, в траурной тишине. Европа, весь мир в эти минуты отдавали дань памяти миллионам погибших в огне Катастрофы евреев.

На следующий день, прилетев в Израиль, я узнал, что в тот же вечер, 24 января, израильский певец Авив Гефен, сын журналиста и автора песен Йонатана Гефена, разместил на своей странице в социальной сети Facebook комментарий по поводу требования министра обороны Израиля Авигдора Либермана не пускать в эфир армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ» его отца, который перед этим опубликовал текст, сравнивающий арабку Ахэд Тамими, напавшую на военнослужащих ЦАХАЛа, с Анной Франк и Ханой Сенеш. В своей публикации Авив Гефен обвинил Либермана в том, что тот… борется с песнями (?!). Ахед Тамими, напомню, это – та самая арабка, которая напала на наших военнослужащих, пытаясь ударить их, всячески провоцируя дальнейшее насилие с их стороны, чтобы представить израильских военных в виде монстров, избивающих женщин. Телекамеры, ожидавшие насилия от военнослужащих ЦАХАЛа, запечатлели их выдержку и дисциплину. Провокация не удалась. Вот с этой, с позволения сказать, молодой дамой израильский поэт и композитор Йонатан Гефен (подчеркну: ИЗРАИЛЬСКИЙ!!!) сравнил Анну Франк, еврейскую девочку, ставшую символом Катастрофы, и героиню борьбы с фашизмом Хану Сенеш, — обе они погибли от рук нацистов, оккупировавших Европу. Если уж такое сравнение прозвучало, если эти имена поставили в один ряд, то позволительно спросить: а какую страну оккупировал ЦАХАЛ, солдат которого нагло провоцировала Ахед Тамими, полностью уверенная в своей безнаказанности? Отметим: шумная попытка защитить автора такого сравнения прозвучала практически одновременно с поминальной молитвой в честь погибших в Катастрофе евреев, которую стоя слушал зал Европарламента. Так величие памяти о наших погибших соплеменниках совпало по времени с крикливой пошлостью, предназначенной для того, чтобы напомнить о себе, попасть в громкие заголовки, получить очередную дозу суперпопулярности (причем, благодаря не творческому успеху, а, так сказать, сомнительно-публичному поведению) и конвертировать ее в денежных знаках. Все – на продажу! А ведь эти люди видимо считают себя израильской, а может – и еврейской интеллигенцией…

Утром 25 января в твиттере Авигдора Либермана появилась ответная запись: «Ты ошибаешься, Авив Гефен. Я не борюсь с песнями. Я борюсь с ложью, я борюсь против сравнения террористки, которая пользуется сдержанностью солдат и офицеров израильской армии, защищающих всех нас, с героической Ханой Сенеш, я борюсь с презрением к Холокосту». И далее, пишет министр обороны: речь идет о человеке «…который сравнивает девочку, погибшую в Катастрофе и героиню, боровшуюся с нацистами, с соплячкой Ахэд Тамими, напавшей на солдат. Жажда Гефена увидеть его имя в заголовках газет отвратительна и возмущает». И выступление Авива Гефена, и реакция Авигдора Либермана цитировались многими израильскими СМИ, которые продолжали обсуждать происходящее.  Говорили об этом и мы с коллегами на «Журналистском парламенте» радио КАН-РЭКа, пройти мимо подобных явлений было невозможно.

Да, министр обороны потребовал не пускать Йонатана Гефена на «Галей ЦАХАЛ». Я не знаю, входит ли такой запрет в полномочия министра. Да, честно говоря, и не хочу знать, пусть с этим разбираются юристы. Предпочел бы поддержу одного из коллег по «Журналистскому парламенту», чтобы подобный запрет исходил не от военного министра, а от редакционного совета, который бы вынес его в силу однозначной оценки радиослушателей и нравственной позиции радиоканала. Однако, «Галей ЦАХАЛ» — военная радиостанция; согласитесь: если радиостанция, которая называется «Галей ЦАХАЛ», окажется рупором для людей, которые готовы поддержать тех, кто оскорбляет наших военнослужащих, воинов того же ЦАХАЛа, то это будет нонсенс уже не только с точки зрения здравого смысла, общественной и человеческой морали, но и с позиций элементарной правовой логики.

Впрочем, оказывается, есть и иная мораль, и иная логика. Скандал продолжался. И те, кто хотел в нем встать на позиции Йонатана и Авива Гефенов (а значит, вольно или невольно, и Ахед Тамими), нашли в этом весьма показательном споре новые аргументы. Так, радиоведущий, популярный в прошлом рок-певец Гиди Гов в ходе своего выступления на «Радио Тель-Авив» выразил свое возмущение тем, что репатриант, говорящий с русским акцентом (имея в виду Либермана), выступает против Йонатана Гефена. Обратите внимание, эти господа, кажется, желавшие выдать вышеприведенные сентенции за некие принципы, в качестве одного из них привлекли откровенный шовинизм, прямую ксенофобию, даже не завуалированную для приличия.

Это уже не просто драма нашего культурного и общественного пространства, общественной морали. Это уже просто какой-то трагифарс по жанру. Там нас называли «евреями», здесь – «русскими». Я, в принципе, гордился и горжусь принадлежностью к обеим культурам, но ведь те, кто награждает меня, еврея во всех поколениях, подобными эпитетами, хотят превратить их в оскорбление. Здесь нам говорят о «русском акценте», с которым не пристало говорить о «самом» Йонатане Гефене, мол, «не кошерно». Там мне нередко давали понять, что с моей картавостью  (даже при двух высших гуманитарных образованиях, одно из них – историческое, второе — творческо-искусствоведческое и культурологическое) не стоит рассуждать о русской культуре. Мою картавость (да и только ли мою?) всегда пытались передразнить: в детстве – в лицо, потом – за глаза, подчеркивая этим, что нечего, дескать, лезть «со свиным рылом в калашный ряд». Картавлю я, между прочим, не в силу национальной принадлежности (так уж совпало), а по причине своеобразного строения полости рта, извините за подробности. Но кого это там интересовало? Раз картавишь – то, для тамошнего антисемита, ты – еврей, недочеловек. Раз говоришь «с русским акцентом», то, для Гиди Гова ты… Велика ли разница? Один из моих коллег назвал в «Журналистском парламенте» такое отношение Гиди Гова – антисемитизмом, поскольку речь шла об оскорблении еврея. Сказано, конечно, было в полемической запальчивости. Но коллега абсолютно прав в том, что происходящее мало отличается по своей природе от антисемитизма, оба явления — одного корня, от одного общественного заболевания. Тот, кто проигрывает в принципиальном споре, испытывая недостаток ума и культуры, или просто хочет показать себя лучше другого, нередко ищет опору в ксенофобии и национальном чванстве. Это про них была когда-то веселая, но, если вдуматься, очень острая и злая шутка: «Грузины лучше, чем армяне! Чем лучше? Чем армяне…»

После вышеприведенных эскапад депутат Кнессета Юлия Малиновская (НДИ) направила юридическому советнику правительства Мандельблиту официальное обращение, в котором потребовала начать уголовное расследование против журналиста и радиоведущего Гиди Гова за подстрекательство и расистские высказывания в отношении русскоязычных репатриантов. Что ж, интересно, как отреагирует на это депутатское обращение юридический советник правительства. Или его активности хватает только на защиту премьер-министра в щекотливых ситуациях и именно для этого он там и сидит?

Гиди Гов извинился за свое заявление по поводу русского акцента, но скандала это не остановило. Йонатан Гефен тоже извинился за сравнение Ааэд Тамими, напавшей на солдат ЦАХАЛа, с Анной Франк и Ханой Сенеш. Уж не знаю, искренни ли эти извинения или оба просто почувствовали, что «пахнет жареным». Не уверен, что израильское общество готово вступиться за «русских», но отдавать микрофон тем, кто сравнивает Анну Франк и Хану Сенеш с Ахед Тамими или взялся бы поддержать такое сравнение, народ вряд ли захочет. В ответ на извинение г-на Гефена министр обороны Авигдор Либерман заявил: «Тот, кто признает свою неправоту, должен быть прощен». В настоящий момент неизвестно, означает ли это, что Либерман отменил свое распоряжение не транслировать на радиостанции «Галей ЦАХАЛ» песни Йонатана Гефена и не интервьюировать его. Что ж, Авигдору Либерману с высоты его общественного статуса министра обороны и политического лидера, как говорится, виднее. Я же, как простой человек, еще очень долго, пока все это не забудется, предпочту не слышать в израильском эфире голоса, ассоциирующиеся со сравнением Анны Франк и Ханы Сенеш с Ахэд Тамими или откровенным шовинизмом и ксенофобией. Как-то их слова и песни в обозримом будущем будут для меня звучать на другой лад и с другим акцентом. Впрочем, это – мое личное мнение.

Марк Горин,

гл. редактор газеты «Спутник»

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан