Главная / Хайфаинфо - Литературная гостиная / Саратовская бабушка Романа Абрамовича

Саратовская бабушка Романа Абрамовича

 

                                                                            

 

Бабушка Романа Абрамовича — Фаина Борисовна Грутман.

             Что потеряешь — не найдешь,

                                                                                         А что найдешь — не надо…

                                                                                         Всегда ищи в себе вину,

                                                                                        Не бойся покаяния…

                                                                                        Цените жизнь не за длину,

                                                                                        Цените — содержание.

                                                                                 (из стихотворения неизвестного автора)

 

============================

Фото профиля Александра ПукемоваАлекс Златин

От автора:

Почему этот цикл называется “Сага” – интересуются читатели.

Отвечаю:

это термин, который пришел к нам из глубины веков и скорее всего, происходит от исландского глагола segja — говорить, и обозначает повествование, начинающееся с представления действующих лиц.

Внутренний мир и эмоции персонажей изображены в сагах лаконично и сдержанно.

Целью саг было описать события и людей, заслуживающих внимания. Если говорить о саратовских евреях, они этого явно заслуживают.

===================================

 

«У Романа Абрамовича есть все, о чем может только мечтать большая половина мужского населения нашей страны. Он — отец семерых детей, значительное время занимал престижную должность губернатора Чукотки, владелец футбольного английского суперклуба, хозяин домов и замков в Великобритании и Франции.

Он запросто может подарить лучшему другу яхту стоимостью в 140 млн. долларов, а супруге запросто купить фешенебельный отель на престижном горнолыжном курорте.

 Его денег действительно могло бы хватить на многое.

Но гораздо важнее для него было постараться для своей бабушки похороненной на еврейском кладбище в Саратове»…

 

 

                        Не судите, ибо сами судимы будете

 

В публикации на эту тему говорится, что «на роскошном монументе (черный гранит, ручная работа) место для фотографии пустует.

Лишь выгравированная надпись на иврите под шестиконечной звездой:

«Здесь покоится женщина Фаина дочь Бориса по фамилии Грутман. Умерла в 5751 году от сотворения мира. Мир праху твоему».

 

— Кто здесь лежит? — удивляются частые посетители погоста, бросая косой взгляд на монумент. — Фамилия какая-то незнакомая…

В ответ смотритель кладбища разводит руками.

Наверное, все-таки лукавит автор. На самом деле уж кто-кто, а смотритель знает, кто и где похоронен. И уж, тем более, речь идет о родной бабушке одного из самых богатых людей Романа Абрамовича.

Разумеется, работник кладбища нас сразу привел к месту захоронения любимой бабушки Абрамовича. Секрета здесь из этого никто не делает. Правда, говорят, что когда возникли разговоры о том, что старый памятник будет обновляться, рассчитывали, что человек, пожертвовавший значительные средства на этот памятник, может позаботиться, чтобы всю аллейку, ведущую к нему, сделают по европейским стандартам (украсят красивыми цветами, обновят покрытие дорожки). Хотя и сейчас чувствуется, что о месте захоронения здесь заботятся. И неправ журналист, когда пишет, что «цветов у подножия памятника почему-то никогда не бывает». Накануне нашего прихода они были. И могу заверить, что это не было сделано специально к нашему приходу. Хорошо, что есть в Саратове люди, для кого память об этом человеке представляет особую ценность.

Судя по отрывочным воспоминаниям, больше всего на свете Фаина Грутман боялась одиночества. Ее не покидало чувство вины, связанное с внуком и ближайшей родней. Если убрать все сплетни и пересуды, то все можно свести к непростым обстоятельствам их жизни.

В данном случае автор попытался отфильтровать досужие разговоры и вымыслы оставив только достаточно объективное отображение жизненных обстоятельств, в которые по воле судьбы попала Фаина Борисовна.

Как говорится в Священном писании: «Не судите ибо сами судимы будете».

     Родилась она 16 октября 1906 г. в Киеве. Ее мать звали Рахиль Соломоновна, отец — Борис Григорьевич.

