Главная / Новости / Давид Фабрикант. Истории ветеранов ВОВ. На пути к Берлину

Давид Фабрикант. Истории ветеранов ВОВ. На пути к Берлину

Казалось вот она долгожданная победа,

Еще немного и Берлин, а там и домой.Тя-

желые бои за овладение городом Бреслау.

Здесь красноармеец Исаак Рабинович был ранен.

В Хайфский комитет инвалидов войны пришло письмо от Вячеслава Рабиновича, солдата срочной службы. Он  пишет: «Мой дедушка Рабинович Валентин (Исаак) воевал в годы войны в составе 181 Сталинградской дивизии в 65, 62 и 13 армиях. Мы, 6 внуков и 5 правнуков, его очень любим. Мои братья уже отслужили в ЦАХАЛе, а я продолжаю. Часто, когда собираемся, мы вспоминаем прошлое. Один из внуков спросил: «Дедушка, а ты, наверное не воевал? Поэтому нет твоего фото в журнале «Голос инвалида войны». Хотелось, чтобы рассказ о его жизни появился на страницах этого журнала. С уважением Валентин».

Cвязался с Валентином Залмановичем Рабиновичем. Послушаем его.

— Наша 181дивизия без особых осложнений переправилась через реку Одер. Течение было довольно сильным, плоты сносило вниз по течению. Мы выбрались на берег у химического предприятия. Немцы находились на возвышенности в нескольких километрах от нас. Все были рады, возбуждены, все-таки такой рубеж перейден. Нашему хорошему настроению сопутствовало найденныене вдалеке на барже находки: консервы, шнапс, вино и другие продукты, — вспоминает ветеран.

Но необходимо было идти дальше. Вместе с пехотой минометчики шли вперед. Неожиданно для нас из-за бугра выдвинулись гитлеровские танки. Мы пытались их остановить, но не тут то было. Большинство наших орудий было уничтожено, пришлось отойти обратно к химзаводу, который весь пылал в огне. Заняли оборону, хотя было нелегко находится среди дыма, смрада. Мы выдержали сражение, отбили атаки.

Таких боев у Исаака Рабиновича было порядком., хотя на фронт он попал только летом 1944 года молодым необстрелянным солдатом. Вся его мирная жизнь связано с Украиной. Ему было всего четыре года, когда семья перебралась из местечка Борзна в областной центр Чернигов. Тридцатые годы – голод почти по всей стране. И Рабиновичам было несладко. Какие там доходы у Залмана, отца четырех детей, заготовителя рядна? Черного хлеба вдосталь не было. Тут еще старший брат Исаака Наум, отцов помощник, пропал без вести. Поехал искать хорошие заработки, думал устроится шахтером, но так и сгинул.

1941 год. Под сильнейшую бомбардировку фашистских летчиков переправились через Десну. Дорогой приходилось прыгать из вагона, чтобы не попасть под их бомбы. Приехали в Сталинградскую область, поселок Ленинск, затем в село Петропавловка. Местные власти выделили полдомика, утеснив одного из жителей. Вскоре отца, а ему было уже 54 года, отправили на трудовой фронт.

— Мне даже сегодня трудно представить ту ситуацию, в которой мы оказались, — с горечью вспоминает Валентин (так гораздо позже) переименовал себя Исаак по настоянию жены, чтобы не дай Б-г детям не мешало отчество, но, как говорит он сам, от фамилии Рабинович никуда не денешься). Мать, четыре сестры – Оля, Нина, Эстер и старшая сестра Соня с двумя маленькими детьми, ее муж в это время воевал на фронте и вскорости погиб. Мне с моим пятиклассным образованием не приходилось выбирать работу, определили в артель валять валенки, затем начали строить жедезную колею от станции Владимировка к Петропавловке. Я на верблюде возил шпалы. Трудилась вся семья. Хотя чертовски уставал от этой непосильной работы, в свободное время успевал сбегать на Волгу порыбачить, стал умелым рыбаком. Этим в основном питалась наша семья и другие беженцы.

Исаак очень хотел пойти в армию, может быть там накормят, не раз бегал в военкомат. Но его не брали. «Подрости», — говорили. И все же в начале 1944 года получил повестку и стал солдатом. Тогда и встретил отца, которого отпустили из трудармии. Путь молодого красноармейца лежал через Астрахань, Майкоп в Нальчик, где он попал в 6-й учебный запасной стрелковый полк.

— Я и мой друг Вася Скопов оказались в минометной роте. Здесь и понял, как ошибался, когда думал, что солдат хорошо кормят. Небольшой кусок хлеба, баланда, а ведь учеба была тяжелой. С винтовкой, противогазом, да еще стволом 82-х миллиметрового миномета бегали по долам, по горам. Мы просили, чтобы нас быстрее отправили на передовую.

В мае 1944 года Рабинович попал в 288-м стрелковый полк, 181-й стрелковую дивизию в минометную роту 1-го стрелкового батальона. Попал в взвод, которым командовал лейтенант Орлов. Очень тяжелые бои развернулись на Сандомирском плацдарме. Много наших ребят полегло, правда и противник нес большие потери. Если немцы расположились на холмах, то наши части оказались в низине. Им сверху все было видно, чем они и пользовались, стреляя прицельно по нашим подразделениям. Бои здесь длились со 2 августа по 12 января 1945 года. Мужеству советских воинов можно позавидовать.

— Эпизодов за мою недолгую военную историю было порядком. Рядом гибли товарищи по оружию. К этому никогда нельзя привыкнуть. Двигались мы по шоссе Варшава – Берлин. Нашу часть атаковали гитлеровские асы, не сосчитать сколько их было, мы попрятались в кюветы, кусты. Нам казалось, что налет длился часами, на самом деле минут двадцать. Иной раз приходилось беседовать с немецкими пленными… Это было в Польше. Остановилась наша рота, чтобы немного отдохнуть на  окраине леса. Лежу и вдруг заметил в густых ветках сосны какое-то движение. Схватил винтовку СВТ, приблизился, кричу на немецком «Руки вверх!» Сверху прямо передо мною сваливается немец и, подняв руки, умоляет не стрелять. Возле него какая-то сумка, как оказалось в ней части фаустпатрона. Дали этому гитлеровцу перекусить, закурить и отправили в штаб.

Трудные дни выпали в битве за Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Сопротивление на пути наших войск  чувствовалось в каждом квартале города, на каждой улице. Оказывается Гитлер потребовал превратить многие города в крепости с придачей им дополнительных танков, артиллерии, других вооружений и солдат. Немцы два раза пытались разблокировать город, но не смогли. О противостоянии говорит и тот факт, что до самого последнего часа  в Бреслау работали заводы танковый и выпускавший фаустпатроны. В немецком гарнизоне было более 100 тысяч человек, но 7 мая они сдалися, уже после взятия Берлина. В плен было взято более 40 тысяч солдат и офицеров.

— В уличных боях можешь неожиданно встретиться с врагом лицом к лицу, хорошо, если не появится он позади тебя. Пехоте, нашим минометчикам здорово помогала тяжелая артиллерия, авиация. Освободив от фашистов один квартал, переходили к следующему. Иногда группы немцев оказывались у нас в тылу, стреляли из автоматов, пытаясь нас уничтожить. Но перевес был на нашей стороне.

В конце войны получил тяжелое ранение. Шел уличный бой все в том же Бреслау. Под огнем противника я перебегал дорогу, только забежал в подъезд – взрыв. По мне стреляли из фаустпатрона, заряд взорвался у самых ног. Обе ноги посекло осколками, к тому же сильно контузило. Я потерял сознание, очнулся в медсанбате. Лечился в госпитале Бреслау, где ранили, там и выхаживали. Вышел из госпиталя в мае 1945-го, но продолжил службу в Красной Армии до 1950 года.

Исаак (Валентин) Рабинович на гражданке. Вся трудовая деятельность связана с сапожническим ремеслом. Женился, вырастил трех детей, к сожалению старший сын Игорь погиб молодым в автокатастрофе.

— Вы не удивляйтесь, что на моих фотографиях очень мало наград. В боях на Сандомирском плацдарме всю роту дважды наградили, а меня, как видно, вычеркнули. Сами солдаты мне говорили: «Был бы у тебя орден, да не один, если бы не был евреем». Командир роты Яков Руденко позже рассказывал, что представил меня на орден Славы, но и это не прошло.

Все же в приказе от 19 мая 1945 года было написано о награждении Рабиновича Исаака Залмановича минометчика минроты 2-го батальона медалью «За боевые заслуги». « В боях с немецкими захватчиками на Одерском плацдарме с 4.2.по 10.2. 45 г. и за гор Бреславль с 25.2 по 7.5. 45 года действовал смело и решительно, выполняя обязанности заряжающего. В бою, при выбытии из строя наводчика миномета, заменил его. Уничтожил более 10 гитлеровцев и две огневых точки противника».

В 70-егоды Исаак наладил связь с многими однополчанами. Взводным Александром Елпановым, Леонидом Казаковым, Яковом Руденко, командиром расчета Борисом Зяузиным и др. Теперь Валентин (Исаак) Рабинович живет в Тверии. У него шесть внуков, пока по двое правнуков и правнучек. На фото небольшая часть его семейства внуки Виктор, Даник, Славик – все служили в ЦАХАЛе,  вместе с дедушкой-гвардейцем Валентином и мамой Фаиной.

Давид Фабрикант

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан