LiveZilla Live Chat Software
Главная / Литературная гостиная "Хайфа инфо " / Еврей особого назначения
ПЕЧАТАТЬ ПЕЧАТАТЬ

Еврей особого назначения

05.09.2019

Он лично вербовал агентов и внедрял их в арабскую верхушку, водил дружбу с королём Иордании и богемными бейрутскими журналистами.

И сам того не осознавая, Элияс Сассун основал сильнейшую разведку в мире.

Израильский сериал «Фауда» приобрел невероятную популярность не только на Западе, но и в арабском мире.

Сама ярость, с которой консервативные лидеры в арабских странах призывают бойкотировать «сионистский сериал, несущий угрозу исламу», свидетельствует об уровне популярности и воздействия «Фауды» на зрителей. И объясняется это сценарием, который повествует о бойцах израильского спецназа особого назначения, называемых также «мистааравим», то есть «подделывающиеся под арабов». Этот спецназ действует среди палестинского населения с целью предотвращения терактов и ликвидации террористов.

Сам термин «мистааравим» возник еще в Средние века. Им обозначали евреев и христиан, сохранивших свою религиозную идентичность, но воспринявших также арабские язык и культуру. Люди именно такого склада и основали современную израильскую разведку. И одним из них был – Элияс Сассун.

***

Он родился в еврейском квартале Дамаска в 1902 году в известной и богатой много поколений семье. Его отец – уважаемый в городе коммерсант – был одним из руководителей еврейской общины и пользовался авторитетом даже среди мусульман: именно он разрешал часто возникающие конфликты с ними. Элияс унаследовал от отца эту способность – создавать и расширять связи, используя быстрое мышление и личное обаяние. И как оказалось впоследствии, это были ключевые навыки для разведчика.

Юный Элияс закончил в Дамаске франкоязычную еврейскую гимназию, а потом учился в Бейруте в университете Сан-Жозеф – лучшем университете арабского мира на тот момент.

И параллельно начал заниматься журналистикой. Видимо, в Бейруте он впервые и познакомился с сионистами.

Именно туда во время Первой мировой войны османские власти выслали «неблагонадежный сионистский элемент» из контролируемой ими Палестины.

Одним из таких ссыльных был Иосиф-Иоэль Ривлин – известный востоковед, переводчик Корана на иврит и отец нынешнего президента Израиля.

Другим изгнанником стал писатель Иегуда Бурла – видный представитель сефардской элиты Иерусалима.

Оказавшись в этом кругу, Элияс Сассун достаточно быстро проникся сионистскими идеями.

В 1920 году он решает радикально изменить свою жизнь – бросает всё и переезжает в Палестину. Чем занимается там поначалу этот вчерашний студент – до сих пор доподлинно неизвестно, но к 1930-м годам он выходит на авансцену и оказывается уже достаточно хорошо зарекомендовавшим себя бойцом в среде подпольных сил еврейской самообороны.

После еврейских погромов, прошедших волной по Палестине и инициированных гитлеровским приспешником муфтием Иерусалима Амином аль-Хусейни, руководство еврейских сил самообороны осознало, что необходимо создавать разведку, которая предотвратит новые атаки против еврейского населения или хотя бы предупредит о них. Именно Элиясу Сассуну было поручено основать этот «арабский отдел» Еврейского агентства, которое в то время выполняло функцию правительства для еврейского населения Палестины.

И он использовал свои многогранные навыки и дарования по полной, очень скоро зарекомендовав себя как аса разведки, в том числе и лично вербуя местных арабов и внедряя их в арабскую верхушку. Также оказалось, что Сассун сохранил свои многочисленные связи в Дамаске и Бейруте. Принимая в расчёт хроническую бедность большинства арабских коллег-журналистов, он, слегка «подкармливая» их, получал критически важную информацию о решениях муфтия аль-Хусейни и планах «Арабского комитета Палестины».

Однажды Сассун и сам лично встречался с муфтием. Обстоятельства той встречи и по сей день покрыты завесой тайны, но, вероятно, Элияс рассчитывал, что его знания арабской ментальности и культуры хватит, дабы договориться с муфтием о мирном сосуществовании еврейских и мусульманских жителей Палестины. Но та встреча ни к чему не привела. Сассун вышел с неё с чётким пониманием, что муфтий – это непримиримый враг, и пока он руководит арабами, шансов на примирение с ними нет.

В подтверждение этому в конце 1930-х годов участились случаи нападения на евреев, причем как организованных арабской политической верхушкой, так и спонтанных, и хаотических – со стороны местных арабских банд. И одних агентурных сведений для предотвращения этого вала атак было уже недостаточно. Ответ на этот вызов Элияс Сассун нашёл вполне себе технологический, основав, как бы сказали сейчас, израильскую электронную разведку: его люди в Сирии и Ливане наладили прослушку телефонов высокопоставленных арабских политиков и редакций местных газет. Причём выполнено это задание было людьми, не имеющими военных или особых технологических навыков.

Вероятно, к тому же времени относится поиск выходов на руководителей арабских стран и налаживание с ними личных контактов, чем активно занимался Сассун. И это его «знакомство на высшем уровне» обнаружилось и очень помогло молодому еврейскому государству в дни Войны за независимость в 1948 году.

Когда плененные еврейские защитники иерусалимского Старого города были переправлены в Иорданию, именно Элияс вместе с Моше Даяном отправился в Амман на переговоры по освобождению, во время которых и вскрылось давнее личное знакомство Сассуна с королем Иордании Абдаллой I.

В результате король принял израильскую делегацию по-дружески, освободил пленных и даже вернул свиток Торы, который иорданские солдаты забрали из иерусалимской синагоги в качестве трофея.

Примечательно, что заложенные Сассуном отношения между Израилем и Иорданией остались тёплыми до сих пор – Хашимитское королевство, пожалуй, единственная дружественно настроенная к еврейскому государству страна в регионе, а нынешний король Абдалла II любит отдыхать на своей яхте в израильских водах Красного моря.

После победы в Войне за независимость Элияс Сассун сделал политическую карьеру. Сначала был послом в Италии и Турции, затем – депутатом Кнессета, потом – министром полиции и почты. Он скончался в 1978 году, и вместе с ним ушёл в небытие этот типаж людей, одинаково разбирающихся и в арабской, и в еврейской ментальности. Живущих на два мира, можно сказать.

Он сделал выбор в пользу сионизма, но следует помнить, что в ту эпоху были и иные возможности – ведь арабский мир был тогда абсолютно другим! Дамаск и Бейрут под французским мандатом были большими космополитными городами, в которых бурлила культурная жизнь. По сравнению с этими метрополиями Леванта тогдашние Тель-Авив и Иерусалим были просто захолустьем Османской империи или второстепенной британской колонией. И студент престижнейшего вуза с блестящим коммерческим будущим бросил блестящую жизнь в Леванте ради реализации бредовой, как тогда многим казалось, утопии, да ещё и под руководством чуждых ему выходцев из российских и польских местечек.

Однако сказка стала былью:

Израиль возник, выжил и усилился вопреки всем прогнозам.

А вот арабский мир стал развиваться в обратном от радужных ожиданий направлении:

вместо либеральных проевропейских режимов там возникли кровавые диктатуры, в которых для евреев места уже не было.

Но жизнь и приключения Элияса Сассуна иллюстрируют, что враждебное отношение мусульман к евреям – просто порождение исторических обстоятельств, а не предначертанная историей данность:

в конце концов, большинство агентов и друзей Сассуна были арабами, и они прекрасно знали, чем он на самом деле занимается.

Александр Гринберг




------ Администрация сайта ХАЙФАИНФО КОМ не несет ответственность за содержание информационных материалов, полученных из внешних источников. Мнения, высказанные в рубрике передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции. Редакция сайта не отвечает за достоверность таких материалов, а выполняет исключительно роль носителя. Редакция как правило, не вступает в переписку с авторами. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Авторские материалы предлагаются читателю без изменений и добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора материала.
ПЕЧАТАТЬ ПЕЧАТАТЬ

2 комментария

  1. Да, были люди это время. Не то, что нынешнее племя.

  2. Александр

    Плохой мир лучше хорошей вражды. Мириться пора!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

СМОТРИТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ: