Главная / Полемика на сайте Хайфаинфо / АЛЕКСАНДР ВАЛЬДМАН: СТАРЫЕ СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД

АЛЕКСАНДР ВАЛЬДМАН: СТАРЫЕ СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД

В одном из последних своих номеров газета «Коль ха-даром» опубликовала весьма любопытную статью. Огромный — во весь разворот — заголовок обещал «сенсацию». «Сохнут против компактного проживания репатриантов из Эфиопии!», — то ли пугал, то ли радовал читателей автор статьи с многообещающей фамилией Хаттаб, но с благонадежным именем Йоси. В основу «сенсации» Йоси Хатаб «заложил» опубликованные министерством абсорбции данные о количестве новых репатриантов прибывших в тот или иной город Израиля с начала нынешнего года. Судя по всему, всех, и в первую очередь ашдодцев, должна была потрясти информация о том, что с января по август 2004 года ни один(!) репатриант из Эфиопии не выбрал Ашдод для постоянного места жительства. «Почему?», — гневно вопрошает автор статьи.

Его недоумение зиждется всего на одной строчке из упомянутого выше отчета министерства абсорбции, где (извините) черным по белому написано: по числу репатриантов из Эфиопии Ашдод прочно удерживает второе место в стране, уступая только Нетании. При этом наш местный Хатаб чисто по-еврейски сам себя озадачивает новыми вопросами: «Что, Ашдод уже не привлекателен для них? Чересчур дорогой? А может быть им не нравится, что треть населения города состоит из выходцев из СНГ? А может быть это проявления расизма? Или отсутствие своих представителей в городском совете?». «Непростые вопросы!», — делает вывод автор и устраивает свое собственное «расследование». В качестве исходных данных Йоси Хаттаб оперирует следующей информацией: в Ашдоде проживают около 10 тысяч «эфиопов»; большинство из них обосновалось в микрорайонах Гимел, Вав и Хет, а также в Алеф, Бет и Далет; представитель общины Исахар Макунан баллотировался в депутаты городского совета на последних муниципальных выборах, но не прошел; в соседнем «преуспевающем» Кирьят-Малахи с начала года приобрели жилье и поселились сразу 50 «эфиопских» семей.

Первым «объектом дознания» журналист выбрал руководителя отдела абсорбции Еврейского Агентства Арье Азулая. Факт нежелания репатриантов из Эфиопии селиться в Ашдоде стал для того откровением. Вместе с тем, по мнению Азулая, «Ашдод уже давно перестал быть предпочтительным городом для эфиопской общины». Развивая свою мысль, он объяснил сей «прискорбный» факт тем, что «большинство прибывающих сегодня из Эфиопии репатриантов представляют общину Фалашмуры, чье еврейство не однозначно. По прибытии в Израиль их размещают в Центрах абсорбции, где они проходят достаточно длительную процедуру принятия гиюра. В Ашдоде таких Центров нет. По окончании же пребывания в Центрах абсорбции репатрианты из Эфиопии сами выбирают место своего дальнейшего жительства». Рассказал Ави Азулай и о том, что «выходцы из Эфиопии получают самую высокую корзину абсорбции. Тем не менее, сегодня они предпочитают покупать недорогие квартиры со вторых рук в местах компактного проживания своих соплеменников. В Ашдоде цены на жилье относительно высоки. Этим и можно объяснить их нежелание абсорбироваться в этом городе».

Как пишет в своей статье Йоси Хаттаб, исследуемая им проблема ни коим образом не волнует глав эфиопской общины Ашдода. Свой вывод он сделал на основании общения с директором городского вспомогательного Центра абсорбции выходцев их этого африканского государства Рони Акалой и  «самым сильным человеком в общине города, председателем амуты «Ционей Исраэль» Исахаром Макунаном». Первый из них заявил, что «репатриантов из Эфиопии надо рассеивать поровну по всей стране», и что «стоимость жилья в Ашдоде высока даже для эфиопской корзины абсорбции». Акала отказался сравнивать положение репатриантов из Эфиопии и СНГ, весьма резонно пояснив журналисту: «Такое сравнение было актуально только на начало 90-х. Ашдод в прошлом принял очень много репатриантов из Эфиопии и, если их число увеличится, мы с удовольствием примем их у себя. Даже при том, что Ашдод сегодня находится на третьем месте по числу бедных в стране».

Исахар Макунан, которого Хатаб назвал «примером хорошей абсорбции», поскольку тот «говорит на правильном иврите, и в курсе всех городских и общеизраильских проблем», был более открыт и лаконичен. Подозрительному журналисту сложившуюся ситуацию он объяснил следующим образом: «Необходимо понимать – муниципалитет не может запретить въезд в город репатриантов из Эфиопии». Макунан категорически отверг более чем странное предположение Йоси Хаттаба, будто причиной нежелания новых репатриантов из Эфиопии жить в Ашдоде является фактор большой «русской» общины города. На это он лишь остроумно заметил: «Такого фактора не существует. Вот когда русскоязычные репатрианты начнут получать хотя бы половину  льгот репатриантов из Эфиопии, тогда и поговорим на эту тему». А вот известное высказывание мэра Мевасерет-Циона Карми Гилона, процитированное на этот раз и в «Коль ха-даром», руководитель амуты «Ционей Исраэль» назвал расистскими: «Это самый настоящий расизм. Гилон уже не первый раз допускает подобное. Это ужасно. Он обязан подать в отставку. В Ашдоде я с такими вещами не сталкивался. О тех или иных проявлениях расизма я узнаю лишь из СМИ. В повседневной жизни мне не приходилось с этим встречаться».
Доподлинно не известно, смотрел ли Йоси Хатаб фильм «Семнадцать мгновений весны». Скорее всего, нет. Однако известному «Правилу Штирлица» — «запоминается последняя фраза» — автор статьи следует неукоснительно. В качестве своей «последней фразы» он использует вопрос заместителю мэра Ашдода Гершону Фельдману. Иначе, как провокационным назвать этот вопрос очень сложно. В «Коль ха-Даром» он сформулирован так (перевод дословный): «Почему количество репатриантов из СНГ в Ашдоде более 30 процентов от общего числа жителей, а абсорбцию «эфиопов» ограничивают? Селекция?». Ответ заместителя мэра соответствовал уровню занимаемой им должности: «Оставьте слово селекция. Каждый из нас вправе жить там, где хочет. Репатрианты из Эфиопии могут приехать как в Ашдод, так и в любой другой город Израиля. Сейчас к нам прибывают репатрианты из Франции. Мы рады всем. Я не считаю, что министерство абсорбции или кто-то иной вмешивается в эти процессы. И никакой проблемы здесь нет. Главное, чтобы у людей было желание работать. А работу можно найти и в Ашдоде».

Заканчивая статью, можно было бы еще раз воспользоваться «правилом Штирлица» и задать все тому же Йоси Хатабу вопрос: «Появилась бы на свет его статья, если бы 30 процентов населения Ашдода составляли выходцы из Эфиопии?». Вопрос, конечно же, риторический. А значит, не требующий ответа. Кто-то однажды заметил: «Проблемы, высосанные из пальца, зарождаются медленно, но размножаются быстро». Попытки каким-либо образом столкнуть русскоязычных репатриантов и репатриантов из Эфиопии предпринимались определенными группами интересантов ни один и ни два раза. Судя по всему, кому-то захотелось провести «эксперимент» вновь. На этот раз в Ашдоде. Ответы представителей наших общин на вопросы Йоси Хатаба четко продемонстрировали, насколько мы выросли в плане осознания своего собственного достоинства и принадлежности к единому народу – народу Израиля. «Игры» начала 90-х уже не для нас. Вот только понимают ли это авторы «высосанных проблем»? Надо полагать, стоит ждать новых «сенсаций» и  «сказок»  на ниве абсорбции. И не только из Ашдода.

Александр Вальдман
Сентябрь 2004

 

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан