Главная / Полемика на сайте Хайфаинфо / Иван Рубинштейн: ШКОЛА ДОЛЖНА РАСТИТЬ НЕ ШАРИКОВЫХ, А БОРМЕНТАЛЕЙ И ПРЕОБРАЖЕНСКИХ

Иван Рубинштейн: ШКОЛА ДОЛЖНА РАСТИТЬ НЕ ШАРИКОВЫХ, А БОРМЕНТАЛЕЙ И ПРЕОБРАЖЕНСКИХ

Иван  Рубинштейн.

                        УЧЕБНЫЕ   ПРОЦЕССЫ

                                            

            ШКОЛА   ДОЛЖНА   РАСТИТЬ   НЕ   ШАРИКОВЫХ,    

              А    БОРМЕНТАЛЕЙ     И   ПРЕОБРАЖЕНСКИХ

 

Вместо  введения.

 

О современную  школу ломается  много  копий.

У нас в Израиле вопросами образования  озабочены, кажется, чуть  ли  не  все,  и это  не  удивительно: 

Народ  Книги  должен  соответствовать своему  лейблу.

 

Но вот что настораживает: споры – спорами, война – войной, обед, как всегда, по расписанию, а недовольство школой не исчезает.

Вопросы  к  школе  остаются, даже если о них  помалкивать, не говоря уже о том, когда выражаются  во весь голос. Они словно  заколдованные.  Меняются главнокомандующие и   авторы  предлагаемых перемен; меняются  деньги «на  процесс» — то больше  дадут из  казны, то меньше. Появляются  то мужчины,  то  женщины;  то  религиозные, то  светские — всё  равно: изменения  хоть и  мизерные, но не  в  нашу  пользу. И   свербит    мысль: а вдруг   вообще  никакой связи  между  реформами  и  обученностью молодёжи   нет. Просто не та  полоса  идёт. И успокоила  бы  эта  мысль многих,  если  бы  процесс  шёл  пусть  и  медленно, но на  плюс. А то  на минус. Как  говорит Жванецкий, «..что с человеком  ни делай, он упорно ползёт на кладбище…». То же и школа. И ведь до  края  остаётся совсем уже  мало  времени. Только  остановиться  и  немного  подумать…. Или помолиться…

 

А чего мы  ждём от  школы? 

Чтобы  дети  наши  были  здоровы и устроились  в жизни?

Если так, то тогда от  школы нужно   вот что.

 

— Подготовить школьника  к  самостоятельной  жизни в обществе, что означает, прежде всего, умение достойно вести  себя  в различных коллективах людей, как сверстников, так и взрослых. Умение ориентироваться в незнакомых условиях. Готовность помочь человеку попавшему в трудные обстоятельства, или даже просто предложить свою помощь, если  покажется, что человек в ней  нуждается.

Иными словами –вырастить человека  общественного.

 

— Вырастить человека, чувствующего себя органической  частью окружающего его мира природы. Сформировать у школьника понятие целостности  мира  и экологически  грамотного, бережного к  нему отношения.

 

— Вырастить человека физически развитого,  здорового.

 

— Вырастить человека технически  грамотного, обученного обращаться с разной   техникой, от  холодильника до автомобиля. С различными измерительными приборами и  правилами  безопасности  при  работе  с ними.

 

Остального дети добьются сами.

Конкретная   расшифровка этих пунктов зависит  от  уровня  наших притязаний, от  нашей  личной  требовательности. Если  мы хотим многого,  то  и  задачи    ставятся  более  серьёзные. Если  наши  запросы  скромнее, то  и  задачи  будут   поскромнее. Но в любом  случае оценка на зрелость  вступающего в жизнь  гражданина  будет проводиться  по  названным направлениям. И всегда надо помнить, что  качество  обучения,  в  первую очередь зависит от  учителя, от человека, которому мы доверяем решение этих  непростых  задач. А бывает и судьбу самого  ребёнка, поскольку именно учитель  является ключевой фигурой  во  всём  учебном  процессе.

 

Школу  держат  только  учителя, при  том  условии, конечно, что они не связаны в своей работе никакими  должностными инструкциями и «методическими указаниями». Только действующим в государстве законодательством, подзаконными актами, принятыми местными органами власти, уставом школы, который  принимается работающими в школе педагогами, и поставленными перед ним  учебными  задачами: требованиями,  которым  должен отвечать учащийся по окончании учёбы. То есть  если  у  учителя  «развязаны руки» для  занятий с  учащимися. Если этого нет, то  бесполезно требовать от  учителей серьёзных успехов, поскольку свобода в  выборе средств  и методов работы, это залог их успеха.  Там,  где нет свободы у учителя, там нет и качественного обучения, и человек, исполняющий роль учителя, если  присутствует над  ним руководящий некто, становится  обычным  клерком в бюрократическом  учреждении,  которое  лишь  по недоразумению называется  школой.

   

Почему-то говорят,   что  древнейшая  в  мире  профессия,  это проституция. Не  знаю  почему, но сопоставляя  с  ней,  второй древнейшей  называют журналистику.  Оба  утверждения ошибочны. И без  проституции, и  без  журналистики  человеческие  сообщества  жили и  даже  развивались. Но никогда  люди  не  могли бы чисто физически выжить, если бы накопленный ими жизненный  опыт  не  передавался от родителей к детям,  от  взрослых  к  молодым.

Поэтому  и  древнейшей профессией  логично было  бы  назвать  учительство.

А второй – врачевание.

Учитель и  врач.

Врач  и  учитель.

У  каждой  из  этих профессий свои  секреты, традиции, нравственные  нормы. 

Обе по жизни  идут  рядом,  иногда переплетаясь,    иногда  расходясь  по  своим профессиональным   дорогам.

Учитель – это  врач  человеческой  души, а врач – учитель человеческого тела, и именно  потому, что главной  целью и предметом заботы  и  тех,  и  других  служит  человек, единое  и неразделяемое  человеческое  «Я»   

 

*     *     *

Эта статья  — введение в  разговор о школьном деле, потому как нет ни одной семьи, ни одного человека, который не коснулся бы этой стороны жизни.

Цель наших заметок — показать тем, кому это  интересно  или   важно , некоторые основы  учительского ремесла (и одновременно искусства).

К этому    мы  и  перейдём  в  цикле наших статей.

 Тем, кто только собирается  выбрать  своей  дорогой  жизни  учительство, тем, кто  идёт  по  ней  годами, не оглядываясь по сторонам,  не вникая  в глубинный смысл этой деятельности, в её  особое предназначение, стоит напомнить кусочек из хрестоматийного романа  М.А.Булгакова «Белая гвардия»:

 

«…Всю свою жизнь  до 1914 года  Козырь  был  сельским  учителем.  В четырнадцатом  году  попал  на  войну  в  драгунский  полк  и  к  1917 году  был  произведён  в  офицеры. А  рассвет  четырнадцатого декабря  восемнадцатого  года  под  оконцем  застал  Козыря полковником  петлюровской  армии,  и  никто  в  мире  (и  менее  всего сам  Козырь)  не  мог  бы  сказать  как  это случилось. А произошло это потому, что  война  для  него, Козыря, была  призванием,  а учительство  лишь  долгой  и  крупной  ошибкой. Так, впрочем, чаще всего и  бывает  в  нашей  жизни.  Целых  лет  двадцать человек занимается каким – нибудь делом, например,  читает  римское  право, а  на  двадцать  первом – вдруг  оказывается,  что  римское  право здесь  не  при  чём,  что  он  даже  не  понимает  его  и  не  любит,  а на  самом  деле  он  тонкий  садовод,  и  горит  любовью  к  цветам. Происходит  это,  надо  полагать,  от  несовершенства  нашего социального  строя,  при  котором  люди,  сплошь  и  рядом,  попадают на  своё  место  только  к  концу  жизни.  Козырь  попал  к  сорока  пяти годам.  А  до  тех  пор был  плохим  учителем,  жестоким  и скучным….»  

 

То, о чём  пойдёт речь  в  наших  статьях — не ново. Эта тема давно на слуху. Мы   часто  говорим о школе и  стараемся  устроить  своих детей в хорошую, чтобы, упаси бог, не попали в обычную.

В обычную, среднюю общеобразовательную государственную школу.  При этом  под хорошей мы понимаем  такую, где  дисциплина  и порядок, где школьники нормально учатся  и получают твёрдые  знания. Только и всего.

Нам больше  уже  ничего  и  не  надо – «не до жиру, — быть бы живу».

Некоторые, будучи светскими, ради «спасения» детей, отдают их даже в государственно – религиозные. Надеются, что там безопасно, и  лучше учат. По крайней мере на фоне  этих. 

Насколько  оправданы  эти надежды  и  велика  ли  на  самом  деле  разница между  различными   школами (я не говорю  о  дорогих  частных  школах) доступными обычным гражданам  государства  с  разным  достатком и  разным образовательным  уровнем  в  семьях,  это зависит  от  целей,  которые ставят  перед  собой  родители,  отдавая  своих  детей  в  те  или  иные школы. Наша  задача  несколько  иная: посмотреть  от  каких  причин  в наибольшей  степени  зависит  максимальный  уровень  образованности, на  который школа  может вывести  своих  учеников.

Вопрос  крайне важный.   Не  зная  этих  причин,  мы  не  сможем  грамотно  подойти к реформированию школьного обучения, а не реформировать   его нельзя.

     

Обычно под словом «образование» мы понимаем  обученность  человека жить в современном ему обществе, соответствовать  его  требованиям. то есть  понимать его законы и выполнять их.

Человек образованный, это человек знающий,  что-то даже умеющий.    То есть уже какой-то результат, Продукт.

   А ведь  по-настоящему,  это основная  задача,  стоящая  перед  семьёй  и  школой, основная их «головная боль»:

вырастить личность.

Мы не  должны  добиваться  любой ценой, чтобы  ребёнок как можно больше знал.

В этом  плане мы  можем во многом даже и уменьшить учебную нагрузку. 

Но нам  необходимо,  чтобы он вырос трудолюбивым, требовательным  по  отношению  к себе (то  есть честным) и с уважением  относился к чужому труду, а, значит, и к тому, кто трудится.

 Тогда  не будет проблем  ни  с «воспитаниием», ни  со «знаниями  и  умениями Того, что учащемуся нужно, он  добъётся  своим  трудом.

При  таком  нашем подходе к учёбе, он автоматически начинает искать необходимые ему ключи  к самостоятельной жизни.

Личность о-бра-зо-ван-ная  самодостаточна. С таким   подходом   когда учебный материал служит не целью (сдача на багрут) но инструментом для роста личности, тогда  целью всего становится сам учащийся. Не молодой гомо сапиенс, надрессированный на  определённые действия, чтобы  «пройти багрут». А затем столь же успешно выбросить из головы все эти «знания»:

не важно знать, — важно сдать.

 

*     *     *

Мы привыкли думать, что существует некая совокупность так называемых базисных учебных дисциплин, пользуясь  которой  можно дать школьнику целостное представление о нём самом, об окружающей его действительности. Предметная сетка: математика, биология, физика химия…Конечно, к ней мы привыкли ещё с детства, но за последние десятилетия  появилось так  много  новых областей знания, которые выросли  на  стыках  «базисных».

Многие из них стали отдельными, самостоятельными областями  знания. Поэтому целый ряд наук,  которые мы сейчас считаем базисными расплылся, потерял  очертания  и стал виртуальным  «нечто».

Физика, химия, биология, общество-ведение, многие  другие. Эти науки принято считать  фундаментом  современного образования, но эти  понятия, говорившие что-то  людям  старших поколений, невразумительны  для  нынешних  школьников. Мало  кто из учащихся сможет сформулировать их содержание.   И как можно этого требовать от школьников,  когда даже  от профессионалов     можно услышать: «физика это то, чем  занимаются  физики». Аналогично  и  с другими.

Попытки  изучение  их  как  отдельных  самостоятельных учебных  предметов  в  курсе  школы  превращается  в выполнение приказания: «Пойди туда, не знаю  куда. Принеси  то, не знаю что». В сказках такие  поручения  давали  с недобрым умыслом. А мы?  За  что мы  так  не  любим  своих  детей  и  внуков?

 

 Время этих базисных наук  стало  уходить ещё во  второй  половине прошлого  века.

С нарастающим  ритмом  и    усложняющимися условиями  жизни в развитых  странах.

Это  не чья-то  причуда.

Это — требование времени.

Реорганизация массовой государственной школы  — вопрос нашего выживания  как государства.  

 

Иван Рубинштейн.   16.03.2016.

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан