Главная / Хайфаинфо - Литературная гостиная / ГРИГОРИЙ СААМОВ АВТОГРАФ ШОЛОХОВА

ГРИГОРИЙ СААМОВ АВТОГРАФ ШОЛОХОВА

Это было 24 июня 1961 года, то есть почти ровно через 20 лет после начала Великой Отечественной войны. Нет, история, которую я хочу рассказать, к войне никакого отношения не имеет, а дата – случайное совпадение.

Я жил и работал тогда в Грузии корреспондентом Телавской межрайонной газеты «Алазнис Гантиади». Почти все сотрудники редакции были опытнее меня, но я был единственным пишущим сотрудником, профессионально владеющим фотоаппаратом. Тогда это было достаточно сложно, так как не было еще автоматических камер и, кроме съемки, надо было самому проявлять пленки и печатать фотографии. К тому же незадолго до этого райком комсомола утвердил меня нештатным коррес-пондентом республиканской русской газеты «Молодежь Грузии». Так что и писал я на двух языках. С учетом всего этого мне часто давали задания, которые обычно выполняли два сотрудника.

Накануне я поздно вернулся из командировки, и мне разрешили отдохнуть полдня. Но отдохнуть так и не пришлось: неожиданно к калитке нашего дома подъехала редакционная «Волга», и водитель Гиви передал мне записку от редактора:

«Уважаемый Григол!

Сегодня в Цинандали приезжает Михаил Шолохов. Прошу съездить туда и сделать любой возможный материал.

Я не могу быть: вместе с первым секретарем приглашен в ЦК.

Ш. Ростомашвили.

24 июня 1961 г.»

Напомню, что в селении Цинандали находится родовое имение князя Александра Чавчавадзе, выдающегося грузинского поэта, генерал-лейтенанта, героя Отечественной войны 1812 года, тестя Грибоедова. Сегодня в этот исторический комплекс входят декоративный парк, Дом-музей Чавчавадзе и винный завод. Здесь в разное время бывали многие видные деятели грузинской и русской культуры.

Когда мы приехали в Цинандали, Шолохов с сопровождающими его лицами после осмотра парка направлялся к Дому-музею. А сопровождали его второй секретарь нашего райкома, главный редактор одной из республиканских газет, известный поэт и еще несколько человек, которых я не знал. Был с ним еще очень колоритный казак – красивый, бравый, с залихватскими усами, прямо живой Григорий Мелехов, то ли помощник, то ли секретарь писателя. Он запомнился еще потому, что отвечал на все вопросы, которые задавали Шолохову. Например, писателя спросили: «Над чем Вы сейчас работаете?» А ответил этот самый «Мелехов»:

– Мы сейчас работаем над последними главами романа «Они сражались за Родину».

Увидев нацеленный на него фотоаппарат, Шолохов махнул рукой и сказал:

– Нет, не надо снимать!

Мы тогда были более послушными, и аппарат я опустил. Но в любом фотографе всегда сидит свой папарацци. Так что аппарат я опустил, но все-таки щелкнул от живота, на удачу. Как выяснилось позже, в кадр я попал отлично, но лицо Шолохова оказалось закрытым и смазанным поднятой рукой. А жаль, у меня уже была готовая подпись под фото: «М. Шолохов приветствует жителей Цинандали».

В это время к Шолохову подошли российские туристы, находившиеся в парке, и попросили его сфотографироваться с ними.

–Нет, нет, не надо, я — не Козловский! – Неожиданно ответил он, чем сильно удивил и расстроил всех. Но думаю, что эта реплика была не проявлением неприязни к великому певцу. Просто он хотел сказать, что он не — артист и поэтому позировать перед объективом не будет.

Но неожиданно появился старейший фоторепортер Исак Тори, который многие годы печатался внештатно в нашей газете. Он, не обращая никакого внимания на протесты Шолохова и его свиты, стал щелкать кадр за кадром. И хотя я не люблю бесцеремонных людей, но тогда позавидовал старшему коллеге и принял к сведению некоторые особенности журналистской профессии.

В Дом-музей вместе со знаменитым гостем пропустили только сопровождающих его лиц и нас с Тори, как работников местной печати.

Михаил Александрович внимательно выслушал рассказ экскурсовода, задал несколько вопросов, проявив при этом хорошую осведомленность в вопросах истории Грузии и русско-грузинских отношений. По окончании осмотра музея Шолохова попросили сделать запись в книге почетных посетителей.

Он сел за письменный стол, открыл приготовленный специально для него роскошный фолиант, увидел, что там нет ни одной записи, и отодвинул его. После этого взял лежащую рядом обычную книгу отзывов, для обычных посетителей, бегло пролистал ее, открыл чистый лист и взял ручку.

Представьте этот торжественный момент: великий русский писатель Михаил Шолохов пишет в вашем присутствии! Я трепетал от волнения и счастья. Стало оглушительно тихо. Все присутствующие стояли, не шевелясь. Шолохов писал медленно, но не останавливаясь. Написал, перечитал написанное и как-то устало отодвинул книгу отзывов. Потом, поблагодарив работников музея и попрощавшись со всеми, направился к выходу. Свита последовала за ним.

Эта запись вскоре облетела многие периодические издания Советского Союза. И думаю, что мудрые слова великого писателя были бы очень полезны сегодняшним нашим политикам, «не помнящим родства».

Итак, Михаил Шолохов:

«Свято храните все то, что связано с именем Чавчавадзе, с историей Грузии, с историей трогательной любви Грибоедова. Это – наша общая история, история издревле родственных культур, горестная и милая сердцу история ушедших в бессмертие».

М. Шолохов

23.6. 61.

Цинандали».

Но, как видим, дата – 23 июня, хотя все происходило 24 июня. Почему? Я не знаю ответа на этот вопрос. Скорее всего — случайная описка.

Я сразу же переписал и переснял автограф Шолохова и вместе с коротким репортажем сдал в редакцию.

На второй день наша газета вышла с этим материалом на первой полосе. Редкая оперативность для тогдашних районных газет. Только было жаль, что без моей фотографии. Это не соответствовало моему принципу: «Пишущий должен сам снимать, снимающий должен сам писать».

А замечательные слова великого русского писателя Михаила Шолохова я до сих пор помню наизусть.

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан