Вряд ли мой университетский преподаватель по литературе двадцатого века, читавший нам блестящие лекции, знал, кому мы обязаны обретением величайшего писателя прошлого века Франца Кафки. Я тоже не знала до вчерашнего вечера, пока не посмотрела интереснейший израйльский документальный фильм 2024 года режиссера Элирана Пеледа под названием «המשפט האחרון של קפקא».
Почему -то в русском варианте оно даётся как «Последнее испытание Кафки», но я бы всё-таки перевела слово «המשפט» в его прямом смысле как «суд». К сожалению, я обратила внимание на то, что Элиран Пелед был также режиссером ленты «Менацхим», которую я смотрела на прошлом кинофестивале, только когда пришла домой, а мне было бы чрезвычайно интересно побеседовать с ним, изменились ли его взгляды в связи с происходящей у нас войной. Его позицию накануне 7.10.23. я восприняла как пораженческую и шаломахшавную и никак не могла с ней согласиться и писала об этом тогда. Те парни, которых он в своем фильме осуждал, сегодня успешно воюют и хранят нашу Страну. Не думаю, что «Менацхим» сегодня имеет популярность в нашем народе. Возможно, что я ещё встречусь с Пеледом и поговорю об этом. Фильм о Кафке меня порадовал. Он показал, что автору важно наше национальное наследие. Он исследовал конфликт, возникший между государством Израиль и частным лицом, владевшим рукописями Кафки. Фильм начинается с демонстрации дома под номером 23 на улице Спинозы в Тель Авиве.
Внешне дом ничем не привлекает. Самый обыкновенный. Но в нем некогда жил Макс Брод — писатель, философ, драматург, публицист, музыкальный и театральный критик, журналист — значимая фигура в израильской культуре. Он родился в Праге и был, пожалуй, самым лучшим другом Франца Кафки. За свою короткую сорокалетнюю жизнь Кафка написал сотни писем и литературных рукописей об одиночестве, разочаровании, бессмысленности существования, но почти ничего не публиковал. Вряд ли его имя было известно широкой публике.
Заболев туберкулёзом, перед смертью он завещал своему другу Максу Броду уничтожить его творческое наследие, но Брод этого не сделал, а, наоборот, дал миру узнать писателя Кафку. Рукописи хранились в доме на улице Спинозы. Они были в руках потомства легендарного секретаря Брода, которая скончалась в возрасте 102-х лет. Впоследствии эти рукописи привели к суду. Но об этом смотрите в фильме. Только хочу отметить, что фильм подчеркивает, что несмотря на то, что сам Кафка был человеком Аскалы, он все-таки был евреем, а потому его творчество важно для нас и является достоянием нашего народа. И если бы он так рано не умер, то, по мнению создателей ленты, обязательно бы репатриировался вместе со своим другом Бродом в Израиль.
Сегодня все рукописи Кафки по праву хранятся в Национальной библиотеке Израиля.
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo