«Мы опоздали уже на год», — сказал Эдди Женскер, когда подвозил меня от железнодорожной станции в Беэр-Шеве через неделю после демонстрации второго июня.
Эдди родился на Украине, 29 лет назад, восьмилетним приехал в Израиль, и обосновался недавно в столице в качестве одного из руководителей общественной организацией «Наше наследие».
Организация была создана с целью пробудить среди русской общины интерес к политическим и социальным проблемам. Иными словами, чтобы сделать возможными изменения в этой общине. Эдди Женскер полагает, что такие изменения насущно необходимы.
«Мы должны помочь людям осознать существующие проблемы. Нынешняя ситуация не меняется не потому, что она хороша, а потому, что люди смирились с ней как с неизбежностью. И если израильская общественность за последний год это осознала, то русская – пока ещё нет. Репатрианты приехали сюда из страны, где существовали только две системы отношений: семья и государство. Между ними не было ничего. В ту секунду, когда ты выходил из дома купить что-нибудь в магазине, — ты уже на «государственной территории». Но ведь в Израиле существует также гражданское общество.
Женскер и его ровесники называют себя «полуторным поколением» алии из СССР. Они читают газеты на иврите и по-русски, они постоянно «осциллируют» между политическими спорами в домах родителей и дискуссиями в кругу социальных активистов-израильтян.
Русский акцент у Женскера мягче, чем у других активистов, с которыми я беседовал, когда готовил эту статью, он почти неуловим, но всё же – почти.
«Меня интервьюировали на радио РЭКА через день после демонстрации и представили как участника политической демонстрации», — сказал Эдди. «Я говорил о рабочих, которых эксплуатируют субподрядчики, об общих потребностях русского сектора».
Подозрительность возникает не только при общении со СМИ и с родителями.
В самом протестном движении есть много тех, кто в прошлом выступал за полное единение и стирание всяческих различий. Им, похоже, придётся привыкать к тому, что волны протеста накатывают из самых разных общин. «Есть особые проблемы у каждого сектора, и их невозможно разрешить в рамках унифицированного протестного движения», — разъясняет Эдди. Став не может разрешить проблемы эфиопов, русских, арабов. Да она и не знает этих проблем. Поставить галочку рядом с именем представителя русских на демонстрации – этого не достаточно».
Отрывок из статьи Юваля Бен Ами «Русские говорят да социальному протесту», опубликованной в газете «Хаарец» 13.07.2012
Перевод с иврита М. Ривкина
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа