Для тех, кого хоть в какой-то мере интересует история Израиля, будет полезно знать. Есть такая книга «Palestina ex Monumentis Veteribus Illustrata». Автор Адриани Риланди — географ картограф путешественник, филолог, знал несколько европейских языков, арабский.
Книга написана на латыни. В 1695 году он был послан в то, что тогда называлось Палестина.
В поездке он осмотрел почти 2500 поселений, упомянутых в Библии. Исследование было проведено следующим образом:
Сначала он создал карту Палестины. Потом обозначил каждое поселение, которое упоминалось в Библии или Талмуде с его оригинальным названием. Если оригинал был еврейский, он обозначал «пасук» (предложение) в Святом Писании, в котором упоминалось название.Если оригинал был римским или греческим, приводил связь на латыни или на греческом.
В конце он сделал перепись населения по поселениям. Вот основные выводы и некоторые факты:
— Страна в основном пуста, заброшена, малонаселённая, основное население в Иерусалиме, Акко, Цфат, Яффо, Тверия и Газа. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины.
Единственное исключение — Наблус (сейчас Шхем), в котором жили примерно 120 человек из мусульманской семьи Натша и примерно 70 «шомроним» (самаритяне).
— В Назарете, столице Галилеи, жило примерно 700 человек — все христиане
— В Иерусалиме — примерно 5,000 человек, почти все евреи и немного христиан.
— В 1695-м году все знали, что истоки страны — еврейские.- Нет ни одного поселения в Палестине, у названия которого имеются арабские корни. Большинство поселений имеют еврейские оригиналы, а в некоторых случаях греческие или римские/латинские. Кроме города Рамла нет ни одного арабского поселения, у которого оригинальное арабское название.
— Названия еврейские, греческие или латинские, которые были изменены на арабские, в которых нет никакого смысла в арабском языке. По арабски нет никакого смысла в названиях типа: Акко, Хайфа, Яффо, Наблус, Газа или Дженин, а названия вроде Рамалла, Эль-Халил (Хеврон), Эль-Кудс (Иерусалим) — не и меют филологических или исторических арабских корней. Так, например, в 1696-м году, Рамалла называлась Бетэла (Бейт-Эль, Дом Бога), Хеврон и пещера Махпела называлась арабами Эль-Халил (прозвище Авраама).
— Реланди упоминает мусульман только как бедуинов-кочевников, которые приходили к городам как сезонные работники в сельском хозяйстве или на стройках.
— В Газе жило примерно 550 человек, из них половина евреев и половина христиан. Евреи успешно занимались сельским хозяйством, в частности виноградниками, оливами и пшеницей, христиане занимались торговлей и перевозками.
— В Тверии и Цфате жили евреи, но не упоминаются их занятие, кроме традиционной ловли рыбы в Кинерете.- В деревне Ум Эль-Фахм, например, жило 10 семей, все христиане (примерно 50 человек). Там стояла маленькая маронская церковь.
Книга полностью опровергает теории о «палестинских традициях»,»палестинском народе» и не оставляет почти никакой связи между этой землёй и арабами, которые даже украли латинское название этой земли (Палестина) и забрали его себе.
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа