Главная / Новости / Антисемитизм / Праведники народов мира. Против течения

Праведники народов мира. Против течения

Никто не забыт, ничто не забыто…

Эта поэтическая фраза Ольги Берггольц — не лозунг.

Вернее, не должна быть лозунгом, а должна быть правилом Жизни.

И нельзя пройти мимо историй судеб людей, имена которых хорошо бы помнить.

Среди них Праведники Народов Мира.

В огромных масштабах Катастрофы, кажется, что было их не так уж много.

На 1 января 2019 года Институт Катастрофы и героизма «Яд ва-шем» признал праведниками 27.362 человека.

Но тут вспоминается крылатая фраза, что каждый человек – это Мир. А мир одного выжившего человека обещал рождение других миров.

Многие праведники народов мира прожили долгие годы, в почете и уважении. Многие получили этот статус лишь на склоне лет.

Но были и трагические судьбы.

Люди, погибшие во имя своих идеалов. Два очерка посвящены памяти таких людей…

Причем от этих людей меньше всего можно было ожидать помощи… Немецкий солдат и полицейский из Нидерландов. При исполнении служебных обязанностей. Но, кроме «служебных обязанностей» были  высокие принципы, которыми  они не смогли поступиться…

 

«Список» Герхарда Курцбаха

Всему миру известно имя Оскара Шиндлера.

Заслуженно известно.

Более тысячи спасенных жизней составил его «Список».

Список немецкого офицера Вермахта Герхарда Курцбаха гораздо скромнее.

Несколько сот узников бохнинского гетто спас он от депортации и верной гибели.

 

 

 

 

И помнить его имя тоже надо.

В ноябре 2012 года в посольстве Израиля в Берлине прошла торжественная церемония, на которой родственниками  Курцбаха от музея памяти жертв Холокоста «Яд ва-шем» был получен знак «Праведник народов мира».  

У него был свой список. «Список Курцбаха».

Герхард Курцбах, немец по национальности, родился в 1915 году в Познани. После получения Польшей независимости перебрался вместе с родителями в Нижнюю Силезию.

У его отца была своя автомастерская и после окончания школу Герхард начал работать в ней механиком. Но началась война, и молодой человек в 1939 году был мобилизован и отправлен в составе артиллерийской части на фронт.

Однако судьба распорядилась иначе. В мае 1941 года, Курцбах, отличный профессионал, был отозван с фронта и назначен начальником мастерских по ремонту военного транспорта в городке Бохня, расположенном рядом с Краковом.

 

 

 

 

Небольшой городок, десять процентов населения которого, составляли евреи, три с половиной тысячи человек. В 1941 году было создано Бохнинское гетто, и в город  согнали еще полторы тысячи евреев из окрестных сел.

Именно евреи и составили  большинство работников автомастерских, которыми руководил Герхард Курцбах. Многие из выживших обитателей Бохнинского гетто, смогли пережить войну только благодаря ему.

Один из спасенных — Исраэль Фрумер, житель Хайфы.

Он потерял почти всю семью и был уверен, что остался в живых, благодаря Герхарду, который вывозил из гетто людей на работы в мастерские, спасая им жизнь. Исраэль, тогда четырнадцатилетний подросток, очень боялся строгого начальника. Когда тот заезжал на территорию гетто и собирал людей, то обычно грубо кричал на них. Много позже Исраэль понял, что эта грубость — была необходимой маскировкой. В один из таких приездов в грузовике Курцбаха оказался и Фрумер. Это было 23 августа 1942 года, накануне одной из депортаций.

Фрумер с другими спасенными жителями гетто  оказались в мастерской Курцбаха, там они провели следующую ночь. Двери мастерской были закрыты, чтобы никто не мог покинуть помещение и вернуться в гетто. Несколько десятков евреев были спасены от депортации. В гетто они вернулись на следующий день.

Эту историю подтверждает Ромек Мербер. Тогда ему было только пятнадцать лет.

 

 

 

 

И начальник мастерских неожиданно потребовал работать в ночную смену. На следующее утро оказалось, что в тот день в гетто была депортация. Ромек Мербер выжил и после войны поселился в Великобритании.

А Зеев Якубович был спасен от верной гибели в последний момент. Когда поезд с обитателями гетто уже был сформирован и готов к отправлению в лагерь смерти Белжец,  Курцбах прибыл на вокзал.

В  последнюю минуту он снял с поезда двести  евреев под предлогом нехватки рабочей силы и вернул их в гетто.

К сожалению, сам Курцбах не пережил войну.

В марте 1943 года он был внезапно уволен с должности и отправлен на Восточный фронт. Исраэль Фрумер оказался свидетелем происходящего.

В мастерские прибыли немецкие офицеры. Курцбаха  разоружили и увезли.

Последняя информация  от немецкого офицера была в 1944 году из Румынии.

Согласно немецким архивам, Герхард Курцбах скончался

в 1945 году в советском лагере для военнопленных.

Ему было всего тридцать лет.

Перед войной Герхард успел жениться, и в молодой семье родилась дочь.

 

 

 

Многие годы история «списка Курцбаха» была неизвестна. Лишь в 2011 году  музей «Яд ва-шем» начал проверять информацию о подвиге офицера Вермахта, скорее всего, стоившем ему жизни. В музей пришло письмо от его племянника с просьбой проверить документы, которые хранились в семье. И тогда открылся подвиг этого человека.

По свидетельству выживших людей, Курцбах спас от уничтожения несколько сотен евреев. Среди сохранившихся документов — письмо, отправленное вдове Курцбаха спасенными им людьми.

 

 

 

 

В конце 2011 года Герхард Курцбах был признан соответствующим званию праведника мира.  Его дочь не успела получить награду отца, она умерла в  начале 2012 года. А в Берлин на церемонию  получения награды от имени деда приехали его внук и внучка.

Они могут гордиться дедом, спасшим несколько сотен Миров, у которых было и есть продолжение на Земле.

А у Исраэля Фрумера после войны родились дочери Ирит и Рухама. Назвал их Исраэль так в память о погибших сестрах.  Он же выжил, благодаря этому человеку…

 

Светлая память.

 

 

Полицейский отказался арестовывать евреев

 

 

Наверное, проще было поступать, как все. И вряд ли кто-то потом бы его осудил. Ведь приказ есть приказ.

И вернулся бы Хендрик Дрогт домой, к любимой девушке, жил бы спокойной размеренной жизнью, вырастил бы сына.

Все как у людей.

 

 

 

 

Но все дело в том, что были, есть и будут люди, которые ведут себя не, как «все». Даже, зная, что это может стоить им жизни… Так и случилось  с Хендриком Дрогтом… Значит, он не мог поступить иначе.

1943 год… Огонь Катастрофы все сильнее сжимает кольцом еврейскую общину Голландии.

9 марта 1943 года в военную полицию приходит приказ от командования: взять в окружение еврейские дома в небольшом городке Грутегаст с целью депортировать их жителей в лагерь смерти.

Проще всего было сделать так, как велело руководство. Но нашлось  одиннадцать человек, ответивших отказом на приказ.  Они сперва попытались тянуть время, сообщив, что  в городке эпидемия. Но затем просто открыто сообщили, что не готовы подчиниться приказу. Все смельчаки были арестованы и заключены в голландский концлагерь Вугт. Позже, спустя годы музеем Катастрофы «Яд ва-шем» им был представлен статус праведников мира.

Всем, кроме одного. Ему было только 23 года. Светлоглазый яркий парень, которого все называли просто Хенк. И была у Хенка, как и должно быть, в таком возрасте, любимая девушка и светлые планы — соединить с нею жизнь и быть счастливым.

 

 

 

 

Но наступил день 9 Марта 1943 года. И Хенк сказал «нет» немецким командирам. Просто «да» он сказал своей совести.

Офицер военной полиции Хенк Дрогт отказался подчиниться приказу своего командования.

Хенк  дезертировал, затем  присоединился к партизанам, Вместе с ними он спасал летчиков стран антигитлеровской коалиции, потерпевших крушение во время полета.  Их тайно доставляли к бельгийской границе и многим спасли жизни. Хенк также помогал укрывать евреев от нацистов.

Но и в партизанских рядах случилось предательство. В августе 1943 Дрогта вместе с друзьями арестовали. Восемь месяцев он просидел в тюрьме. А 14 апреля 1944 года был казнен. Было Хенку всего 24 года.

 

 

 

 

Не дождалась его дома любимая девушка. За день до гибели  ему разрешили написать письмо родным и любимой.

«Дорогая, я должен сказать, что-то очень страшное, сегодня я и мои друзья узнали о смертном приговоре. Страшно, что мы должны расстаться со всеми, кто так дорог нам. У меня  всегда была надежда, что я увижу вас хотя бы еще один раз, но Господь распорядился  по-другому».

Запись в тюремной книге Oranjehotel в Схевенингене сухо сообщает: «Полицейский отказался арестовывать евреев».

После окончания войны Хенку Дрогту посмертно были присвоены награды от правительства США, Великобритании и Нидерландов.

Но не только почести достались семье погибшего героя. Его возлюбленная узнала, что ждет ребенка, уже, когда Хенк был в тюрьме. Через месяц после казни  у нее родился сын.

А война завершилась. Голландия радовалась победе!

Ранее имя Дрогта отсутствовало в списках, представленных к награде музея  «Яд ва-шем», так как он был арестован гораздо позже, чем произошли события в Грутегасте.

История эта стала известна не так давно и достаточно случайно, благодаря знакомству летчика авиалиний  «Эль-Аль» Марка Бергмана с Бринком, сыном Хендрика.

Они познакомились во время рейса в Южную  Африку.

Бринк   рассказал израильтянину об отце, а Марк передал эти сведения в музей «Яд ва-шем».

Собрав все архивные данные, множество документов, подтверждающих истину рассказа Бринка, музей Катастрофы «Яд ва-шем» присвоил звание Праведника Мира Хенку Дрогту.

 

 

 

 

Бринк был приглашен в Израиль. И в канун шестьдесят пятого дня рождения сын посадил дерево в Аллее Праведников в память о своем отце, которому навсегда осталось 24 года…

Короткая жизнь, большая Судьба.

Светлая память Хендрику Дрогту.

 

***

 

Истории таких людей  —  настоящий луч света на трагических страницах беспросветных дней Катастрофы.

Хочется добавить, что 5.778 граждан Нидерландов и

627 граждан Германии в списках Праведников Мира,

людей, памяти которых  хочется поклониться.

 

 

Фото: Сайт мемориала «Яд ва-шем»
ПУБЛИЦИСТИКА

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com

1 комментарий

  1. Шамиль

    “Яд ва-шем” наиболее правильная организация, имена мучеников ради справедливости и добра должны быть общеизвестны.

    С чего начинается Родина, пел Марк Бернес. А она начинается, в том числе, и с отношения к евреям, которых когда-то вынудили покинуть свою землю и рождать в чужих краях. Если тот же немец любит свой Фатерлянд, он должен подтверждать это уважением к людям других национальностей, которых судьбина занесла в его край.

    И не только немец, но и русский, и американец, и чукча…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан