Главная / Хайфаинфо - Литературная гостиная / МАРГАРИТА ОЙСТРАХ. ГОРОДА МОЕЙ ПАМЯТИ

МАРГАРИТА ОЙСТРАХ. ГОРОДА МОЕЙ ПАМЯТИ

 

                      «Есть город, который я вижу во

                       сне, о, если б вы знали, как

                      дорог у Чёрного моря явившийся мне

                   мне в цветущих акациях город»…

 

   ОДЕССА, ЖЕМЧУЖИНА У МОРЯ

 

Чёрное море начинается с Одессы. Именно так говорят одесситы, в том числе и бывшие, о родном городе.Одесса остаётся в их памяти такой же красивой, весёлой и гостеприимной.

А мне, не одесситке, неоднократно бывавшей в этом замечательном городе, она тоже по-своему  памятна и дорога. С нежностью вспоминаю Одессу середины золотых 80-х годов.

 

Тогда мне посчастливилось побывать на замечательных спектаклях, концертах, выставках, видеть и слышать неповторимого, неподражаемого «маэстро смеха» — Михаила Водяного, ведущего артиста знаменитого на весь Союз Одесского театра музыкальной комедии, аплодировать искусству пианистки Анны Альтман, которая теперь живёт в Израиле, в Нетании.
Мы с ней уже встречались здесь. Анна успешно продолжает свою концертную деятельность.

А ещё были незабываемые творческие вечера Владимира Коралли, Елизаветы  Ауэрбах и многих других, чьи имена вошли в золотой фонд  нашего искусства  —  именно нашего, — которым можно и нужно гордиться.

«Посилен ли жест отреченья? Отбросишь ли памяти гири»?

Нет, непосилен: ведь это было и осталось с нами: прекрасное, талантливое, вдохновенное.

В рассказе Юрия Олеши «Стадион» читаем: «Дерибасовская теперь называется улицей Лассаля. Это улица лучших магазинов города. Она обсажена акациями.

Одесситы много говорят об акации: « Вот подож-

дите, расцветут акации…»Сейчас акации цветут и пахнут. Это – прозрачное дерево с очень чёрным стволом. Цветок акации кажется сладким. Дети пробуют его есть. С улицы Лассаля мы сворачиваем на превосходную Пушкинскую улицу. Часть Пушкинской улицы вымощена розоватыми, издающими звон плитками. Тротуары заливают асфальтом. Кипящие котлы.

Жар охватывает щёки. Одесса была городом очень богатых людей. Это богачи, видевшие мир, строили Одессу в духе городов Запада.

Существует мнение, что Одесса похожа на Париж.

Другие говорят, что на Вену. Третьи находят сходство с Марселем. В Одессе есть длинная, в несколько километров, улица, идущая вдоль моря. Она называлась Французским бульваром.

По обеим сторонам её стояли виллы банкиров. Ограды. Движущаяся тень листвы на асфальте.

Львиные морды в коронах. Буксовые изгороди. Здесь жили хозяева города.

Вилла Маврокордато.

Вилла Рено.

Вилла Ашкенази.

Вилла  Маразли.

 

Всё это были авантюристы, крупные шулера, торговцы живым товаром…

 

Ланжерон – это часть одесского берега. Это была дикая, запущенная местность. Буржуа, заботившиеся о своём городе, учитывали толькособственный вкус и потребности. Теперь на вершине спуска к  Ланжерону, в пустоте, в небе, видимая сквозь арку, стоит белая статуя  девушки с мячом. Это подступы к тому, чего в Одессе не было.

Это новое… Вновь появившаяся черта, которая украсила то, что казалось достаточно красивым.

За аркой открывается новый Ланжерон, благоустроенный в живых красках цветников, киосков, скал и движущегося народа. На улице, которая называлась Большой  Арнаутской, стоит новое здание школы.

Средняя школа № 100 имени Вегера. Этому зданию может позавидовать любая из столиц Союза. Оно построено на месте базара, на улице, которая была раньше улицей погромов.

Но мы идём по  Пушкинской, Она отведена под платаны. Платан. Могучее дерево. Гладкий зелёный ствол.

Нагота  сильных ветвей видна даже сквозь листву. Мощь и нагота. Это антилопа растительного мира.

Дом, где жил Пушкин…»

Рассказ был опубликован в 1936 году. Мечтатель и романтик, автор знаменитой повести «Три толстяка» Юрий Олеша подарил своим читателям вот такую Одессу, которую знал, помнил и любил, несмотря ни на какие штормы, революции, потрясения. И эту хрупкую любовь-мечту, любовь-сказку сохранил и сберёг на всю свою нелёгкую жизнь…

И я мысленно брожу по любимому городу,его площадям, улицам, переулкам, останавливаюсь у памятников. Радуюсь встрече с Одессой.

Невозможно не остановиться возле  бронзового памятника французскому герцогу де Ришелье, Арману дю Плесси (1776-1822) –одному из основателей и первому губернатору Одессы.

Дюк превратил Одессу, основанную, кстати, в 1794 году, во всемирно признанный многонациональный город в России. Вновь поднимаюсь по знаменитой Потёмкинской лестнице, отсчитывая ступеньки-192 ступеньки…

А вот известный Тёщин мост – по легенде, построенный  когда-то первым секретарём обкома Синицей – для того, чтобы любимой тёще было удобно ходить к нему в гости.

 

А ещё Одесса –это Французский бульвар, Большой Фонтан, Молдаванка.

В Центральном парке культуры и отдыха  есть памятник Неизвестному матросу.

С Одессой тесно связано имя А.С.Пушкина. Здесь, за 13 месяцев  вынужденной ссылки он написал Поэмы «Цыгане», «Бахчисарайский фонтан», две с половиной главы романа «Евгений Онегин», немало  стихов.

Многие помнят необычайно популярную когда-то песню «Ты одессит, Мишка» (музыка М.Воловаца, слова В.Дыховичного).

Песня эта стала знаменитой благодаря искусству замечательного артиста Леонида Утёсова – выходца из  Треугольного переулка, одессита по призванию и по душе.

Незамысловатые, но трогательные и взволнованные строки «о молоденьком парнишке в бушлатике морском», отважно защищавшем родной город горьким летом 1941 года, облетели весь Союз.

Многие из таких бывших парнишек, вдосталь хлебнувшие свинца и пороховой гари, ныне живут в Израиле, США, Канаде, странах Европы.

Им, ветеранам Второй  мировой войны, памятны и близки слова этой песни, в которой есть и ободряющие строки : « Ты одессит, Мишка, а это значит, что  не страшны тебе ни горе, ни беда, ведь ты моряк, Мишка,моряк не плачет, и не теряет бодрость духа никогда» …

А чего стоят знаменитые одесские  «Юморины», которые  по традиции проводятся ежегодно в апреле?

Где ещё, как не там, на одесско-черноморских берегах (вместе с одесскими афродитами) вы можете услышать или прочитать:

«Семечки и рачки плювать в карман»;

«Украинской культуре  – достойный минимум»;

«Мы ещё и потому  украинцы, что любим фаршированную рыбу»;

«Очень неудобно вытирать мацой тарелку» ( последний «прикол» — из наблюдений небезызвестного Рабиновича, героя непременных застольных анекдотов.

Этот самый господин Рабинович Обрёл наконец-то постоянную и законную прописку в городе-герое  Одессе.

Его по-прежнему любят даже, кажется, на Чукотке, Ямайке, Канарских островах, где теперь тоже едят брынзу, «заморскую» икру из «синеньких» и бычки в томатном соусе.

А где ещё, как не в кругу задушевных друзей, говорят «за жизнь» под аппетитную тараньку с вкусным пивом?

Милый старый Ланжерон, примолкший и седой, теперь тоже грустит по тем улетевшим дням, в которых прочно спаяны были и небыли. Обновлённый и  вечно юный город по-прежнему ждёт своих героев, которые, возможно, ещё засверкают яркими звёздами на видавшем виды одесском небосклоне, оттеснив  при этом  Большую Медведицу.

Кстати, почему бы не представить себе там и большую

Одесскую МедведицУ?

В вечном театре по имени Жизнь пахнет старыми декорациями и свежей краской. Когда-то на парады выходили с оркестром – труба, валторна, барабан.

И спрашивали люди: «Оркестр ? Да откуда ?»

— «А он наш, одесский», — отвечали им оптимисты.

 

 

 

 

 

 

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан