Главная / Новости / Посол Владимир Скворцов о закрытии дипломатической миссии Беларуси в Израиле

Посол Владимир Скворцов о закрытии дипломатической миссии Беларуси в Израиле

Элеонора Гройсман и Посол Беларуси в Израиле Владимир Скворцов
К сожалению, информация о закрытии посольства Израиля в Беларуси, ранее появившаяся в СМИ, получила официальное подтверждение.
Какие ответные шаги предпримет Республика Беларусь и о том, как будут развиваться в дальнейшем двусторонние отношения между Израилем и Беларусью, главный редактор медиа-проекта «Израиль в лицах» Элеонора Гройсман попросила прокомментировать Чрезвычайного и Полномочного Посла Беларуси в Израиле Владимира Николаевича Скворцова.

— Г-н Посол, когда Вы получили официальное уведомление о закрытии дипмиссии в Минске?

— Это произошло 6 января, как раз в канун рождественских праздников, которые у нас отмечались в этом году 7-10 января. В ходе контактов с представителями внешнеполитического ведомства Вашей страны нами получены разъяснения в отношении причины закрытия израильского посольства в Минске, сводившейся к финансовым соображениям. В предварительном плане мы обсуждали также возможные формы взаимодействия в условиях сворачивания дипломатического присутствия с тем, чтобы не допустить ущерба двусторонним отношениям. В тот же день мы получили официальную ноту МИД с информацией о планах завершения деятельности Посольства Израиля в Минске до конца 2016 года «вследствие бюджетных ограничений».

— Насколько известно, впервые информация о том, что правительство Израиля в целях экономии финансовых средств решило закрыть семь или восемь своих дипмиссий за рубежом, появилась в израильских СМИ в августе прошлого года.

— Да, это верно. На тот момент, по имевшимся у нас сведениям, перечень стран, посольства в которых подлежали сокращению, в окончательном виде не был сформирован и утвержден. В последующие месяцы эта тема довольно долго и активно дебатировалась. При этом и мы, и многие наши израильские партнеры исходили из того, что Беларусь в силу ряда причин не должна попасть в данный список. В частности, в качестве центральных аргументов мы рассматривали актуальное состояние нашего двустороннего диалога по самым разным направлениям, а также потенциал его развития в ближайшей перспективе. При этом и мы, и наши коллеги четко представляли себе роль, которую играют в этих процессах обе дипмиссии. О том, что сотрудничество идет по нарастающей траектории, свидетельствовали и последние недели минувшего года. В этот период мы смогли реализовать такие значимые мероприятия двусторонней повестки, как межмидовские политические консультации на уровне замминистра, запуск безвизового режима при взаимных поездках граждан, открытие памятного знака белорусскому народному поэту Янке Купале в Ашдоде, согласование проекта протокола к Рамочному финансовому соглашению и даты его подписания.

— Это актуальность, сегодняшний день. Но ведь есть еще одна грань в наших дружественных отношениях — историческая, которая их прочно цементирует…

— Вы абсолютно правы. Не менее важными с точки зрения необходимости взаимного дипломатического присутствия нам представлялись и названные Вами аспекты, характеризующие историческую связь белорусского и еврейского народов, насчитывающую шесть веков бесконфликтного совместного проживания и добрососедства и сохраняющуюся до нынешних дней. Ведь и сегодня в Беларуси зарегистрирована одна из крупнейших еврейских общин на постсоветском пространстве, отношение к которой в стране благоприятное и уважительное. В Израиле же, в свою очередь, живет свыше 130 тысяч выходцев из нашей страны, внесших весомый вклад в становление и развитие еврейского государства, причем целый ряд из них занимали здесь лидирующие посты в его руководящих структурах, начиная с первого израильского президента. Приведу один лишь факт, много говорящий о наших тесных межкультурных и межчеловеческих связях, — парадный зал кнессета украшают монументальные гобелены и напольные мозаики, выполненные уроженцем Витебска, всемирно известным белорусско-еврейским художником Марком Шагалом.

— Судя по всему, при принятии решения о закрытии посольства в Беларуси возобладали другие аргументы — чисто экономического характера…

— Видимо, это так. И это вызывает сожаление. Ведь штат посольства в Минске — минимальный. Расходы на его содержание, очевидно, не столь высоки, и как я понимаю, в определенной мере возмещались за счет оказания консульских услуг, а до недавнего времени — еще и визовых сборов. Но не все можно измерить в цифрах, килограммах, литрах, шекелях. Есть нечто более важное в отношениях между странами и народами, есть межчеловеческие связи, которые сами по себе представляют ценность. Это, среди прочего, и культурно-гуманитарное сотрудничество, развивая которое, мы не думаем о рентабельности. Да и огромная масса других направлений.
В создавшихся условиях у Беларуси, к сожалению, не остается иного выбора, как действовать по аналогии, основываясь на принципе паритета. Как следствие Минск вынужден начать реализацию комплекса мер по сворачиванию деятельности своего посольства в Тель-Авиве, о чем на днях было заявлено устами пресс-секретаря нашего МИД.

— Некоторые сторонники закрытия посольства в Минске мотивируют этот шаг еще и тем, что после отмены визового режима надобность в дипломатическом присутствии в стране-партнере якобы отпадает.

— Я бы категорически не согласился с такими утверждениями. Так могут рассуждать только люди, мягко говоря, не очень хорошо знакомые со сферой дипломатии. Если следовать этой логике, то, например, страны Шенгенской зоны уже давно должны были бы закрыть свои посольства друг у друга. И потом, выдача виз — это пусть важная, но лишь часть функций консульской службы, далеко их не исчерпывающая. А в общем объеме компетенций посольства — политических, экономических, информационных, гуманитарно-культурных (список можно продолжать и продолжать) — она и вовсе занимает лишь незначительную долю.

Поэтому отказ от столь важного канала межгосударственной коммуникации, которыми являются посольства, не может не сказаться на интенсивности двустороннего сотрудничества в разных сферах. Очевидно, этот шаг затруднит взаимодействие между бизнес-сообществами, лишит многих и многих граждан возможности получать консульские услуги, создаст серьезные трудности в защите интересов тех из них, кто, находясь в стране-партнере, попадет в непредвиденную ситуацию.

Разумеется, жизнь на этом не останавливается и наши отношения не прекращаются. Мы и наши коллеги – израильские дипломаты солидарны в том, что наша совместная задача — максимально амортизировать возможный негатив от сворачивания работы дипмиссий.

Однако давайте представим себе на мгновение совершенно банальную, но достаточно распространенную ситуацию — турист, прибывший в государство-партнер, теряет документы. Чтобы вернуться на родину, ему необходимо обратиться в консульский отдел посольства своей страны, которое находится в столице одного из сопредельных государств. Но чтобы туда добраться, ему потребуется, не говоря уже о финансовых и временных ресурсах, еще и предъявить — утерянный — документ! Ситуация безвыходная. Я уже не говорю об иных всевозможных ЧП, попадании в медицинские учреждения и т.п. Имея перед глазами такую перспективу, далеко не каждый отважится отправиться в далекое путешествие.

Это все — к вопросу о «ненадобности» дипмиссий в условиях действия безвизового режима.

— Как известно, Израиль уже однажды закрывал свое Посольство в Беларуси в 2003 г. по причинам экономического характера, но оно вновь открылось менее года спустя. Будем надеяться, что и на сей раз через какое-то время произойдет очередной камбэк.

— То, что 12 лет назад был восстановлен посольский формат, видимо, можно расценивать как признание нашими партнерами ошибочности принятого ими ранее решения. И тогда, как и сегодня, Беларусь не являлась инициатором такого дипломатического шага, который мы считаем не соответствующим сложившимся реалиям в двусторонних отношениях. А они состоят в том, что в последние годы нам удалось выйти на уровень эффективного сотрудничества и взаимного доверия, и в том, что мы видим перспективу взаимодействия, располагая для этого серьезным потенциалом.

Думаю, что эти факторы, как и восприятие принятого решения о закрытии посольства в Минске в кругах общественности явятся для израильских партнеров основанием для того, чтобы со временем еще раз вернуться к этому вопросу.
http://israelperson.co.il/posol-vladimir-skvorcov-o-zakrytii-17342.html

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан