- ХАЙФАИНФО - http://haifainfo.com -

Илья Розенфельд. Проигравшим – покинуть гонку

В настоящее время избирательная гонка выходит на финишную прямую. Октябрь будет очень тяжелым месяцем, который потребует самых больших вложений энергии, трудодней, человекочасов, больших бюджетов. С другой стороны, всем уже понятно, что многие списки не пройдут. Более того, это понятно и руководителям, и активистам, и спонсорам этих списков.
У психоаналитика Эриха Фромма в книге «Душа человека. Революция надежды», в рассуждениях о принятии решений, есть такая аналогия: «Хороший пример – игра в шахматы. Предположим, два одинаковых по силе игрока начинают партию, соответственно они имеют равные шансы на выигрыш (правда, у белых есть преимущество, но нас в данном случае это не должно занимать).
Проигравшим – покинуть гонку - relevant [1]

Эрих Фромм

Другими словами, каждый из них одинаково свободен выиграть партию. Но после пяти ходов ситуация выглядит уже иначе. Оба все еще могут выиграть, но А, сделавший лучший ход, имеет больше шансов на выигрыш. Теперь он, так сказать, более свободен выиграть, чем его противник Б. Но и Б все еще свободен выиграть. После нескольких дальнейших ходов, которые были сделаны А вполне успешно, и Б не смог отразить их соответствующим образом, можно констатировать вполне определенно, что А выиграет, но только почти. Б все еще может выиграть. Через несколько ходов игра заканчивается. Если Б хороший игрок, он поймет, что больше не свободен выиграть, еще до получения мата он поймет, что проиграл. Плохой игрок, не умеющий правильно оценить решающие факторы игры, продолжает питать иллюзию, что он может еще выиграть, даже после того, как он больше не свободен это сделать. Из-за этой иллюзии он должен играть вплоть до горького конца и позволяет поставить своему королю мат».

Проигравшим – покинуть гонку - relevant [2]

То есть о том, что партия проиграна игрок знает заранее. Приведя этот пример, Фромм пишет: «Если речь идет только о проигранной партии в шахматы, то этот ход, конечно, нельзя назвать «горьким». Однако если речь идет о смерти миллионов людей только потому, что генералы не были достаточно искусны и объективны, чтобы увидеть, что они проиграли войну, то здесь обозначение «горький конец» вполне оправдано».

Фромм пишет, что в ХХ веке Германия дважды пережила такой горький конец. Сначала в 1917 году, а затем в 1943 году. В обоих случаях немецкие генералы не поняли, что они больше не способны выиграть войну, и тем не менее они совершенно бессмысленно продолжали ее вести и пожертвовали миллионами человеческих жизней.

То есть жизни немцев, которые были отданы в 1918 году — это были жертвы уже проигранной войне. Жертвы абсолютно бессмысленные.

Помните историю фараона из книги «Исход», у которого ожесточилось сердце? Фромм считает, что наша способность принимать правильное решение всегда находится в связи с нашей жизненной практикой. Чем дольше мы принимали неправильные решения, тем больше «ожесточается» наше сердце; чем чаще мы принимаем истинные решения, тем «мягче» становится наше сердце, или, правильнее сказать, тем живее оно становится.

Поговорим о вещи менее разрушительной чем мировая война, но тоже похожей на шахматные партии. О муниципальных выборах.

Проигравшим – покинуть гонку - relevant [3]

В настоящее время избирательная гонка выходит на финишную прямую. Октябрь будет очень тяжелым месяцем, который потребует самых больших вложений энергии, трудодней, человекочасов, больших бюджетов. С другой стороны, всем уже понятно, что многие списки не пройдут. Более того, это понятно и руководителям, и активистам, и спонсорам этих списков.

Так зачем они идут на напрасные жертвы уже проигранной кампании?

Я в последнее время пытался уговорить нескольких руководителей списков в разных городах сойти с дистанции. И никто не согласился.

Что удивительно… Не соглашаются даже те, кто идет за свои деньги. Не соглашаются те, для кого поражение на выборах обернётся тяжелыми потерями, трудноподъёмными долгами. Иногда даже необходимостью продать квартиру.

Но зачем?

Проигравшим – покинуть гонку - relevant [4]

В разговоре люди объясняют. Например: «Ну как же я брошу, я же уже потратил 50 тысяч».

Не могу понять этого аргумента. Если ты потратил напрасно пятьдесят тысяч, то не лучше ли воздержаться от напрасной траты ещё двухсот или трехсот? Думай не о том, что ты потратил, а о том сколько ты можешь сберечь.

Другой аргумент выглядит не менее жалко: «Но ведь за мной пошли люди. Я же обману их ожидания». Конечно, людям, которые пошли за тобой это будет неприятно. Проработать ещё месяц, надеяться и проиграть?! Это не предательство по отношению к этим людям?!

И, наконец, заранее обреченный на провал, но тупо идущий до конца список — это предательство избирателей. Поскольку, если, допустим, в Хайфе три списка, которые представляют русскоязычных избирателей, а шансы пройти есть только у одного, то голосование за непроходимый — это голоса, выброшенные в мусорные урны. Если в Ришоне есть четыре русскоязычных списка, но по крайне мере два не имеют малейшего шанса пройти, то голосование за них, это разбазаривание голосов.

Проигравшим – покинуть гонку [5]