Песенка, короткая как жизнь сама
В Афуле выступил известный израильский бард и радиоведущий Александр Дов
Этой встречи в афульском центре культуры Бейт Познак любители авторской песни ждали давно. Об ее организации горожане попросили заместителя мэра города, д-ра Бориса Юдиса, благодаря энергии и настойчивости которого и состоялся вечер.
— Давно в этом зале не было аншлага, — сказал д-р Борис Юдис, предваряя выступление гостя. – И все это потому, что давно к нам в город не приезжали исполнители такого уровня. Огромное спасибо Александру, за то что он нашел время и возможность побывать у нас, ведь его выступления проходят с аншлагами и в других городах Израиля. Уверен, мы встречаемся на этой сцене не в последний раз.
При этом каждое упоминание имени Александра Дова зал сопровождал дружными аплодисментами. В тот момент эти аплодисменты были своего рода зрительским авансом, но в конце встречи каждый ее участник, каждый слушатель был по-настоящему очарован атмосферой вечера и исполнительским мастерством гостя.
«Лавка старьевщика» — так назвал Александр Дов программу, с которой он приехал в Афулу. Пожалуй было бы неверно употребить слово «концерт», так как манера выступления Дова – диалог, непрерывный диалог со зрителем.
Почему «Лавка старьевщика»?
Сам Александр объясняет это название так:
— Наверное, в прошлой жизни я был коллекционером или, проще сказать, старьевщиком. Я очень люблю старые вещи, мне нравится их трогать, я даже люблю их запах . Но еще больше я люблю старые песни. Да, конечно, я пишу новые песни, исполняю их, но старые все равно люблю больше. Потому что за каждой из них стоит жизнь, воспоминания, связанные с тем когда, как и где были услышаны те или иные стихи и мелодии. И, конечно, слушая старые песни, мы немного молодеем, потому что это воспоминания нашей юности. Да и песни, словно старые друзья, «помнят» и нас в те годы, будто рассказывают нам о прекрасных моментах нашей жизни.
Нужно отметить, что старьевщик из Александра получился отменный. Словно профессиональный коллекционер, который отлично помнит историю появления в своей коллекции той или иной вещи, Дов готов много и с любовью рассказывать о песнях, которые поет, об их авторах и, конечно, свои истории знакомства с популярнейшими в России поэтами, бардами, актерами. Словно в лавке старьевщика, где у каждой вещи есть свое место, в концертной программе Дова для каждой строки есть своя тематическая «полочка».
А для каждой темы — эпиграф, конечно, из Окуджавы.
Ведь не случайно еще в СССР Дова признавали одним из лучших исполнителей песен маэстро.
— Я познакомился с Булатом Шалвовичем в 1986 году в Самаре, — рассказывает Александр Дов, — на фестивале, как тогда это называли, самодеятельной песни. Я был членом жюри, а Окуджава — его председателем. В какой-то момент он попросил у меня гитару. Он перестроил ее на свой манер (Булат играл на шестиструнке, настроенной под семь струн). Эта гитара есть у меня до сих пор. Она давно потеряла звук, давно пылится на шкафу, но выбросить ее рука не поднимается. Ведь на ней играл Он.
С тех пор были и другие встречи с Окуджавой, творчество которого занимает огромное место в жизни Александра Дова. Он с большим удовольствием и мастерством читает стихи Булата, знает огромное количество его песен, в том числе не самых популярных, но от этого не менее красивых.
Думается, что говорить о любимых или самых любимых авторах Дова не вполне уместно. Словно в лавке старьевщика, у каждой из исполняемых им песен есть свое законное место. Единственное, в чем нельзя отказать ему, как коллекционеру, — в отменном вкусе, с которым подобраны каждая строка и каждая нота.
Неожиданным в числе имен исполняемых авторов, например, стало имя турецкого поэта-коммуниста Назыма Хикмета (стихотворение «Песни людские» в переводе Давида Самойлова).
Но, как сказал Дов,:
«от того что некоторые поэты были коммунистами,
они не перестали быть хорошими поэтами».
Свое место в программе Дова занимают, например, и плоды совместного творчества актеров Владимира Качана и Леонида Филатова, или песни Григория Дикштейна. Ну и конечно Высоцкий, Галич, Новелла Матвеева, Евгений Клячкин…
— Я приехал в Израиль в июне 1990 года, — рассказывает Александр Дов. – А Клячкин приехал на два месяца раньше меня. Не помню как, но мне удалось добыть его телефон и договориться о встрече. Он жил в городе Бней-Барак. Я рассуждал тогда примерно так: «Он приехал на два месяца раньше меня и, наверняка, уже устроился… (здесь Дов делает большую паузу, а зал смеется), он мне поможет». Когда я приехал и увидел, как Евгений Исакович «устроился», я так и не посмел высказать свою просьбу. Он жил тогда в огромной пустой квартире, в которой стояла сохнутовская мебель – кривоватый обеденный стол, узкие кровати, на которых с трудом, но можно было спать. Найденный, видимо, на улице компьютерный столик был завален учебниками иврита.
И действительно, нарисованная Довом картинка вдруг переносит слушателей, большинство из которых, как и он, приехали в Израиль 20 лет назад, в атмосферу того времени. Времени Большой алии, пустых квартир и сохнутовской мебели….
Много воды утекло с тех пор… В песенной коллекции за эти годы появились очередные экспонаты (произведения, написанные в прошлом столетии), а также новые, родившиеся здесь и сейчас. Дов записал в Израиле несколько дисков, он с 1991 года (момента основания радиостанции) успешно работает на радио «РЭКА».
На встрече в Афуле Александр дал возможность выступить и авторам – афульчанам:
Михаилу Лащинскому, дуэту СУдоКу (Фаина Судкович, Катя Удаль).
К коллегам по цеху он относится максимально корректно и уважительно.
Зал не хотел отпускать Дова со сцены, но гость закончил выступление словами:
«Давайте разойдемся, пока нам этого не хочется».
Слушатели согласились, помятуя об обещании Александра приехать еще.
Видео репортаж Игоря Нижника см. на сайте www.afula.ucoz.ru
Анастасия Шоломицкая
Снимки фотокора сайта Натальи Пинской
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа
На мой взгляд сделано профессионально. И фото и статья. Удачные по фазе моменты.
Был на концерте Дова в Тель Авиве и полностью согласен с авторами.
Успехов и побольше таких же репортажей !
Прекрасная статья, и очень хорошие фотографии…В стране я недавно, всего три
месяца, но уже успел проникнуться горячей симпатией к Александру Дову (поскольку
слушаю «Радио РЭКА»), а вот теперь его увидел. Умные добрые глаза, обаятельная
улыбка, полное отсутствие этого оголтелого желания непременно «произвести
впечатление», которое так раздражает в современных исполнителях. Прост — и
оттого вдвойне симпатичен. Фотографии действительно сделаны мастерски.
И очень славно, что звучат эти старые песни, ибо в них есть СМЫСЛ, а это нынче
дорогого стоит.
Как это здорово! Прекрасное торжество человеческого разума…
пожилые люди забывают о своем возрасте и несут людям вечное
доброе…об одном из таких последних из могикан блестящий
репортаж тандема-журналиста и фоторепортера не только знакомит
с уникальной личностью ,но и заставляет обернуться в прошлое и
задуматься о будущем…