Главная / Новости / Давид Фабрикант. Мы выучили своих асов. О ветеранах

Давид Фабрикант. Мы выучили своих асов. О ветеранах

Так считает ветеран Великой Отечественной войны, ныне житель г. Хайфы 93-летний Яков Чудновский.

Сразу же предупреждает, чтобы ничего лишнего я не писал, ему будет неприятно.

veteranРодился он на Полтавщине в городе Хорол. Вся семья занималась сапожническим ремеслом, но так как в послереволюционные годы в кустарном мастерстве заработков, на которых можно прожить, почти не было, переехали в Крым. Подрос Яша и пошел в школу в городе Симферополе, знаменита она была тем, что в ней в свое время учился будущий великий физик Игорь Курчатов.

Якову 14 лет хотелось найти удовлетворение мальчишеским мечтам. Познакомился с парнем на год старше его, тот шел на занятия кружка ОСАВИАХИМа. Он и его товарищи прыгали с парашютом с вышки.

— Пойдем со мной, тебя примут, — сказал он.

Было страшновато – все-таки первый прыжок Яши Чудновского, а в его жизни их будет столько – не сосчитать, с вышки, затем самолетов. Записался в аэроклуб, стал ходить на занятия. Успешно прошел комиссию. Отправили на аэродром прыгать с самолета ПО-2. Вскоре отобрали лучших, приказали явиться в военкомат. Всем курсантам дали сутки на сборы, их должны были отправить в Качинскую военную авиационную школу пилотов, находившуюся в Ялте. Вызывали по одному. Ряды курсантов таяли. Он остался один – ему не было 17 лет.

— Стою в одиночестве, подходит работник военкомата, спросил фамилию. Посмотрели они характеристику на меня и разрешили отправиться вместе со всеми в эту школу, — рассказывает Яков Чудновский. – Учебу мы проходили на самолетах И–15 и И-16. Армии нужны были кадры. Я познакомился с многими курсантами. Среди них были дети известных всей стране людей: Тимур Фрунзе, сыновья Ярославского, Микояна. Курировал школу Василий Сталин. Мы вскоре должны были окончить учебу, а нам присвоить офицерское звание. Вдруг тревога, нас построили, было где-то половина четвертого утра. На страну напала гитлеровская Германия, — сообщил начальник училища. Присвоили нам звание сержантов, некоторым офицерское.

Как отмечает ветеран войны, первое время была большая неразбериха. Большую часть курсантов направили на фронт, оставили семь человек инструкторами в школе. Враг приближался к Крыму, шли интенсивные обстрелы всего побережья. Поступил приказ перебазировать школу в Саратовскую область в район железнодорожной станции Красный Кут.

— Мы не только учили людей пилотированию самолетов, прыжкам с парашюта, приходилось выполнять особые задания командования. Зачастую не знали ни сна, ни отдыха. Я больше двух лет летал на самолете английского производства «Хайрикен». Подразделение, которое обслуживала школу, относилась к действующим войскам. Территория воздушных полетов наших самолетов была от Куйбышева до Астрахани. В нашу задачу входило наблюдение за передвижением, концентрацией войск как советских, так и немецких. Выполнялись спецзадания., приходилось штурмовать переправы. Чем горячее были бои, тем больше были запросы. За умелое обучение солдат мне присвоили звание старшего лейтенанта.

Передо мною документ, в нем написано: «Качинская военная авиационная школа пилотов с 30 августа 1942 по 18 ноября 1942 года привлекалась к выполнению задач по обеспечению боевой деятельности войск в пределах границ Юго-Восточного, Сталинградского и Донецкого фронтов, относится к действующей армии». Выполняя боевые задания летчики не всегда живыми возвращались в расположение части. И бомбежки были не редкими. Яков Чудновский воспитал, обучил искусству пилотирования сотни молодых авиаторов, ставших настоящими асами. Он продвигался по служебной лестнице: поначалу был инструктором, затем командиром эскадрильи, закончил службу в 1967 году заместителем командира авиаполка. Ему было присвоено звание майора.

Из беседы с Яковом узнал, что и двое его братьев воевали: Борис погиб, в Керченских каменоломнях. Фашисты уничтожили всю его семью: жену, двоих детей. Вернется с фронта средний брат Владимир. Пригодилась Якову Чудновскому военная специальность и после демобилизации, использовал ее в гражданской авиации – еще 20 лет руководил полетами в Сталинграде.

Он редко одевает свой парадный пиджак, на котором красуются два ордена Красной Звезды, один Отечественной войны I степени, медали. Годы, болезни дают себя знать. И в Хайфе ветеранская организация не раз награждала Якова Чудновского грамотами, благодарностями.

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан