В рамках проекта «Прикосновения к культуре» муниципалитет Хайфы и «Хайфа-Бостонское партнерство» инициировали масштабную выставку современного искусства «Сто рассветов в день». — которые будут размещены на 100 рекламных щитах по всей Хайфе. В проекте, который делает культуру и искусство эфиопов доступными для широкой публики, представлены произведения искусства молодых эфиопских художников. ,
«100 рассветов в день» — это выставка под открытым небом в публичном пространстве Хайфы. 30 избранных произведений искусства 12 молодых художников превращают улицу в галерею, открытую 24 часа в сутки.
Образно говоря, работы молодых художников освещают городское пространство, как восходы солнца.
Выставка предназначена для того, чтобы представить богатую культуру молодых художников, как для расширения возможностей членов общины, так и для углубления образования и знаний о культуре эфиопов в ее многообразной палитре среди широкой публики.
Рекламные щиты будут служить муниципальной галереей, которую ежедневно посетят тысячи жителей. Выставка представляет разнообразное местное искусство под открытым небом. Ее организаторы черпают вдохновение в международной тенденции использования паблик-арта для построения эгалитарного общества. В США город Бостон возглавляет тенденцию к привлечению участия тех групп населения, которые ранее были исключены из публичного пространства, особенно женщин и афроамериканцев.
Среди работ на выставке — портрет Фереды Аклума, написанный художником Талем Магусом, который стремится повысить осведомленность о важности руководства Аклума в операциях по провозу эфиопских евреев через Судан. Вы также можете увидеть традиционные вышивки из проекта «Курта», в котором эфиопская вышивка сочетается с украшениями и предметами из иудаики.
Выставка является результатом сотрудничества волонтеров «Haifa Boston Partnership», департаментов культуры, представителей муниципалитета Хайфы и Отдела по расширению возможностей образования и лечения, в частности, программы «Шилувим» муниципалитета Хайфы, которую выбрала Валерия Гислав. Валерия, куратор и исследователь искусства в публичном пространстве, гендерной репрезентации и мультикультурности, работа в Хайфе.
Мэр Хайфы Эйнат Клиш Ротем: «Муниципалитет Хайфы считает важным сделать разнообразную культуру и искусство доступными для жителей, особенно в год короны, и эта выставка — новый способ показать искусство вне музея и экрана компьютера. Это естественно, что Эта уникальная выставка пройдет в городе Хайфа. «Столица мультикультурализма Израиля». Вскоре мы закончим реконструкцию заброшенных городских зданий в пользу художников Хайфы, и это еще один шаг, который муниципалитет Хайфы продвигает в интересах художников. искусство в городе».
Немного истории.
Эфиопские евреи — община в северной Эфиопии, называвшая себя «бета Исраэль» («дом Израиля»). Происхождение ее окутано тайной. Одна версия гласила, что они произошли от одного из так называемых десяти потерянных колен Израилевых; другая — что от израильских старейшин, сопровождавших сына царицы Савской и царя Соломона в Эфиопию около 950 года до нашей эры; третья — что они бежали в Эфиопию после разрушения Первого Храма в 586 году до нашей эры.
Тысячелетиями изолированные от остального еврейского сообщества, они верили, что были последними оставшимися на свете евреями. Официально верховный раввин Израиля признал их иудеями только в 1973 году, после чего у них появилось право на репатриацию. Но в середине 1970-х в Эфиопии разгорелась революция, потом установился военный режим, выезд из страны был ограничен, и само существование общины оказалось под угрозой.
В 1977 году одному из активистов общины, Фереде Аклуму, удалось пересечь границу Судана вместе с группой эфиопских беженцев, которые спасались от голода и гражданской войны.
Он рассылал во всевозможные организации письма с мольбами о помощи эфиопским евреям, и одно из них попало в «Моссад». Тогдашний премьер-министр Израиля Менахем Бегин, который в свое время сам бежал из Европы от нацистов, был убежден, что Израиль должен стать надежным убежищем для всех евреев, оказавшихся в беде. Бета Исраэль не были исключением, и премьер приказал спецслужбам действовать.
После встречи с агентом «Моссада» Фереде вернулся в свою общину, чтобы передать сообщение: в Иерусалим больше шансов попасть через Судан, чем через Эфиопию, которая в те годы жестко ограничивала эмиграцию. И вскоре 14 тысяч эфиопских евреев начали свое полное опасностей 800-километровое путешествие к границе с Суданом. Они шли пешком, и около 1,5 тысячи из них на этом пути были убиты или погибли от истощения. Переходивших границу проинструктировали: в мусульманском Судане нужно скрывать свою религию, смешаться с остальными эфиопскими беженцами и не привлекать внимания местной тайной полиции.
Переправка эфиопских евреев в Израиль шла через Судан, дайвинг-центр, курорт под названием Аруса. И ни гости, ни чиновники не подозревали, что дайвинг-центр — лишь прикрытие для спецоперации, которую в течение четырех лет прямо под их носом проводили агенты «Моссада». Аруса была ширмой для уникальной гуманитарной миссии по спасению тысяч эфиопских евреев и транспортировке их в Израиль из суданских лагерей для беженцев. Судан и Израиль враждовали, и операцию надо было проводить так, чтобы никто ничего не заметил.
«Это была государственная тайна, о которой никто не говорил вслух, — вспоминает Гад Шимрон, один из участников операции. — Даже моя семья ничего не знала».
Фото и исторический экскурс — по материалам https://birdinflight.com/ru/mir/20190503-arusa.html, читайте также https://www.bbc.com/news/stories-43702764
Татьяна Климович
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com