Главная / Новости / Давид Фабрикант. Истории ветеранов ВОВ. Долгие дни сражений

Давид Фабрикант. Истории ветеранов ВОВ. Долгие дни сражений

  Эвакуация базы полуострова Ханко длилась с 26 октября по 2 декабря 1941 года. В Кронштадт и Ленинград было вывезено около 22 тысяч военнослужащих. 3 декабря на минах подорвался турбоэлектроход «Иосиф Сталин», на котором эвакуировалось 5589 человек. 1740 успели спасти, остальные попали в плен к немцам

                                Долгие дни сражений

— 181 отдельную стрелковую бригаду доставили на полуостров Ханко кораблем, вскоре после заключения мирного соглашения с финами, в марте 1940 года, в ней служил я, — начал нашу беседу ветеран, участник Финской войны Аркадий Бродский. – Когда началась Великая Отечественная война, каждый день шли обстрелы с финской стороны, бомбежки немецких самолетов. Мы зарылись в землю: построили блиндажи, землянки, вырыли траншеи. Командовал гарнизоном Ханко генерал С.М. Кабанов.

В один из дней за нами прибыло 7 тральщиков, 2 эскадренных минаносца и турбоэлектроход «Иосиф Сталин». Мой знакомый — Александр Карпенко, находившийся на этом корабле вместе с тысячами других, вернувшийся из плена, рассказывал, что фашисты баграми доставали людей из воды, когда они остались без помощи наших.  Многие погибли при эвакуации с Ханко, кроме большого корабля, подрывались и тральщики. Спокойно плыть не давали вражеские самолеты. Эсминец «Стремительный» стал тонуть. Тральщик, на котором к счастью оказался я, подошел к нему, забрали людей, но многие утонули, попрыгав в воду. Так оказался в Кронштадте.

Мы переночевали и утром пешком направились в Ленинград. Шли на расстоянии 5-7 метров друг от друга, так как лед был еще недостаточно крепким. На петлицах моей шинели светились два кубика – был политруком роты. Меня ранило осколком снаряда, был две недели в госпитале. (Аркадий показал книжечку инвалида войны, выданную в СССР, но в Израиле ему почему-то отказали в признании к данной категории). Когда вернулся в часть, начальник дивизии сказал: «Будешь офицером связи».

 

…Как-то вручили Бродскому пакет, велели отвезти в штаб армии, причем указали время доставки. Штаб находился в Смольном. Дали водителя, мотоцикл без коляски, они поехали. Начался обстрел, стреляли немцы методично по квадратам. Аркадий посоветовал водителю Володе Рыжкову остановиться, но тот то ли не расслышал, то ли хотел быстрее выполнить поручение, продолжал жать на газ. Бродский спрыгнул на ходу, водителя через десяток  метров накрыл взрыв, он погиб. Засыпало землей и связиста. Отряхнувшись, Аркадий с документами остановил попутку, отвез их по назначению, объяснив опоздание. Там он увидел впервые будущего маршала Георгия Жукова.

Вернувшись в свою дивизию, получил нагоняй, заодно новое поручение от начальника оперативного отдела: «Отвезешь этот пакет на Пулковские высоты генералу Федюнинскому». Дали нового водителя с мотоциклом.

— Вручаю ему пакет, а он меня не отпускает, говорит, что сейчас будем брать высотку, с которой немцы постоянно обстреливают позиции Пулково, а ты, политрук, пойдешь со всеми в атаку. У меня же только пистолет. Ворвались мы на этот участок, немцы отступили, тогда мне разрешили вернуться в свою часть. Блокада касалась как жителей города-героя, так и нас, солдат, командиров. Все голодали, пайки уменьшались.

12 января 1943 года участвовал в прорыве блокады Ленинграда (Операция «Искра»). Две группы войск К.А.Меркулова и К.Е.Ворошилова должны были соединиться. Нева покрыта льдом, на нем мы атакуем. Тысячи солдат рвались на другой, более крутой берег, многие бежали с лестницами. Мы врывались в блиндажи, уничтожали фашистов, заодно замечали как они питались. Стояли бутылки шнапса, колбаса, хлеб в обертке, на ней надпись: «Сделано в Голландии», 1939 год. Хлеб очень хорошо сохранился.

Шесть дней шла атака позиций противника. 18–го соединились с Волховским фронтом. Был создан коридор шириной 8-11 километров для нормального снабжения населения Ленинграда продуктами. Меня вскоре направили на переквалификацию в город Саратов в первое танковое училище. Два месяца учебы пролетело как два дня. В Нижнем Тагиле получил 10 танков вместе с экипажами, погрузились на платформы. Директор танкового завода напутствовал: «Не жалейте танков, мы соберем новые, жалейте людей». Попали мы на 3-й Белорусский фронт, им командовал 38-летний генерал армии Иван Черняховский, он погиб при мне.

…Через многие города, села вместе с 4-м гвардейским танковым корпусом (после войны – Кантемировская дивизия) прошел Аркадий Бродский. Участвовал во взятии город Эйкунин в Восточной Пруссии, обошлось без потерь с нашей стороны, гитлеровцы бежали. Двинулись дальше. Корпус на 12 километров оторвался от других частей. Немцы бросили две танковых дивизии, пытаясь уничтожить советское подразделение. В бою погиб командир батальона. Командир корпуса генерал-майор П.П.Полубояров собрал оставшиеся танки с экипажами и прорвался в Мариамполь. Потери были большие – из 200 танков осталось меньше половины.

Их перебросили на 1-й Украинский фронт, которым командовал маршал И.С.Конев, в направлении города Кракова. В конце декабря 1944 года наш корпус был брошен на его освобождение. Немцы заминировали город, но части Красной Армии успели уничтожить подразделения врага, не дав ему взорвать его. Затем был города Жешув, Освенцим.

— Зрелище, которое мы, советские солдаты, запомнили на всю жизнь. К нам навстречу бежали, те кто мог, полосатые узники. На них было страшно взглянуть. Они плакали, опускались на колени, обнимали нас. Мы побывали и в самом лагере, видели печи, где сжигали людей, — рассказывает Аркадий. – Через 30 лет меня, директора школы, как участника освобождения, пригласили в Освенцим.

После взятия Ченстохова, видели как горит Бреслау. На его защиту немцы бросили дивизию Власова, но те понимали, что фашисты проигрывают войну, сдавались. Утро, перед нами колонна с тысячу человек. Я вышел из танка. Среди них много было казаков, калмыков, их переодели в военную форрму, потребовали воевать за Дойчланд. Вскоре мы перешли границу  Германии.

Вышел наш корпус к берегу Эльбы. Сам генерал Полубояров проводил рекогностировку: — Ты по этим мосткам, ты по тем ворветесь в Дрезден. Я командовал ротою, шел слева. Город был весь в развалинах, постарались американские летчики. Нас от Праги отделяло двесте километров, на освобождение которой нас направило командование армии. Нужно было занять город прежде, чем туда войдут американцы.

Едем через Татры. Лес, природа – красота. Вдруг впереди шум, похож на рокот танков. Выслал разведку. Доложили, что трактора тащат две платформы. Подошли поближе, вижу – платформы укрыты брезентом. Остановили тягачи, заглянули в одну из платформ. В ней две девчушки и около сотни детишек. И на второй платформе такая же картина. Успели вывезти их из под мест сражений двух армий.

8 мая 1945 года наш корпус захватил город Мельник. Радист сообщил мне, что Жуков и Кейтель подписали акт о капитуляции. Вошли в Прагу, не удалось первыми, там уже были танкисты генерала Рыбалко. Остановились в городке Гиподисвайт в 18 километрах от Дрездена, оттуда через Украину на Москву. 1 Мая 1946 года принял участие в параде Вооруженных Сил СССР в Москве. Как учителя меня быстро демобилизовали, я уехал в город Каспийск, где трудился мой отец. Я работал инструктором горкома партии, заведующим отдела пропаганды, директором школы № 2 имени Героя Советского Союза А. Назарова. Я был инициатором открытия музея прославленному бойцу, установки мемориальной доски у входа в школу и памятника герою, бывшему ученику этого учебного заведения.

Аркадий Бродский родился на Украине в городе Кривой Рог., после окончания школы и курсов учителей, работал в деревне, преподавал историю. В мае 1939 года призвали в армию. После войны закончил педагогический институт, 15 лет был директором школы. На груди ветерана орден Красной Звезды, Отечественной войны I степени, многочисленные медали. Вырастил трех сыновей.

Держится ветеран молодцом, помнит события Великой Отечественной войны, города и поселки, где с оружием в руках защищал страну, мирных людей, имена многих сослуживцев. А ему всего 97 лет.

Давид Фабрикант

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан