- ХАЙФАИНФО - http://haifainfo.com -

Давид Фабрикант. Бороться и не сдаваться

Всегда внимательная, исполнительная, заботливая – такой вижу Ирину Гольдину. Конечно, влияют годы, влияют болезни, но это не мешает ей участвовать в общественной жизни коллектива хостеля, где живет и «Теплого дома», расположенного на улице Радак 17 в городе Хайфа, а также в Комитете воинов-инвалидов города. Ира не воевала, она вдова участника Великой Отечественной войны. Ее рассказ о своем муже.
Родился Борис Гольдин в городе Рогачеве Гомельской области 16 сентября 1924 года. Еще до начала войны в 1939 году в армию был призван его старший брат Самуил. Он был сержантом. В августе 1941 года в боях за Одессу и область под Гайвороном пропал без вести. Немцы приближались к родному дому. Борис вместе с отцом Рахмиэлем, матерью Ривой и двумя братьями эвакуировались в Воронежскую область Новохоперский район. Через три месяца переехали в город Чкаловск, затем Новотроицк.
Люди, побывавшие в эвакуации знакомы с теми условиями, в которых приходилось жить в то военное время. С собой редко кто захватил зимнюю одежду, а зимы были не простыми, стояли лютые морозы. К тому же голод был в семьях не редкостью. В подобных условиях находились и Гольдины. Всем нужно было трудиться, чтобы все члены семьи могли получать продовольственный паек.

[1]
1943 год. Немецко-фашистские войска отступали. Но жаркие бои продолжались, враг вовсе не хотел сдаваться. Погибших, раненых среди воинов Красной армии было много. Армия нуждалась в новом пополнении боевых частей. 23 сентября 1943 года семнадцатилетний Борис Гольдин был призван в действующую армию. Сражался с немецкими захватчиками в составе 135 стрелковой дивизии 276 артиллерийского стрелкового полка. Воевал на Западном, 2-м Белорусском, Прибалтийских фронтах, был наводчиком артиллерийского расчета.
На долю их подразделения выпало освобождать западные районы Советского Союза, в том числе Белоруссию. 25 октября 1943 года при форсировании реки Проня Могилевской области Борис был ранен, получил тяжелую контузию и сильнейшее ранение в области груди, были сломаны ребра. Медицинский персонал подобрал его, и он был отправлен вначале в эвакогоспиталь города Унеча, затем в эвакогоспиталь № 2997 города Серпухова. Только через пять месяцев Борис Гольдин вновь вернулся в боевую часть. Послужил до середины августа 1946 года, был награжден орденом «Отечественной войны I степени, боевыми медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», медалью Жукова и др. После демобилизации вернулся в родной город Рогачев.
Что мог парень в семнадцать лет успеть окончить? В крайнем случае, десятилетку. Еще будучи в госпитале Борис решил стать медиком. Поэтому поступил и успешно окончил Минский медицинский институт. Отправили его работать доктором в Ельский район город Ремизы.

[2]
Однажды Борис Гольдин решил проведать брата Абрама, который был директором вечерней школы в Ельске. Там увидел молодую красивую кареглазую девушку, преподавательницу русского языка Ирочку Горелик, влюбился. Ира преподавала русский язык в селе Скародное, приехала в Ельск навестить родителей. Через некоторое время Борис вновь появился в этом городке и предложил ей свои руку и сердце. Отказать такому симпатичному парню она не могла, поженились. Вскоре они оба переехали в Ельск, где жили ее родители, у них был свой дом. Здесь в районном городе Борис трудился доктором невропатологом и психиатром, а вскоре стал заместителем главного врача районной больницы. У них родились прекрасные дети: дочь Рита и сын Александр.
Итак, Борис Гольдин прошел через горнило Великой Отечественной войны. Немало пришлось пережить и Ирочке Горелик, ей исполнилось всего девять лет, когда гитлеровские полчища ворвались в Белоруссию. Семья быстренько сообразила, что нужно эвакуироваться. Смогли сесть в теплушку и отправились, а куда – сами не знали. Пока все были вместе: отец Лейзер, мама Мера, старший брат Аркадий, сестра Раиса и Ира. Очутились они в городе Фергана Узбекской ССР. В Ельске у них был дом, сад, участок, жили неплохо. Здесь же было голодно и холодно.
Ирина рассказала: – Моя мама работала в колхозе, мы ей помогали, вместе собирали хлопок. Тех продуктов, что нам выдавали не хватало. Мне приходилось залезать на тутовое дерево, срывать ягоды и питаться ими. Отца призвали в армию, вскоре и брата Аркадия. Брат мамы работал директором леспромхоза Кировской области. Мы с ним списались, объяснили наше положение, он вызвал нас к себе. Мы переехали. Мама стала руководить пищекомбинатом в городе Вятка. Здесь стало жить легче. Когда советские войска освободили Белоруссию, мы вернулись домой. Я окончила школу, потом педагогический институт, работала учительницей в деревне Скародное, пока не вышла замуж. Более тридцати лет отдала учебе молодых ребят.
Шли годы, евреи стали уезжать в Израиль. В 1990 году семья Гольдиных в полном составе тоже репатриировалась. Несколько лет жили на съемной квартире, затем Борису и Ире дали комнату в хостеле. И в этой стране первое время было нелегко. Нужно было осваивать язык, платить за квартиру, думать о благополучии детей. К тому же давали знать раны Бориса, полученные в боях с врагом, он несколько лет болел, Ира ухаживала за ним. В 2002 году ее муж умер.
Можно согнуться под тяжестью горя, но лучше заняться чем-то полезным. Ирина включилась в общественную работу. О ней сказано выше. Дети не забывают свою маму, бабушку, каждую пятницу они посещают ее. Хотя ноги болят, другие органы беспокоят, Ирина Гольдина всегда готова придти на помощь другим. Она не сдается.