Главная / Полемика на сайте Хайфаинфо / ЮРИЙ БОЧАРОВ. СВОЙ БИЗНЕС НА ЧУЖБИНЕ

ЮРИЙ БОЧАРОВ. СВОЙ БИЗНЕС НА ЧУЖБИНЕ

«Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Видимо, эта пословица и отражает такое явление, как трудовая миграция. Хотя понятие «лучше» у каждого из мигрантов имеет свою формулировку, однако причины ее возникновения едины для всех: неравномерность мирового экономического развития; неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами; дисбаланс населения, проявляющийся в избытке рабочей силы в развивающихся странах и в ее недостатке в определенных отраслях в развитых странах, и ряд других проблем.

Среди прочих к ним можно отнести и возникновение «горячих точек» в результате перманентных вооруженных столкновений между различными группами населения, и конфликты на национальной или религиозной почве в различных регионах мира. В связи с этим у людей появляется вполне объяснимое желание найти более спокойные места для жизни и работы.

Трудовая миграция — это один из видов миграций, представляющих собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками подходящих условий для трудовой деятельности. В общем потоке международного обмена ресурсами — товарами, средствами производства, деньгами, научно-технической информацией — весьма заметную роль играет миграция рабочей силы, или, иначе, трудовая миграция, объем которой в последние десятилетия непрерывно растет.

В структуре трудовой миграции отдельной строкой всегда стоял «индивидуальный» бизнес. При этом этот индивидуальный бизнес уже может иметь очень серьезный оборот. В эпоху хай-тека никого не удивляет, что объединение небольшой группы людей может иметь бюджет, сопоставимый с крупным промышленным предприятием. К тому же, как учит история, у истоков большинства корпораций и монополий стояли бизнесмены, делающие свой «индивидуальный» бизнес. Можно рассматривать эту категорию мигрантов, как уже достигших определенных успехов на своей родине, но в силу все тех же причин, что описаны выше, вынужденных искать новые ниши за рубежом.

Мы не рассматриваем этот бизнес, в силу его индивидуальности, как процесс международной экономической интеграции, на базе которой происходит объединение экономик стран и унификация их экономической политики в различных отраслях экономики. Ведь когда в определенной стране начинает свою деятельность иностранная корпорация или международный экономический гигант, то соглашения о сотрудничестве заключаются на государственном уровне, и тут уже действуют другие законы, другие льготы и совершенно особые схемы налогообложения.

В свете предпочтений для индивидуальных предпринимателей, желающих начать бизнес в новой стране, по определению социологов, на первом месте стоят страны с самой удобной юридической системой, заниженной степенью влияния чиновничьего аппарата на бизнес, легким налоговым бременем и доступностью финансовых ресурсов. И это естественно. Ведь «маленький» человек оказывается один на один с государственной машиной и, естественно, ищет, где «лучше». А в его понятии «лучше» — это как можно меньше проблем на всех уровнях.

В плане международного бизнеса понятие «лучше» также уже получило свои четкие определения. По мнению издания Forbes, существует 11 критериев, важных для предпринимательства, по которым можно судить, насколько та или иная страна подходит для бизнеса. Это уровень личных свобод граждан, степень защищенности прав собственности и инвестиций, стабильность цен, наличие барьеров для экспорта и импорта товаров и услуг, уровень развития технологий, внедрение инноваций, степень влияния государства на бизнес, коррупция, налоговое бремя и состояние рынка акций.

В последние годы Forbes ежегодно анализирует более 140 государств мира по этим критериям. Обобщенные данные собираются по итогам исследований следующих организаций: Freedom House, Heritage Foundation, Property Rights Alliance, Transparency International, Всемирный банк и Всемирный экономический форум.

В ежегодном рейтинге лучших стран для ведения бизнеса, по версии американского Forbes, по итогам 2013 года Россия разместилась на 91-й строчке, между Филиппинами и Парагваем. Страна поднялась в рейтинге на 14 позиций по сравнению с предыдущим годом. По мнению аналитиков, развитие делового климата в России тормозят дефицит рабочей силы, высокий уровень коррупции и недостаток инфраструктурных инвестиций. Израиль в этом рейтинге находиться на 25-м месте — ниже Германии и Литвы, но выше Кипра и Японии.

По рейтингу глобальной конкурентоспособности 2014–2015 годов, опубликованному аналитической группой Всемирного экономического форума, позиция России здесь улучшилась, она поднялась с 64-го на 53-е место. Израиль стоит на 27-м месте.

В рейтинге Всемирного банка («Легкость ведения бизнеса»), опубликованном летом этого года, Израиль занимает 40-е место, Россия — 62-е из 189 возможных. Все эти рейтинги оценивают широкий спектр проблем, с которыми сталкивается бизнес, как крупный, так и индивидуальный. И хотя Израиль значительно опережает Россию, но он занял только 40-е место, опустившись, по сравнению с 2013 годом, сразу на пять позиций. Россия же поднялась на 30 строчек. В 2011 году Россия находилась в рейтинге Doing Business на 120-м месте, в 2012 году — на 112-м, в 2013 году — на 92-м. Столь резкий «взлет» России составители объясняют среди прочего и изменением методики расчета рейтинга.

Президент России Владимир Путин назвал продвижение России в рейтинге Doing business «конкретным результатом работы правительства». И хотя, по показателям всех рейтингов, Россия делает определенные успехи в бизнес-привлекательности, ее позиции все еще далеки от идеальных. И даже от предпочтительных, несмотря на определенные усилия правительства.

В этой связи еще в ноябре 2012 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев во исполнение указов президента подписал распоряжение, в соответствии с которым перед Министерством экономического развития РФ была поставлена задача — к 2018 году поднять Россию в рейтинге Doing Business на 20-е место.

Хотелось бы более подробно остановиться на отдельных разделах рейтинга, так как они существенно влияют на картину привлекательности бизнеса в отдельно взятой стране. В приведенной таблице мы видим, как резко отличаются эти показатели у рассматриваемых стран.

Израиль Россия
Легкость ведения бизнеса 40 62
Легкость открытия бизнеса 53 34
Получение разрешений на строительство 121 156
Подключение к системе электроснабжения 109 143
Регистрация собственности 135 12
Получение кредита 36 61
Защита миноритарных инвесторов 11 100
Уплата налогов 97 49
Легкость международной торговли 12 155
Обеспечение исполнения контрактов 111 14
Урегулирование банкротства 24 65

Израиль более чем открыт для международной торговли (12-е место), здесь наилучшая защита для миноритарных инвесторов (11-е), нет проблемы с урегулированием банкротства (24-е) и с получением кредита. А вот проблемы с бюрократией — на первом месте. Один из худших показателей в разделе — регистрация собственности (135-е), получение разрешений на строительство (121-е). Есть также большие трудности с исполнением контрактов (111-е) и уплатой налогов (97-е).

В России практически нет проблем с регистрацией бизнеса (12-е место) и его открытием (34-е). Один из лучших показателей по разделу — обеспечение исполнения контрактов (14-е) и нет проблем с уплатой налогов. Иностранцев, желающих начать бизнес в России, скорее всего, отпугивают показатели по международной торговле (155-е место) и защите миноритарных инвесторов (100-е). Возможным препятствием также служат проблемы с получением разрешения на строительство (156-е) и подключением к системе электроснабжения (143-е).

Одним из негативных аспектов, влияющим на привлекательность бизнеса в другой стране, особенно для индивидуальных предпринимателей, можно считать коррупцию и чиновничий произвол. Видимо, поэтому сегодня уже пытаются просчитать и эти показатели. Так, международной некоммерческой организацией TRACE International, занимающейся вопросами антикоррупционного законодательства, определены лучшие страны в этом аспекте. В текущем году лучше дела с коррупцией обстоят в Ирландии, Канаде и Новой Зеландии. В основе рейтинга — факторы взаимодействия бизнеса с властями, наличие соответствующего законодательства и его соблюдение, прозрачность работы государственных структур и возможность общественного контроля. В этом рейтинге Россия пропустила вперед большую половину бывших союзных республик и заняла лишь 134-е место из 197. Израиль — на 40-м месте, обогнав Таиланд и пропустив вперед Перу.

В большинстве рейтингов, описывающих открытость и качество бизнеса в мире, Россия на десяток позиций ниже Израиля. А в рейтингах, просчитывающих коррупцию и бюрократию, разрыв и того больше. При этом показатели развития бизнеса, в том числе и нового, в России значительно выше, чем в Израиле. Да и желающих начать свой бизнес в России значительно больше, чем в Израиле. Вроде бы парадокс, не стыкующийся со всеми рейтингами. На мой взгляд, ничего удивительного, ведь в большинстве этих рейтингов политики больше, чем экономики. Ведь недаром политтехнологи говорят: «Не важно, кто и как голосует, важно, кто и как считает».

Кстати, этот тезис «о политизации рейтингов» недавно подтвердил и президент России Владимир Путин. Он прокомментировал свое появление на первой строчке рейтинга самых влиятельных людей мира в 2014 году, по версии все того же Forbes. Как заявил президент, его первенство в рейтинге — не что иное, как проявление внутриполитической борьбы в США и попытка столкнуть его с Бараком Обамой (2-е место в рейтинге). По мнению российского лидера, это рейтинг отнюдь не свидетельствует о независимости американской прессы, так как, по предположению Путина, он обслуживает «определенные силы».

На мой взгляд, именно из-за «политизации» рейтингов они не совсем реально отображают ситуацию на местах. И вот еще пример.

Мировыми центрами притяжения иммиграционной рабочей силы, а с ней и бизнесменов, являются США, Австралия, страны Западной Европы. Среди них — Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды. А также нефтедобывающие страны Ближнего Востока — Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Кувейт, Оман. Кроме того, страны Азиатско-Тихоокеанского региона — Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Бруней. Ни Израиля, ни России в этих списках нет.

При этом по всем рейтингам для бизнеса любого уровня Израиль как минимум вдвое привлекательней России. Хотя в Израиле, по сравнению с Россией, нет дешевой рабочей силы (мы здесь не учитываем труд нелегалов), повышенные налоги и бюрократия, да и расположен он в горячей точке. И если говорить, что Израиль малопривлекателен для бизнеса, то на его фоне делать бизнес в России, выходит, просто невозможно.

Однако как объяснить тот факт, что многих, делающих сегодня свой бизнес за рубежом, привлекают не эти, а совершенно другие возможности.

Взять, например, израильтян. Сегодня для большинства израильских бизнесменов, как из среднего класса, так и с самого верха, нет более привлекательных мест, чем Африка, Китай и Россия. Стоит отметить, что практически у всех африканских стран рейтинг значительно хуже российского. С Африкой и Китаем вроде все понятно. Здесь и дешевые рынки труда, и неразведанные запасы, и неограниченный рынок потребления. В России уже знают цену товарам и сырью, да и рынки труда не самые привлекательные. А уж если судить по публикациям в прессе, в России вроде как бы все «поделено» между своими, да и закон чаще всего на стороне «своих». Но вот что интересно: нет практически ни одного израильского бизнесмена, который бы не обсуждал возможность развития своего бизнеса в России.

Чем же привлекательна Россия для Израиля? В первую очередь, как ни парадоксально это звучит, сильной властью. Именно вертикаль власти, контролирующая все сверху донизу и, самое главное, принимающая окончательные решения, отвечающая до конца за свои решения, по мнению израильтян, именно то, что нужно полноценному бизнесу. Российский рейтинг это косвенно подтверждает. Ведь по обеспечению исполнения контрактов Россия — на 11-м месте. Бизнес заинтересован в сильной власти, которая принимает решения и отвечает по своим обязательствам.

По всем рейтингам, российская бюрократическая система в разы хуже израильской, но по мнению бизнесменов-израильтян, в России вообще нет бюрократии. Как говорят знакомые строительные подрядчики, за то время, что в Израиле получают право на строительство здания, в России они уже его возводят.

При этом, по мнению израильтян, в России каждое официальное лицо наделено своей долей полноты власти. И в рамках своих полномочий готово принять и выполнить решение. В Израиле те же министры — всегда лишь политические назначенцы и обязаны своим выдвижением не собственным профессиональным навыкам и опыту, а месту в коалиции и партийном списке. А когда деятельность чиновника направлена лишь на пиар, на обслуживание политики партии, то все понимают: где политика, там нет экономики.

В Израиле вся власть — у бюрократов. Работают различные комиссии, состоящие наполовину из профессионалов от ведомств и наполовину из представителей общественности, попавших туда благодаря партийным связям. Этим комиссиям и принадлежит право решать вопросы. Именно комиссиям, как городским, так и региональным, отдана вся полнота власти в решении технических проблем любого проекта. Идея их создания была более чем благородная — сделать все решения власти публичными и прозрачными. На деле именно комиссия по собственному желанию или по желанию вышестоящих товарищей может либо зарубить, либо надолго засунуть под сукно любой проект. Причем, чаще всего, засунут под сукно из-за желания перестраховаться.

Видимо из-за этих перестраховщиков Израиль в ряде вышеописанных позиций — на последних местах. Но вот еще один парадокс. С каждым годом все больше и больше российских бизнесменов пытаются начать свой бизнес в Израиле. При этом мало кто из них рассматривает Израиль в качестве запасного аэродрома. Местное законодательство не позволяет получать гражданство за «вклад» в бизнес, а только по национальному признаку.

Странно, но факт: российских бизнесменов не страшит израильская бюрократия, налоги и затяжные процедурные вопросы. Здесь мы не говорим о технических и научных преимуществах, что делает работу в Израиле очень перспективной, потому что для большинства россиян здесь главное — наличие и верховенство закона. Отсутствуют такие понятия, как «отжать бизнес», «заказной наезд». А самое главное, любое решение местных властей чаще всего можно успешно оспорить в суде. Все это в глазах россиян, «прошедших огонь, воду и медные трубы», делает Израиль очень привлекательной для бизнеса страной. Россиян как раз привлекает отсутствие вертикали власти в Израиле и то, что власть практически не вмешивается в дела бизнеса, не пытается им руководить.

Получается, что российские бизнесмены мечтают о демократии, а израильские бизнесмены надеются на твердую руку. Вот и порассуждай тут, где у каждой рыбы свое «глубже», а у каждого человека свое «лучше»…

Израиль

БОЧАРОВ Юрий Борисович,

политолог, публицист

http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?subaction=showfull&id=1422886865&archive=1422887503&start_from=&ucat=14&

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан