- ХАЙФАИНФО - http://haifainfo.com -

Сохранить и передать

Распри среди фракций внутри еврейского ешува, а также еврейских движений в мире во время второй мировой войны в условиях отказа принятия евреев правительствами стран, имели печальные последствия для европейских евреев.

Удивляет и отношение прессы, в том числе в Эрец Исраэль, к происходящим в Европе трагическим событиям. Этому вопросу была посвящена конференция Объединения журналистов Хайфы и Севера: «Поведение средств массовой информации во время Холокоста и в наши дни».

В июле 1942 года, через несколько месяцев после того, как в Эрец-Исраэль достигла первая информация о массовом уничтожении польских евреев, члены Агудат-Исраэль обратились к главам Сохнута с предложением создать комитет по спасению евреев, в который бы вошли представители всех фракций Эрец-Исраэль, сионистских и несионистких.

Но у председателя Сохнута Бен Гуриона были свои соображения по поводу «всемирного комитета».

В конце концов Сохнут откликнулся на просьбу ультраортодоксальных евреев по объединению всех фракций еврейского ишува, включая Агуду, для спасения европейского еврейства.

Какова же была реакция средств массовой информации в Эрец-Исраэль на поступавшие тревожные сообщения о событиях в Европе?

В Хайфе под эгидой Объединения журналистов Хайфы и Севера состоялась конференция, посвященная Катастрофе. Ее тема «Поведение средств массовой информации во время Холокоста и в наши дни» заинтересовала многих израильтян, до отказа заполнивших хайфский зал в «Бейт яд ле-баним».

Открыл конференцию председатель Объединения журналистов Хайфы и Севера Габи Зоар.

Историк, исследователь Катастрофы с мировым именем профессора Шломо  Аронсон отметил, что изучение Холокоста стало возможным с открытием архивов.

Архивы Германии после Второй мировой войны оказались частично в России, частично в США, включая переданные Британией, но с условием их опубликования только с разрешения британского правительства.

Это ограничение было снято после принятия соответствующего закона американским конгрессом. Его разработкой занималась межминистерская рабочая группа, советником которой был профессор Аронсон.

В исследовательской работе Аронсону помогал богатый журналистский опыт, в том числе, корреспондента и редактора новостей радио «Коль Исраэль», военного корреспондента этой радиостанции и «Галей Цахаль» в Шестидневную войну и войну Судного дня, работа зарубежным корреспондентом в Европе и Америке.

Профессор подчеркнул тот факт, что в основе отношения к евреям и сионистам со стороны других государств и общественных политических деятелей, начиная, как это ни странно, с автора знаменитой декларации Бальфура о создании еврейского очага в Палестине, лежал антисемитизм.

Ведь именно правительство Артура Джеймса Бальфура в 1905 году приняло «Акт об Иммиграции», который фактически закрыл двери Британии для евреев. По словам профессора, принятие декларации в 1917 году диктовалось, очевидно, стремлением англичан не дать евреям Европы «упасть в объятия большевистской власти».

В 1924 году был принят американский Иммиграционный закон, который впервые устанавливал квоты на въезд в страну.

Как шутливо отметил профессор, родившийся в Хайфе, его можно считать выходцем из Украины – Киева и Харькова, ведь его корни – оттуда. Дед Аронсона в царское время был главным раввином Киева. После того, как Киев семь раз переходил из рук в руки, и, в конце концов, там воцарилась власть большевиков, его дед — раввин – ортодокс и сионист покинул Киев, уехав в Эрец Исраэль.

Две его дочери – тети Аронсона — вышли замуж за коммунистов, которые были расстреляны властями в 1936 – 1937 годах, но сами они остались в живых, переехали в Москву, и сын одной из них уехал в Израиль вместе с Большой Алией.

На мой вопрос, как получилось, что Аронсон стал исследовать Холокост, профессор ответил, что этому есть веская причина: вся семья его матери – 80 человек стали жертвами Катастрофы, были расстреляны нацистами.

По словам профессора, академические исследования Холокоста проводились и проводятся и сегодня, но не всегда их результаты становятся достоянием прессы и общественности.

Не менее интересной стала для присутствующих лекция доктора Мордехая Наора, одного из основателей кибуца «Нахаль Оз», защитившего докторат в Тель-Авивском Университете по Истории еврейского народа.

В 1974 – 1978 годах Мордехай Наор (Мотке) был командиром «Галей Цахаль», он – автор и редактор более 100 книг по истории Израиля, обладатель приза Соколова в области журналистики.

Мордехай Наор сосредоточил внимание слушателей на публикациях еврейских СМИ в Эрец Исраэль во время Холокоста, иллюстрируя сказанное вырезками из наиболее популярных в те годы газет: «Давар», «Ха-Бокер», «Хе-Ге», «Ха-Цофе», «Ха-Машкиф», «Гаарец», «Едиот Ахронот».

Редакторы и корреспонденты всю войну как будто закрывали глаза на происходящее.

Замалчивание и отрешение от действительности – не лучший способ решения проблемы, и Мордехай Наор выразил надежду на то, произошедшее станет уроком на будущее.

Конференция завершилась демонстрацией фильма «Умираю, так хочу жить» режиссера Давида Блюма, принимавшего участии в организации конференции.

Премьерный показ фильма прошел в Кнессете в рамках проекта парламентской ассоциации Израиля «Холокост: помнить вечно, память о нем передается от поколения к поколению».

Фильм рассказывает о евреях Германии перед и во время Второй мировой войны, раскрывает отношение к теме Холокоста, на преступления которого не распространяется закон срока давности. В фильме есть интервью с мэром одного из городов, историками, а также обычными гражданами, молодежью.

Молодые люди, пытающиеся осознать проблему антисемитизм, устанавливает памятные камни в брусчатку улиц возле домов, где когда-то жили погибшие в Катастрофе евреи.

Можно представить, какие чувства испытала присутствующая в зале жительница Хайфы Рут Барух, когда увидела на экране момент установки памятных табличек на месте, где когда-то стояло здание взорванной фашистами гостиницы в курортном городке Бад Вильдунгене, которой владела ее семья, погибшая от рук нацистов.

Представляя фильм, Давид Блюм сказал, что его лента посвящена молодежи, призванной сохранить и передать потомкам память о Холокосте.

Татьяна Климович

Статья была напечатана в газете «Вести»

[1] [2]