- ХАЙФАИНФО - http://haifainfo.com -

Александр Гольденштейн. Государство в государстве

Четыре года назад, когда Айелет Шакед была назначена на пост министра юстиции, многие в правом лагере возрадовались. Молодая, амбициозная, правая – в Шакед они видели именно того человека, который сможет изменить и реформировать насквозь прогнившую судебную систему в стране. Так как историю эти люди вряд ли учили, даже совсем недавнюю, то я им говорил прямо – ничего у неё не получится. Если только она замахнётся – не нанесёт удар, но лишь замахнётся – жернова сразу же придут в действие и превратят её в пыль. И поэтому, «ванговал» я, ничего она не изменит. Более того, даже не попытается, потому что она не совсем тупая, и понимает, к чему может привести даже мечтание о каких-либо реформах – благо судьба неугодных системе министров юстиции Яакова Неэмана и Хаима Рамона известна каждому (кроме моих правых друзей).

Четыре года спустя, могу сказать, что, к сожалению, прав был именно я. Шакед много говорила, много выступала, играла в политику, развалила партию, сумела – спасибо и на том – назначить одного консервативного судью в Верховный суд. Она втирала очки, и заставила многих поверить, что при ней ситуация улучшилась, и что печальное наследие бывшего президента Верховного суда Аарона Барака, нанесшего страшный удар по принципу разделения властей в Израиле, потихоньку стирается. Но на деле Шакед лишь укрепила тот самый пресловутый Дип-стейт…

Вкратце – что такое Дип-стейт? Это Глубинное государство, Государство в государстве. Это союз невидимых институтов власти, которые в тайне от общественности и официальных властей принимают важнейшие решения, наплевав на выбранное гражданами правительство. Фактически речь идет о существовании бесконтрольной власти, не подотчетной никому — ни официальным властным структурам, ни тем более общественности. Судьи, прокуроры, владельцы СМИ, чиновники высшего звена – люди, способные росчерком пера загубить чью-то карьеру, приостановить политически инициативы, продвигать свою повестку дня. Они представляют для демократии не меньшую – а на мой взгляд и большую опасность – чем Иран и боты Путина вместе взятые.

Итак, посмотрим на деятельность госпожи Айелет Шакед за последние четыре года, и решим, была ли она хорошим министром.

Прокуратура сливает в прессу материалы следствия ПМ Биньямина Нетаниягу, как сливала до этого все остальные интересные материалы. Это, прошу обратить внимание, уголовно наказуемое деяние. В данном случае речь идёт о попытке повлиять на выборы – но потребовала ли Шакед от полиции хотя бы провести проверку? В студиях вечерних новостей сидят журналисты Гай Пелег и Авиад Гликман, и зачитывают секретные протоколы! Гликман, самое смешное, женат на сотруднице пресс-службы прокуратуры! Но Шакед ничего не предприняла, чтобы это безобразие прекратить, более того, она изо всех сил защищала Дип-стейт.

Бригадный генерал запаса Галь Хирш был назначен Генеральным инспектором полиции в 2015-м году. Сутки спустя против него началось следствие, и назначение пришлось отменить. Хирш, неугодный истеблишменту вояка, был три года под следствием, и всем, следившим за развитием событий, было ясно, что ему шьют дело. Дело до суда не дошло, развалилось, но время прошло, момент был упущен, и хоть ложечки нашлись, осадочек остался. Машина Дип-стейта вновь показала, что она, и только она будет принимать решения, а не какие-то премьер-министр и министр внутренней безопасности. Шакед за эти три года не предприняла ровным счётом ничего, хотя на её глазах разрушалась и уничтожалась карьера талантливого человека, на которого возлагались большие надежды. Более того, она, как и во всех остальных случаях, яро поддерживала «систему».

Генерал Гай Нир, бывший начальник разведотдела полиции, раз за разом пытался получить защиту Минюста, чтобы передать компромат на высшее руководство структуры, в котором прослужил несколько десятилетий. По его словам, Генинспектор Рони Альшейх, генерал Мени Ицхаки и многие другие фактически готовили переворот. Нир утверждал, что у него есть документы, аудиозаписи и доказательства того, что в полиции собирали досье на всех неугодных Дип-стейту людей, чтобы в нужный момент запустить следствие, как в случае с Галем Хиршем. Шакед пальцем о палец не ударила, чтобы разобраться, и все жалобы Нира были проигнорированы.

В прошлом году в Кнессете обсуждался частный законопроект депутата Амира Оханы («Ликуд»), который резонно предложил изменить процесс назначения юридических советников министерств. Фактически, юр.советники – одни из самых влиятельных и эффективных представителей Дип-стейта, они могут просто-напросто «валить» любые неугодные им законопроекты. До сих пор юр. советники назначались в результате конкурса, однако Охана предложил, чтобы юридический советник министерства назначался напрямую ответственным министром, как и другие советники министра, ведь это поможет министру реализовывать политику, которую поддержал избиратель. «Система» встала на дыбы – она могла лишиться мощнейших рычагов влияния – и после предварительной «артподготовки» бывших верховных судей и юридического советника правительства Авихая Мандельблита во всех крупных СМИ, в бой была брошена Шакед. Она «кастрировала» инициативу Оханы, предложив свою. Согласно её законопроекту избирать юридических советников будет особая комиссия, назначаемая министром, а юридический советник правительства получит полномочия утвердить или отвергнуть решение комиссии. То есть, граждане, голосуя за тех или иных политиков, или за те или иные партии, всё равно ничего не решают – над ними сидит Мандельблит (или его сменщик), и словно небожители, сами тасуют колоду.

Примеров много, однако и этих должно хватить, чтобы понять – никакой реформы нет, не было, и в ближайшее время не будет. Айелет Шакед, как представительница правого лагеря, должна была в первую очередь бороться с зарвавшимися чиновниками, де-факто управляющими страной. Но она ничего толкового не сделала в этой сфере, более того – защищала где могла как Генерального прокурора Шая Ницана – одного из самых ангажированных, циничных и беззастенчивых чиновников в стране, так и юр.советника правительства Мандельблита. В эти дни она ведёт сейчас кампейн с требованием дать ей вновь Минюст.

Получит она его или нет – я не знаю, но то, что толку от неё нет, и она лишь покрывает Дип-стейт у меня не вызывает никаких сомнений. Шакед – не просто бумажный тигр, который рассказывает о своих «успехах», и гордится псевдо-реформами, которые очень напоминают определенный мучной продукт, который вешают нам на уши. Она олицетворяет собой один из самых ярких парадоксов Израиля: на протяжение почти 40 лет народ голосует за правых, но правят им левые.

 Александр Гольденштейн