По свидетельству знавших ее людей была прекрасная кулинарка, прекрасно готовила национальные еврейские блюда, которыми, выходя во двор, угощала соседок. Доподлинно известно также, что Фаина Борисовна  много лет выписывала «Комсомолку», называя газету с улыбкой «сплетницей». Бывший журналист этого издания

Сергей Сквозняков дал на этот счет информацию, которая довольно часто цитируется. По свидетельству знавших ее людей, как отмечает корреспондент, была великолепная кулинарка, прекрасно готовила национальные еврейские блюда, которыми, выходя во двор, угощала соседок. До выхода на пенсию работала товароведом. Ее трудовая деятельность началась с 16-ти лет. Первая запись в трудовой книжке свидетельствует о том, что 3 октября 1938 года Грутман была зачислена на должность инспектора в один из трестов Главхлеба. Вплоть до эвакуации в Саратов в начале августа 1941 года и далее в ее послужном списке работа в сфере торговли. На пенсию вышла, как положено, в 55 лет. Размер пенсии  в последние годы жизни составлял  109 рублей 96 копеек.

 

       Еле-еле  сводили концы с концами

 

Если учесть, что в тот год в стране началась инфляция, деньги стали обесцениваться чуть ли не ежедневно, последние дни своей жизни бабушка Романа Абрамовича с трудом сводила концы с концами.

Есть предыстория, связанная с переездом бабушки в Саратов: «В городе на Волге,- как пишет журналист Сергей Гавердовский,- Фаина Грутман с 3-летней дочерью Ириной оказались осенью 41-го.

Им чудом удалось бежать из оккупированной фашистами Украины. Вся остальная родня погибла в Бабьем Яру.

Так что можно считать, что Фаине с дочкой повезло. В Саратове эвакуированные поселились в коммунальной квартире четырехэтажного дома по улице Советской. Им досталась небольшая комнатка с двумя железными кроватями, комодом и столом. Зарплаты хватало лишь на самое необходимое. В саратовской женской средней школе №3 мама олигарха проучилась до восьмого класса. «Ирку все любили: простодушная, наивная, все воспринимает с широко открытыми глазами, — рассказывает школьная подруга Ирины Клара Старшова. — В школе Ира, наполовину украинка, наполовину еврейка, считалась первой красавицей. Приятное впечатление не портил даже крупный носик».

 

      Бабушка дочку очень любила

 

Потом Фаина Борисовна, несмотря на отсутствие интереса дочери к музыке, отдала ее в музыкальное училище.

Свое решение мудрая еврейка мотивировала так:

музыкант всегда заработает на кусок хлеба.

На последнем курсе «музыкалки» Ирина выскочила замуж. Но брак быстро распался.

Устройством судьбы дочери Фаина Борисовна решила заняться сама. Через приятельницу в еврейской общине познакомила ее со студентом-заочником автодорожного института Аркадием Абрамовичем. И была очень рада, когда молодые решили пожениться. Аркадий жил в Республике Коми. Их семью выслали на Север из Вильнюса в начале войны, когда Прибалтика вошла в состав СССР.

После свадьбы молодожены переехали в Сыктывкар, где  Аркадий пошел на повышение в крупной строительной фирме. Ближе к родам он отправил жену в Саратов, где была бабушка.

 

 

   Родился Рома в Саратове

 

Миллиардер родился в первой городской клинической больнице Саратова 24 октября 1966 года. Роды принимала врач-акушер Лидия Наливкина. Фаина Борисовна привела к ней дочь не случайно. Та считалась в 60-е одним из лучших гинекологов Саратова.

— Все прошло без осложнений, сказала она,- мальчишка родился крупный — настоящий богатырь!

И потом она вспоминала:

— Я потом еще несколько раз встречала Иру. С коляской она гуляла во дворе. Знала бы, кем станет, получше тогда ребенка рассмотрела! — смеется Наливкина.

Когда маленькому Роме исполнилось полгода, Ирина уехала на Север к мужу. Летом они все вместе гостили в Саратове.

— В тот ее последний визит к маме я встретила Ирочку у магазина. Она сказала, что очень плохо себя чувствует, ей все время хочется полежать, — вспоминала одноклассница Ирины Валерия Приезжева. — «Меня в мужниной семье все барыней зовут. Один чулок надену, другой уже сил нет», — горько улыбнулась она. Бедняжка еще не подозревала, что смертельно больна…

Когда врачи наконец поставили Абрамович точный диагноз «лейкоз», помочь молодой женщине уже было нельзя.

 

Трагические мотивы жизни

Школьная фотография: Роман Абрамович – третий справа в верхнем ряду.

Ребенку не исполнилось еще и трех лет, как он остался круглой сиротой.

Мать олигарха, Ирина, скончалась 23 октября 1967 года. Через полтора года погиб его отец (Аркадий Абрамович скончался в результате аварии на стройке в 1969 году).

Воспитывать ребенка взялся родной дядя Романа по отцовской линии Лейб Нахимович. О трагической кончине родителей мальчика оповестили только спустя тринадцать лет. До этого времени Роман даже не подозревал, что живет в приемной семье. А еще он недоумевал, откуда взялась странная баба Феня из Саратова, которая так часто отправляла ему подарки, а при редких встречах с ним всегда горько плакала.

— Мы познакомились с ней в начале 70-х годов. Фаина тогда уже носила траур по умершей дочери Ирине. Грутман произвела на меня незабываемое впечатление. Она была высокоинтеллектуальная, образованная, начитанная женщина, — рассказывает близкая подруга бабушки Абрамовича Валентина Стрелкова. — Жила в просторной светлой комнате. Обстановка на первый взгляд казалась достаточно простенькой. Но я то знала, что в допотопном серванте у нее хранилась дорогая раритетная посуда, шкаф был забит добротными вещами, посередине стоял круглый дубовый стол со стульями. В углу — импортное шикарное пианино.

Большого труда стоило Фаине Борисовне уговорить дядю Романа Лейба Нихимовича, чтобы тот позволил ей повидаться с внуком. Ее просьбу Абрамович согласился выполнить при жестком условии — женщина ни в коем случае не станет разглашать семейную тайну и ни единым словом не обмолвится о настоящих родителях мальчика.

— Фаина сдержала слово, — вздыхает собеседница. — Когда Рома поинтересовался, почему у всех его ровесников две бабушки, а у него три, нареченный отец ребенка не смутился и придумал легенду, что Фаина Борисовна является ему двоюродной бабушкой. Конечно, ей было непросто выдержать этот обман. Вернувшись из Москвы, куда к тому времени переехал Рома, она нам подробно все рассказала. При этом непрерывно плакала и глотала сердечные капли.

 

     Бабушка внука очень любила…

 

Только в 16 лет, когда пришло время Роману получать паспорт, ему открыли правду. Фаина Борисовна тогда сразу рванула в столицу.

— Помню, мы провожали ее до вокзала. Она была невероятно взволнованна перед поездкой. Неожиданно ей стало плохо. Пришлось обратиться в привокзальный медпункт, где ей оказали первую помощь, — вздыхает Стрелкова. — Мы взяли с нее слово, что она прекратит рыдать и возьмет себя в руки. А потом с нетерпением ждали ее возвращения. Из Москвы Фаина вернулась другим человеком. Она расцвела, повеселела и, кажется, даже помолодела.

Да и Роман потом отправился к ней с ответным визитом на берега Волги. После этого они стали переписываться. Второй раз в Саратов Абрамович приехал уже в качестве председателя кооператива «Уют», специализировавшегося на изготовлении детских игрушек из полимера: Красные Шапочки, слоники, крокодильчики (несколько штук до сих пор хранится в квартире его первой жены Ольги). Целью визита тогда, весной 1990 года, было налаживание связей с людьми, реализующими дефицитную в перестроечные времена продукцию. Ну и, конечно, надо было навестить бабушку.

В дальнейшем Грутман практически почти всю пенсию тратила на скромные подарки внуку.

 

                                       Трудные времена

 

— За последние годы Фаина заметно сдала, — вспоминает Валентина Стрелкова. — Хвори замучили бедную женщину — у нее страшно болело сердце, отнимались ноги. Первое время она передвигалась с помощью одной клюки, потом уже еле поднималась с кровати, опираясь на две палки. Выходить на улицу ей стало не по силам. Она не могла самостоятельно спуститься в магазин за хлебом и часто обращалась за помощью к соседям, чтобы те купили ей продукты.

80-е годы когда последние скудные финансовые сбережения были израсходованы на лекарства, Фаина Борисовна вынуждена была продать за бесценок всю свою старинную посуду. С молотка пошли подсвечники тонкой ручной работы, серебряные и золотые столовые приборы.

А потом дошла очередь до самой дорогой для нее вещи — Фаине пришлось расстаться с пианино, — продолжает Стрелкова. — Продажа инструмента, который долгие годы служил ей памятью о рано ушедшей из жизни дочери, стала для нее серьезным ударом. Железная кровать и тумбочка — все, что осталось от былой роскоши.

Дело еще и в том, что Грутман была инвалидом I группы. У нее был диабет, который дал осложнение на зрение. К 70 годам она практически ослепла. В итоге она вынуждена была взять себе квартирантку из медучилища. Молоденькая девочка покупала ей хлеб, варила каши.

                    Осталось лишь письмо

 

24 апреля 1991 года, в половине первого ночи, в возрасте 84 лет Фаина Борисовна Грутман умерла.

В 11 часов того же дня приехал катафалк, и тело было предано земле на еврейском кладбище.

По словам знавших Грутман при жизни, незадолго до своей смерти она просила передать любимому внучку на память золотые часики и колечки. Все это было передано, как символ бабушкиной любви.

 В последнее время за немощной старушкой взялась бескорыстно ухаживать сотрудница еврейского благотворительного общества.

 — Ромик звонил бабушке и женщина и этим звонкам была несказанно рада, — рассказывает бывшая сиделка Грутман Любовь Киреевна. — Она никогда не жаловалась ему на жизнь, не плакалась. За месяц до смерти попросила медработницу написать письмо внуку, но велела отправить его только после своей кончины.

Вот строки из него:

“Здравствуй, Ромочка! Ты уже давно стал взрослым. Ближе тебя у меня нет человека. Комнату я переписала на твое имя. Прости, что не сохранила для тебя пианино — единственную память о твоей матери. Возможно, ты будешь ругать меня за это, но я была вынуждена продать его, чтобы расплатиться с долгами. А еще я хочу попросить у тебя прощения за то, что так и не сумела стать для тебя настоящей бабушкой”.

 

Что поражает, достаточны было Фаине Борисовне только намекнуть внуку, что у нее трудное материальное положение, он бы тут же помог.

Но ей не хотелось напоминать о себе столь мелкими просьбами. И она переживала свои проблемы молча.

Да еще в глубине души корила себя, что в решении семейных вопросов своей дочери, вмешивалась не по делу.

 Памятник как память

 

Табличка на кладбищенской ограде Ф.Б. Грутман с неверно указанным годом рождения (фото Сергей Сквознякова, 2004 г.)

— Говорят, Ромочка появился в Саратове спустя неделю после ее смерти, — вспоминает Любовь Матвеевна. — Он ни с кем не общался из знакомых Фаины Борисовны, лишь забрал альбом с фотографиями Через десять лет после кончины бабушки летом 2001 года Роман Абрамович вошел в список самых богатых людей планеты, составляемый журналом Forbes. В том же году на могиле Фаины Грутман появился шикарный памятник». Понятно, что человек, проявивший последнюю заботу о бабушке, не захотел себя обозначать. Ведь душевные раны быстро не заживают, поэтому ему хотелось сделать хоть что-нибудь…

 

Могилу бабушки Романа Абрамовича на еврейском кладбище г. Саратова навещала её подруга – Наталья Сенникова (фото Сергея Сквознякова, 2004 г.)

Read more: http://www.conspirology.org/2012/08/kak-pelenali-oligarxa-chast-3.htm#ixzz5Bbwhasv7

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

4 комментария

  1. Марина

    Вчера посетили могилу Фаины Борисовны (я живу в этом же районе неподалеку). Кладбище, конечно, в удручающем состоянии, к тому же снег только сошел, много мусора. Чтобы пробраться к могилке, надо еще хорошо постараться, оградки все слепленные между собой настолько, что нет даже минимального расстояния для прохода. Калитка ограды отсутствует, вообще снята с петель, цветов нет. Памятник очень хороший, видно, что дорогой, только вот наклонился немного назад. А ведь у бабушки скоро день памяти, она 24 апреля умерла. Даже не знаю, придет ли кто-нибудь, чтобы навести там порядок. Если уже некому, может сами пойдем.

  2. Татьяна

    Позитивная статья… никакой грязи.👍

  3. Александр К.

    Автор, как всегда, на высоте. О российских олигархах (Р. Абрамович — в их первых рядах) редко прочтешь что-либо позитивное. Они для большинства из нас — лишенные души и совести богатеи, неправедно нажившиеся на народном добре. Каким образом Роману Абрамовичу удалось стать тем, кем он стал, — предмет особого исследования. В материале Алекса Златина мы видим и живого Рому, и его трогательные взаимоотношения с бабушкой…

    Стереотип хищного хапуги-капиталиста меркнет.

    На первый план выдвигаются — доброта, отзывчивость, способность жалеть и сопереживать, жертвовать, любить… Качества, которые, неизбежно, присутствуют в каждом из нас, но, порою, напрочь (и очень незаслуженно!) застятся негативно воспринимаемыми элементами успешности — деньгами, достатком…

    • Александр

      Спасибо за хороший анализ. Именно это хотел сказать и оценить столь благородную натуру еврейской женщины- бабушки Романа Абрамовича.

      КАКОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. Ему, разумеется, было что унаследовать.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан