Главная / Литературная гостиная / Ян Топоровский. Нота державной ярости.

Ян Топоровский. Нота державной ярости.

Советский Союз грозил Израилю военным, ракетным и даже ядерным ударом… Последний – самый неизвестный.

«Нота протеста» — обычно не для широкого пользования, а только для правительства той страны, которой они направлены и – естественно – для «ознакомления» небольшого круга «государственных» лиц и служб. И никогда – для широкой общественности. В данном случае —  советской и израильской.
На таких «нотах» – всегда исходящий номер (на этом — №285) и резолюции (на данных – на иврите): «Хранить» и «Совершенно секретно». Хотя в прессе подобные документы не публиковались, но о вручении «ноты» всегда давали необходимый официоз – в несколько строк: правительство одной страны – передало «ноту» правительству другой страны. И два слова о сути.

Итак, 20 мая 1963 года представитель посольства СССР в Израиле (офис посольства располагался в Рамат-Гане) вручил «ноту» от имени советского правительства представителю Израиля. В данном случае можно утверждать, что встречной стороной был представитель Министерства иностранных дел Израиля, ибо на обнаруженном документе под грифом «Совершенно секретно» и «Хранить» проступает едва видимая печать: «Министерство иностранных дел Государства Израиль. Иерусалим».

Основой документа послужила ракета «Поларис», которой американцы и союзники решили оснастить свои боевые корабли. Вот выборка из хроники тех лет:

20.02 1963 — США рекомендуют, чтобы военные корабли блока НАТО были оборудованы всеми необходимыми компонентами для установки на них ракет «Поларис».

06.04. 1963 — Великобритания и США подписывают Соглашение о размещении ракет «Поларис».

Но причем тут Израиль?! Тем более, что у страны – на первом месте «специфические» проблемы с окружающим арабским миром, да к тому же месяц ранее — 23 апреля в Иерусалиме скончался президент Израиля Ицхак Бен-Цви. А новоизбранный 21 мая президент Залман Шазар только входил в курс дела. Но мировые дела – не терпят отсрочки: по всей видимости, мне в руки попала «нота» Советского Союза от 20 мая 1963 года против размещения в Средиземном море атомных подводных лодок США с ракетами «Поларис», которую МИД СССР разослал многим странам Европы и Африки, в том числе и Государству Израиль, как предупреждение стране средиземноморья, которая предположительно может открыть свои порты американским подлодкам.
Как восприняло израильское правительство «ноту» — не знаю. Но рассматривая документ можно наткнутся на реакцию читавшего его высокопоставленного чиновника. Дело в том, что некто — изучавший документ — подчеркивал слова, которые привлекли его внимание. И обострили политическое чутье. Видимо, в них он видел «завуалированные» угрозы и «основной смысл» этого десятистраничного документа.

Вы – заложники!

Хранить
Совершенно секретно

№285


Правительство Союза Советских Социалистических Республик считает необходимым заявить Правительству Государства Израиль следующее.

Совсем недавно Советское правительство вынуждено было выступить с предостережением против планов (подчеркнуты три слова. – Я.Т.) создания ядерных сил НАТО, открывающих доступ к атомному оружию западногерманскому бундесверу и развязывающих не знающую ни государственных, ни географических границ гонку ракетно-ядерных вооружений. Сегодня народы являются свидетелями того, что правительства США и некоторых других участников НАТО предпринимают новые шаги в том же направлении.

Речь идет о начинавшемся осуществлении планов разведения в районе Средиземного моря американских подводных лодок, оснащенных ядерными ракетами «Поларис». В качестве возможных мест их базирования называются порты Испании, английские военные опорные пункты на Кипре и Мальте. Имеются сообщения о том, что подводные лодки с «Поларисами» будут использоваться также портами Турции, Греции, Италии. Две такие атомные подводные лодки уже вошли в Средиземное море и «обживают» воды Греции и Турции.
Таким образом, США и некоторые их союзники еще раз демонстрируют, что забота о предотвращении (подчеркнуто слово. – Я.Т.) термоядерной войны или хотя бы об уменьшении опасности ее возникновения (подчеркнуты три слова. – Я.Т.) чужда их политике. Вместе того, чтобы включиться в усилия государств, которые, предваряя осуществление программы (подчеркнуты три слова. – Я.Т.) всеобщего и полного разор ужения, уже сейчас стремятся сузить сферу приготовлений к ядерной войне, державы, главенствующие в НАТО, втягивают в орбиту этих приготовлений еще один обширный район с населением около 300 млн. человек.

Что несет с собой превращение (подчеркнуто слово. – Я.Т.) Средиземного моря в гигантский резервуар, начиненный десятками ракет с мегатоннами ядерного груза? Что значит превратить средиземноморский бассейн в своего рода ракетодром, где каждая миля морской глади может быть использована агрессором в качестве стартовой площадки для запуска ядерных ракет?

Прежде всего, это неизмеримо ускорит угрозу того, (подчеркнуты три слова. – Я.Т.) что Средиземное море и прилегающие к нему страны могут стать театром опустошительных военных действий. Даже государства, которые не имеют и не хотят иметь ничего общего с агрессивными приготовлениями НАТО, — а таких в средиземноморье подавляющее большинство, — фактически попадают в положение, когда право вершить (подчеркнуто слово. – Я.Т.) их будущее присваивают себе те, кто командует атомными подводными лодками, курсирующими поблизости от берегов этих государств. Под их безопасность и суверенитет подводятся сети той же опасной политики, в которой завязли страны, предоставившие свою территорию для размещения военных баз НАТО. Тревогу арабов или югославов, албанцев или киприотов, как и других народов, не могу погасить утверждения о том, будто направление в Средиземное море американских подводных лодок–ракетоносцев – всего лишь «техническая» операция по замещению ракет «Юпитер», находившихся на сухопутной территории Турции и Италии, на другие, более совершенные. Нет, производимая ныне замена американских стационарных ракетных баз плавающими влечет за собой (подчеркнуты два слова. – Я.Т.) далеко идущие политические и военные последствия: призрак ядерной войны, ступивший поначалу на землю тех стран, которые сами активно участвуют в военных мероприятиях НАТО, теперь, можно сказать, получает прописку на берегах Средиземного моря. Плавающие вдоль побережья средиземноморских стран подводные лодки, оснащенные ракетами «Поларис», расширили (подчеркнуто слово. – Я.Т.) бы площадь, с которой могло бы быть произведено ядерное нападение, и, следовательно, раздвинули бы также географическую сферу применения неизбежных (подчеркнуты два слова. – Я.Т.) в этом случае ответных мер (подчеркнуты два слова. – Я.Т.) с целью обезвреживания опорных точек агрессии.

Понятно, что наибольшей опасности подвергли бы себя те страны, на которые постоянно или время от времени базировались бы такие подводные лодки. Но не существует и не может быть никакой гарантии против того, что атомная подводная лодка пошлет свой смертоносный груз из международных вод, а затем попытается укрыться у побережья государства, не входящего в североатлантический блок, или, что она произведет залп непосредственно из территориальных вод этого государства. Вероятность такого хода событий исключать не приходится, тем более, что многие государства средиземноморского бассейна не располагают реальными средствами (подчеркнуты три слова. – Я.Т.) помешать атомным подводным лодкам зайти в их воды и что требуются лишь считанные минуты, чтобы совершилось непоправимое.

Ввод в Средиземное море военных кораблей НАТО с ядерным оружием на борту ставит государства, чьей безопасности угрожает североатлантический блок, перед необходимостью осуществить эффективные (подчеркнуто слово. – Я.Т.) оборонительные контрмероприятия, чтобы быть в состоянии (подчеркнуты три слова. – Я.Т.) отразить всякое покушение на мирную жизнь своих народов и не оставлять державам НАТО свободы рук в использовании Средиземного моря в качестве плацдарма возможной агрессии. У миролюбивых государств не будет иного выбора, как держать под при целом своих средств подавления трассы передвижения атомных подводных лодок, а также побережье участников НАТО, равно как и стран, предоставляющих этому блоку свою территорию для постоянного или периодического ракетно-ядерного удара.

Всем должно быть ясно, что штабы НАТО ведут дело к тому, чтобы Средиземное море из кратчайшего морского торгового пути, соединяющего Запад и восток, из традиционного места отдыха и международного туризма (подчеркнуты три слова. – Я.Т.) стало логовом носителей ядерной смерти, еще одним районом опасного соперничества и конфликтов.

Что могут получить страны балканского полуострова, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, все страны, расположенные по периметру Средиземного моря или даже в глуби материков, если вдоль их берегов будут рыскать атомные подводные лодки–ракетоносцы? Разве это повышает (подчеркнуто слово. – Я.Т.) их безопасность и помогает улучшить их жизнь? Неужели можно думать, что греки, турки, итальянцы, французы, испанцы, да и другие народы средиземноморья будут чувствовать себя спокойнее, если у самого порога их дома займут огневые позиции иностранные ракеты и атомные бомбы, над которыми они не имеют никакой власти и контроля? Ведь даже при случайном стечении обстоятельств, вопреки их воле и желанию народы этого региона могут стать жертвой смертельной катастрофы.

Народам средиземноморья пришлось многое пережить за свою историю. От бесчисленных конфликтов, сотрясавших древний Египет, Грецию. Рим, Карфаген, до обеих мировых войн нынешнего столетия этот регион испытал на себе все превратности вооруженного соперничества государств. Но даже во Вторую мировую войну, быстро перебросившуюся на африканский континент, прокатившуюся по Ближнему и Среднему Востоку (подчеркнуты три слова. – Я.Т.), не было оружия, идущего по своей истребительной силе (подчеркнуты три слова. – Я.Т.) хотя бы в отдаленное сравнение с тем, которое ныне укрывается в волнах Средиземного моря, или о том, которое было бы использовано для ответного удара по агрессору, если бы это море было использовано как очаг и укрытие для агрессора. Дойди в наше время до худшего, Средиземное море стало бы мертвым морем во всем значении этого слова. Многим центрам цивилизации и культуры угрожала бы участь, сходная с участью Помпеи. Даже люди, свободные от религиозных воззрений, могут понять чувства миллионов христиан и мусульман (подчеркнуты два слова. – Я.Т.) в связи с тем, что в осуществлении замыслов руководителей НАТО ядерное оружие оказывается почти под стенами Ватикана и Иерусалима, Мекки и Медины.

Правительства западных держав пытаются оправдать планы размещения подводных лодок с «Поларисами» в Средиземном море ссылками на то, что это море открытое, а представлять порты для ракетоносцев или не предоставлять – это внутреннее дело отдельных государств. Но по какому праву четыре или пять государств, связавших себя с политикой НАТО, не считаясь с интересами остальных стран средиземноморья, готовы распахнуть ворота Гибралтара для потока ядерного оружия? Ведь если, к примеру, правительство Турции, Греции, Италии или Испании позволит укрыться в своих водах подводным лодкам или надводным кораблям с ядерным оружием на борту, то оно будет играть судьбой не только собственной страны, а поставит под угрозу безопасность и соседних стран…

Правительства США и других стран НАТО не скупятся на заверения, что американские подводные лодки с «поларисами» направляются в Средиземное море якобы в «оборонительных целях» и чуть ли не для «защиты» стран этого региона. Не будет, однако, преувеличением сказать, что из всех созданных средств ведения войны американское оружие, которое сейчас размещается в Средиземном море, менее всего приспособлено служить оборонительным целям, но зато оно наиболее пригодно для любой провокации. Отличительная особенность использования атомных подводных лодок в качестве подвижных ракетных баз в том и состоит, что они рассчитаны на скрытность подготовки и внезапность нанесения ядерного удара.

Кроме того, в Советском Союзе, как, наверняка, и в других странах, помнят о недавних заявлениях высокопоставленных лиц США относительно того, что при некоторых обстоятельствах Соединенные Штаты Америки, возможно, проявят инициативу в ядерном конфликте с СССР. Советское Правительство не могло также не обратить внимание на заявления руководящих военных деятелей США насчет того, что американские подводные лодки, направляемые в Средиземное море, заранее «прописаны» к определенным объектам Советского Союза.

Нелишне отметить далее, что о шестом американском флоте, из года в год кочующем по Средиземному морю, тоже не раз говорилось, будто его цель – помочь средиземноморским странам оградить их самостоятельность и безопасность. Но в бортовом журнале командующего этим флотом не найти ни одной записи об операциях в поддержку суверенных прав и независимости стран Северной Африки или Ближнего Востока. Наоборот, корабли шестого флота участвовали в подготовке нападения на Сирию в 1957 г., сорванного благодаря решительным действиям, прежде всего, Советского Союза. Силами этого флота США оккупировали летом 1958 г. ливанское побережье. Американские военные корабли прикрывали иностранную интервенцию в Иордании. На виду у шестого флота союзники США по НАТО – Англия и Франция совместно с Израилем совершали агрессию против Египта, бомбили Каир и Порт-Саид. Таковы факты. Они достаточно определенно рисуют истинное положение дел.

Чего же ищут американские военные корабли в Средиземном море, за многие тысячи километров от национальных границ США? Какие действительные цели преследуются, когда в добавление к надводным кораблям туда направляются теперь атомные подводные лодки с ядерным оружием? Мероприятия НАТО по распространению ядерного оружия на новые районы говорят сами за себя. А дополнительный свет на намерения США проливают заявления американских военных деятелей, которые недавно обосновывали необходимость размещения ядерного оружия в Канаде тем, что это позволило бы отвлечь от США и перенести на Канаду часть ответного ядерного удара в случае войны. Это говорилось, правда, применительно к Канаде, а не к Средиземному морю. Но как там, так и здесь речь идет о приготовлениях к атомной войне, осуществляемых в рамках одной политики, одной стратегии.
Возможно, кое-кто считает чуть ли не венцом военной мысли запрятать свои ракетно-ядерные базы подальше от собственных жизненных центров, поближе к границам других стран. Но могут ли миллионы людей, населяющих средиземноморье, примирится с положением заложников, в которое их пытаются поставить ведущие державы НАТО? А ведь по всему видно, что в военные планы этих держав – сегодня больше, чем прежде – входит расчет в случае конфликта отвлечь на государства, неповинные в этом конфликте, часть ответного ядерного удара, который причитался бы агрессору.

Нельзя пройти мимо еще одного обстоятельства. Как хорошо известно, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об объявлении Африки безъядерной зоной. Это решение направлено на то, чтобы избавить африканский континент от опасности, связанной с дальнейшим распространением ядерного оружия. Против него не осмелилось голосовать ни одно из государств НАТО. Вставая же на путь превращения вод, омывающих берега Северной Африки, в ракетно-ядерный плацдарм, США и их союзники грубо попирают это решение Организации Объединенных Наций.

Разумеется, отнюдь не простым совпадением объясняется тот факт, что планы посылки американских подводных лодок с «Поларисами» в Средиземное море появились одновременно с проектами создания так называемых «многонациональных» и «многосторонних» ядерных сил НАТО, в которых значительная роль отводится западногерманским реваншистам и милитаристам. Это звенья одной политики – политики ничем не сдерживаемой гонки вооружений и распространения ядерного оружия.

Советский народ занят мирным трудом и желает только мира и благополучия другим народам. Советское правительство твердо верит в принципы мирного сосуществования государств. Оно готово на их основе решать все вопросы своих отношений с любыми странами, независимо от социальных различий, без какого- либо вмешательства во внутренние дела других государств.

Верный политике мира и мирного сосуществования, Советский Союз не раз предлагал принять меры к предотвращению распространения ядерного оружия, поддержать проекты создания безатомных зон в различных частях света, ликвидировать иностранные военные базы на чужих территориях, сократить уже теперь вооружения и вооруженные силы государств в районах, где возможность столкновения особенно велика. Советское правительство выступает за отказ от использования иностранных территорий и портом для размещения любых видов стратегического оружия, в том числе подводных лодок с ракетно-ядерным оружием.

Конкретные предложения по этим вопросам Советский Союз внес на обсуждение комитета 18-ти государств по разоружению в Женеве. Осуществление этих предложений укрепило бы взаимное доверие между государствами и способствовало бы решению главной проблемы современности – всеобщего и полного разоружения.
Но то, что делает сейчас США и их союзники, создавая кулак ядерных сил НАТО, вставая на путь распространения ракетно-ядерного оружия на новые континенты и моря, ставит дополнительные преграды на пути к разоружению.
В интересах обеспечения международной безопасности Советское правительство предлагает объявить весь район Средиземного моря зоной, свободной от ракетно-ядерного оружия. Оно готово взять на себя обязательство не дислоцировать в водах этого моря ядерное оружие и средства его доставки, имея ввиду, что аналогичные обязательства будут взяты и другими державами. Если этот район будет объявлен зоной, свободной от ракетно-ядерного оружия, то совместно с США и другими странами Запада Советский Союз готов дать надежные гарантии того, что район Средиземного моря в случае каких-либо военных осложнений будет рассматриваться как находящийся вне сферы применения ядерного оружия.

Осуществление этих предложений способствовало бы взаимопониманию и дружбе в отношениях между странами средиземноморья, позволили бы государствам средиземноморского бассейна отдать больше сил и средств решению своих экономических и социальных проблем. Оно являлось бы вместе с тем крупным вкладом в дело разрядки общей международной напряженности и обеспечения мира в Европе, Африке. Во всем мире.
Советское правительство выражает надежду, что Правительство Государства Израиль со всем вниманием рассмотрит высказанные в настоящей ноте соображения.

Рамат-Ган, 20 мая 1963 года

Вместо послесловия

Возможно, в местной прессе от 1963 года и промелькнуло сообщение о «ноте протеста» советского правительства. Хотя населению было не до каких-то «нот». 

В Иерусалиме 21 апреля открылась Первая международная книжная ярмарка с участием СССР и Германии. 

А 16 июня, как гром среди ясного неба, произошла отставка Бен-Гуриона, и премьер-министром был назначен Леви Эшколь, которому предстоит привести Израиль к невиданной победе и так посрамить Советский Союз с его оружием, угрозами и друзьями, что все последующие советские «ноты» будут читаться через призму этой победы.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан