Главная / Хайфаинфо - Литературная гостиная / АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ: НЕДОСТАЮЩАЯ ЗАПОВЕДЬ

АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ: НЕДОСТАЮЩАЯ ЗАПОВЕДЬ

Кошмары ХХ века, усугубленные ужасами начавшегося ХХI-го, побуждают  людей перечитывать заповеди Моисея. Привлекает внимание голос «русской» израильтянки  Лиоры Зив-Ами, сосредоточившейся на пятой заповеди: «Почитай отца твоего  и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Заповедь содержит в себе, с одной стороны, явленный смысл — утверждение высочайшей ценности семьи и продления жизни в цепи поколений, а с другой стороны, смысл глубинный, касающийся всего человечества как «семьи народов». Наблюдаемому раздору в «семье народов» соответствует и современный распад института семьи. Принять такое суждение в качестве опоры хотелось бы, но трудно.

Семья – и далее клан, род – это святое для исламиста, в том числе, для  исламского фанатика. Ради своих, ради отстаивания земли, которую Господь (Аллах) дал ему,  фанатик без колебаний жертвует жизнью. Казалось бы, вот вам образ благородного воина. Отчего  же этот образ так плохо поддается героизации? Хотя, героизировать его находится сегодня немало охотников  —  не только в мусульманской среде, но и в среде сегодняшних либералов (почему — требует особого анализа). Присмотримся же к обобщенной фигуре  нашего «героя». Он бестрепетно нарушает заповедь «не убий». Минутку, а разве он один? Долго ли колеблются его противники, прежде чем нажать на спусковой крючок или на кнопку запуска ракеты?  В конце концов, обе стороны самоотверженно защищают свои ценности и, казалось бы, уже поэтому заслуживают равного уважения.

Но хватит пресловутой «политкорректности»! Прежде чем говорить о «ценностях» мусульманского экстремиста, рассмотрим  очевидные «белые пятна», «зияния» в его ценностной системе. Он считает нормой похищение пленников ради выкупа  — ведь полученный куш укрепит его семью и клан, причем, не только материально, но и в плане престижа среди единоверцев. Он убежден, что во имя святого дела можно захватывать заложников, не имеющих касательства к развернувшемуся сражению.  Он знает, что западная (иудео-христианская) мораль, предписывающая спасать жизни, вообще, и жизни невинных людей, в особенности, — побудит его недругов на выгодные для него уступки. Если его условия не принимаются, он начинает отрубать пальцы пленникам или заложникам, а то и расстреливать их одного за другим, оказывая нестерпимое давление  на противника.

Захватив пленных в ходе боевой операции, он выкалывает им глаза, отрезает гениталии, сдирает  с них заживо кожу, причем, охотнее всего – перед объективом телекамеры. Пусть его враги, видящие это, трепещут и бегут с поля боя. Пусть знают, что кровь его соратников отмщена сторицей. Он радуется, взрывая набитые людьми торговые центры, корабли, гостиницы, школы — таковы его представления о борьбе с неверными. «Но у него нет других способов отстоять свою независимость и свою веру!» — воскликнут сочувствующие, и это будет подлейшая ложь. У него есть всё: нефть и нефтедоллары, всемирные пожертвования и наркодоллары, самое современное оружие и электронное оборудование, моральная поддержка сотен миллионов единоверцев и трогательное понимание западных мыслителей. Нет у него единственного: готовности к компромиссам,  к признанию ценности тех, кто не таков, как он. С той же яростью, что просыпается в нем к иноверцам и пришлым, он убивает соплеменников, если они не шииты, как он (или не сунниты, как он). Нет у него готовности к терпеливому труду, вместо добывания благ убийством. Нет  запрета на мучительство в отношении кого бы то ни было, если тот ему не подчиняется (включая домашних). «Да ведь это лев!» — восхитятся доброхоты. Не осуждать же льва, терзающего антилопу.

Но какие из заповедей Библии или Корана  не преступает террорист? И существует ли в священных писаниях заповедь НЕ  БУДЬ ЗВЕРЕМ? Согласно находкам исследователей, ацтеки играли в своего рода футбол, гоняя по площадке отрезанные  головы. «Палестинцы» из Газы точно так же гоняли головы и части  тел подорвавшихся на мине израильских солдат. В самом деле: как же иначе им отстоять свои «национальные чаянья» и «моральные принципы»? Вот  — сфера, где нет морали «западной», «американской», «христианской», «мусульманской»  или «иудейской». Здесь единая мораль. Она не прописана в Декалоге. Она есть в другом еврейском документе – в Нагорной проповеди, но кто ж этого не читал в «христианнейшем из миров». А толку?  Где философы, юристы, священники и психологи, объединившиеся на уровне ООН для разработки всечеловеческой этики?.. Плохи наши дела.

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан