Главный экономист министерства финансов опубликовал еженедельный обзор, который посвящен на этой неделе прибыльности крупнейших производителей продуктов питания и влияния на эту прибыльность такого фактора, как повышение минимальной заработной платы.
В связи с тем, что крупнейшие производители продуктов питания в Израиле — это частные компании, акции которых не торгуются на бирже, финансовые отчеты этих компаний не разглашаются и не публикуются, в отличие от финансовой документации государственных компаний и открытых акционерных обществ.
Главный экономист министерства финансов по поручению министра финансов Моше Кахлона (“Кулану”) провел тщательное изучение данных производителей продуктов питания, представленных ими государству в лице Налогового управления. Последние доступные данные о прибыльности и производственных затратах компаний относятся к 2016 году, главный экономист анализирует динамику изменений и сравнивает результаты с другими актуальными показателями. Поскольку речь идет о частных компаниях, в опубликованном обзоре не указываются названия концернов по производству продуктов питания и конкретные цифры их расходов и выручки, анализ сосредоточен на процентных соотношениях. Главный экономист Минфина также оценивает истинность заверений владельцев изученных компаний по поводу необходимости повысить цены на свою продукцию якобы из-за резко возросших в результате повышения минимальной заработной платы расходов.
В соответствии с отчетом главного экономиста министерства финансов, в 2016 году прибыльность крупных производителей продуктов питания составляла 12,7% — это наивысший показатель за последние 20 лет и гораздо более высокий показатель, чем прибыльность компаний традиционной промышленности и/или оптовой торговли. При этом доля затрат на выплату заработной платы по отношению к торговому обороту этих компаний находится на одной из самых низких отметок с начала предыдущего десятилетия.
Главный экономист напоминает, что крупные производители продуктов питания объявили о планируемом с нового года повышении цен на значительную часть своей продукции. Он отмечает, что планируемое повышение (если бы оно все же произошло) последовало бы после умеренного (на 0,5%) снижения цен на продукты питания в последние годы. Тем не менее, в последнее десятилетие индекс цен на продукты вырос в номинальном исчислении на 25%, на 7 процентных пункта в сравнении с ростом индекса потребительских цен. Соотношение цен на продукты в Израиле к покупательной способности (PPP, или паритет покупательной способности) по состоянию на 2014 год было на 25% выше, чем в странах OECD.
Крупные производители и импортеры продуктов питания аргументировали свое решение повысить цены возросшими производственными затратами (подорожанием сырья и повышением заработной платы), которые якобы уменьшили их прибыльность. Глава Минфина решил не полагаться на эти утверждения и попросил специалистов ведомства проверить их истинность. Выяснилось, что прибыль десяти крупнейших производителей продуктов питания (до уплаты налогов) в 2016 году составляла полмиллиарда шекелей, то есть, около 13%. Для сравнения, в 2007 году прибыльность этих компаний составляла всего 7%. То есть, в период с 2007 по 2016 год, когда номинальный рост индекса цен на продукты питания вырос на 24%, а реальный — на 5%, уровень прибыльности производителей продуктов вырос почти вдвое.
Резкий рост прибыльности частных компаний по производству продуктов питания со второй половины прошлого десятилетия привел к значительному повышению рентабельности собственного капитала и сопровождался при этом снижением затрат на оплату труда работников.
Если в 2008 году затраты на оплату труда работников составляли 63,1% от производственных затрат, то в 2016 году — 55,3%. Несмотря на то, что доля затрат на оплату труда работников в последние годы имеет тенденцию к снижению во всех отраслях рынка, в израильских частных компаниях по производству продуктов питания наблюдается особенно значительное снижение. В целом, в коммерческом секторе Израиля доля затрат на оплату труда работников составляла в 2008 году 63,2%, и к 2016 году снизилась до 59,9%.
Главный экономист Минфина проверил также долю работников, получающих минимальную заработную плату, которая выросла с 2015 года на тысячу шекелей в месяц до 5300 шекелей. В десяти крупнейших компаниях страны, производящих продукты питания, по состоянию на конец 2017 года работали около 10 тысяч сотрудников. Их средняя зарплата составляла 12.000 шекелей, что выше, чем средняя зарплата в коммерческом секторе (10.000 шекелей). При этом отмечается, что в большей части компаний средняя зарплата ниже, чем средняя зарплата по коммерческому сектору, и высокие показатели в одной из компаний влияют на статистику всех 10 рассмотренных фирм.
Около половины всех сотрудников 10 компаний (44%) проживают в Тель-Авиве и в центре страны, и они получают наиболее высокие зарплаты. В периферийных районах проживают 37% работников, они получают самые низкие в этих компаниях зарплаты. При этом крупные производители продуктов питания не спешат повышать зарплату работникам: так, в период с 2014 по 2017 годы, когда минимальная зарплата повышалась трижды, в коммерческом секторе зарплаты выросли на 7,9%, тогда как в 10 рассмотренных главным экономистом Минфина компаниях — только на 3%. Однако в период, предшествовавший повышению минимальной зарплаты по стране, а именно с 2011 по 2014 годы, зарплаты работников 10 крупнейших производителей продуктов питания выросли на 9,1%, тогда как в целом по коммерческому сектору они повысились всего на 6,2%. Из этого следует, что повышение минимальной зарплаты повлияло на затраты крупнейших производителей продуктов питания гораздо меньше, чем на остальной коммерческий сектор. Главный экономист называет повышение данной статьи расходов “несущественным” в сравнении с объемом продаж этих компаний.
Для публикации отчета главного экономиста Минфина из этого документа были изъяты все названия изученных компаний и их точные финансовые показатели, как из текста, так и из графиков. Однако при переговорах министра финансов с руководителями концернов были озвучены их реальные финансовые показатели, что привело к отмене решения о планируемом повышении цен.
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com