Главная / Полемика на сайте Хайфаинфо / Цви Зильбер. Завидуя Либерману, или Кто такие в Израиле «новые правые»?

Цви Зильбер. Завидуя Либерману, или Кто такие в Израиле «новые правые»?

Специально для газеты «Эхо»

Нафтали Беннета и Айелет Шакед уже кто только не назвал Дедом Морозом и Снегурочкой. Русскоязычные пользователи социальных сетей ухватились за этот прикол очень быстро. Действительно, министр образования и министр юстиции преподнесли всем новогодний сюрприз. Развалив Еврейский дом, они теперь трансформировались в «новых правых».

Конечно, в канун Нового года, когда пишутся эти строки, трудно воздержаться от соблазна, чтобы свести все к здоровому еврейскому юмору. И не только потому, что Еврейского дома, как политической партии, мне нисколько не жаль. Честное слово, в оригинале МАФДАЛ был гораздо лучше. Все-таки давайте попробуем проанализировать ситуацию.

Новые правые появились в Европе лет 20 назад. В Израиле о них впервые заговорили, когда Авигдор Либерман выступил с планом обмена территориями и населением. Тогда его называли «новым правым», ведь новые правые ставили национальную гомогенность выше территориальной целостности. Они выступали за национальное государство, которое будет обслуживать исключительно интересы своего народа. Новые правые выступали за территориальный передел, чтобы политические границы соответствовали границам этническим. Но это же полная противоположность идеологии Беннета и Шакед, которые выступают за за немедленную аннексию обширной части территорий, где проживают сотни тысяч палестинцев. Разумеется, наших героев, в отличие от того же Либермана, нисколько не смущает, что всем им нужно будет дать гражданство, платить пособия, предоставлять социальные льготы, обеспечить здравоохранением, образованием, и т.д. Все это обойдется в миллиарды шекелей, которые нам совсем не лишние. Я даже не говорю о том, к каким международным последствиям это может привести. То есть, новыми правыми в политическом смысле Беннет и Шакед не являются. Они как раз старые правые, догматичные, мессианские, которые время от времени ведут себя, как обезьяна с гранатой. Если бы не истерика Беннета, который не мог подождать несколько дней до вступления Трампа в обязанности президента США, то не было бы резолюции СБ ООН, осуждающей поселения. Пока Трамп в Белом доме, он придерживает ее реализацию. Но у меня такое ощущение, что она нам еще аукнется. Причем не только электорату Беннета, проживающему на территориях.

Что же на самом деле стоит за столь отчаянным шагом Беннета и Шакед? Как утверждают авторитетные израильские обозреватели, этот план у них лежал в ящике давно. Его предполагалось задействовать в тот день, когда Нетаниягу уйдет в отставку из-за расследований. Конечной целью этого плана было подмять под себя беспомощный и растерянный Ликуд, после чего нацелиться на премьерское кресло.

Но обстоятельства изменились. Досрочные выборы означают, что в партии Еврейский дом будут проводиться праймериз. И у наших героев не было никакой уверенности, что партийные активисты проголосуют за них. Внутренние отношения в Еврейском доме стали весьма напряженными, Смотрич дышит Беннету в затылок, а на Шакед вообще там смотрят, как на белую ворону. Нечего нескромной светской даме делать в религиозной партии!

Более того, Шакед и Беннет взяли в расчет и ту возможность, что юридический советник правительства Авихай Мандельблит все-таки предъявит Биньямину Нетаниягу обвинительное заключение, и тогда фортуна может развернуться к ним лицом.

Беннет очень завидует Либерману. Ведь он тоже был против перевода денег ХАМАСу, но Либерман встал и ушел, а Беннет смалодушничал. Это Беннет должен был развалить правительственную коалицию и пожать плоды, которые достались лидеру НДИ.

Чтобы выжить из ситуации хоть какую-то пользу, Беннет выдвинул ультиматум: хочу быть министром обороны — или выборы. Разумеется, оборону ему не дали. Оборона – это не игрушки, разве можно отдавать ее человеку, который своем министерском посту ничего не делал. Беннет сначала было решил уйти. Ультиматум же! Даже подготовил пресс-конференцию, чтобы громогласно об этом сообщить. Но смалодушничал второй раз. Биньямин Нетаниягу знает его до кончиков ногтей. Советник по национальной безопасности Бен-Шабат по заданию премьер-министра накануне ночью встретился с влиятельными раввинами и закрыл все вопросы. Заявление Беннета о том, что он остается в правительстве по причине «серьезности момента» были сюрпризом для кого угодно, только не для Нетаниягу и Бен-Шабата. Раз с мальчиком говорить не получается, они будут говорить со старшими. Тем более, что Нафтали всегда слушался раввинов.

К чему я веду? Когда наши герои говорят нам об истинной идеологии правого лагеря, которую они будут претворять в жизнь посредством своей партии, то это обычная демагогия. Никогда наши герои не отличались идеологической принципиальностью. Обычные действующие лица израильской политической игры, оппортунисты, которые руководствуются исключительно сиюминутными рейтингами. Их идеологию и принципы всегда разрешается обойти. Например, по причине «серьезности момента».

Многие израильские обозреватели говорят, что ситуация напоминает 1992 год, когда ссоры в правом лагере и появление множества правых партий привели к тому, что десятки тысяч голосов правого лагеря полетели в мусорную корзину, в результате чего было сформировано левое правительство, которое принесло нам соглашения Осло. Какими бы симпатяжками ни были Нафтали и Айелет, которая, кстати, тоже особых достижений на посту министра юстиции за собой не записала, вряд ли им удастся перетянуть вправо избирателей центристских и левых партий. Они будут вести борьбу внутри своего лагеря, отбивая голоса у Ликуда, НДИ, Еврейского дома, Ткумы и ШАСа. Впрочем, Авигдор Либерман уверен, что его электорат сохранит верность НДИ и не пойдет за Беннетом, потому что избиратели НДИ не только правые, но еще и светские.

Беннет с Шакед сегодня говорят, что они отказываются от религиозного характера. У них партия будет 50 на 50, светско-религиозная. Возможно, Беннет снова покажет «русским» клип с салатом оливье на Новый год, пожурив слегка за «нееврейскую» традицию. Так будет происходить и в смешанной партии, ведь основной постулат у них – чувства верующих. А у неверующих, как вы понимаете, никаких чувств нет. То есть, это будет партия для религиозных и светских, готовых всегда «уважать чувства верующих». Проще говоря, нельзя быть наполовину беременной.

Как будет вести себя партия Беннета и Шакед на голосованиях за общественный транспорт по субботам? По гражданским бракам? По призыву ультраортодоксов в армию? У меня нет в этом никаких сомнений – только вместе с «харедим», как скажут влиятельные раввины.

Что будет дальше? Скорее всего, новая партия оттянет несколько мандатов у других и одной из первых поспешит в новую коалицию Биньямина Нетаниягу. Другие сценарии для Беннета просто тупиковые. Дальше Беннет и Шакед опять получат какие-то незначительные министерские посты и снова будут бездельничать, дожидаясь очередной возможности. Не было бы так обидно, если бы это не было стол очевидно.

С Новым годом всех читателей!

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан