Есть такая игра: если бы ты был еврейским праздником, то каким и почему? Я такую игру проводила со своими учениками, а сама не играла. А вот недавно задумалась о себе. Мне, конечно, все еврейские праздники нравятся, каждый из них особенный и любимый, но все же я назвала бы Шавуот. Наверное, потому, что родилась я близко к этому дню. Я заметила, что у людей самый любимые праздники, близкие к их дню рождения.
Конечно же, для меня играет роль и профессия учителя, ведь слово תורה происходит от הוראה. Несведущий человек может удивиться, причем здесь Тора и преподавание? Связь в том, что праздник Шавуот называется днём Дарования Торы. Некоторые ошибочно заменяют слово «дарование» на «получение», что несколько меняет смысл. Подарок даётся в какой-то определенный момент, в данном случае 6-го сивана, а получение, в смысле принятие, продолжается все дни года.
В Трактате «Шаббат» 10б Вавилонского Талмуда приводятся слова Рава б. Мехасьи от имени р. Хамы б. Гурьи со слов Рава: «Одаривающий ближнего должен сообщить ему об этом». Как это понять? Мудрецы Талмуда учат нас, что пожертвование и подарок не одно и то же. Дарящий подарок вручает его не в качестве пожертвования. Он хочет показать тому, кому дарит, что любит его и желает сделать ему добро. В этом суть подарка. Всевышний сотворил Тору задолго до Сотворения мира и человека.
Один из мидрашей рассказывает, что негодовала Тора перед Г-подом: «Почему Ты не передаешь меня людям, хотя и создал меня за тысячи лет до Сотворения мира?!» Ответили ангелы-служители: «Это мы тебя не пускаем, потому что люди будут пренебрегать тобою. Лучше оставайся у нас». Сказал Творец ангелам: «Зачем она вам? Она нужна только тому, кто оскверняется грехами и нуждается в искуплении и очищении». Смолкли ангелы, и когда явился Моше, Ашем, радуясь, отдал Тору Израилю» (Микдаш меат). А народ стоял под горой, и весь мир замер в ожидании, примет ли Израиль подарок. Как объясняется в Трактате «Шаббат» 88а, слова «встали под горой» означают, что поднял Всевышний над евреями гору, словно лохань, и произнес: «Принимаете Тору — хорошо, а нет — здесь и могила ваша!».
Получается, что люди оказались в безвыходном положении — либо принимаем подарок, либо умираем. Где же свобода выбора? «Но ведь вновь приняли сыны Израиля Тору во дни Ахашвероша», — говорит Рава, то есть подтвердили то, что уже приняли. Действительно, если бы наш народ не принял Тору, то мир вернулся бы в хаос и пустоту, потому что цель сотворения мира — следование Закону. На протяжении всего существования нашего народа мы держались за Тору, и она нас сохранила и позволила возродить государственность.
Гонения на Тору заканчивались тем, что наши гонители исчезали, а Тора оставалась. Нет благословения на тех, кто ее преследует и отвергает. Люди Торы благословенны, и даже под страхом смерти они ее не предают. Однажды злодейская власть запретила евреям изучать Тору. Паппос б. Иегуда увидел, что р. Акива собирает людей и открыто преподает. Сказал ему: » Акива, неужели ты не боишься власти?» «Отвечу тебе притчей, — сказал Акива. — Шел лис по берегу реки и увидел рыб, мечущихся из стороны в сторону. Спросил их: » От кого вы скрываетесь?» — «От сетей, что расставляют нам люди». «Не хотите ли подняться на берег?» — » И это тебя считают хитрейшим из зверей? Да, ты глуп! Если уж там, где нам определено жить, мы страшимся, то там, где мы обречены на смерть, во сто крат больше будем бояться!»- отвечали рыбы.
Так же и мы, Паппос, сидим здесь и занимаемся Торой, о которой сказано: » Ибо она — жизнь твоя и продление дней», — и страшимся, а если оставим ее, станем бояться во сто крат больше!» Прошло несколько дней, и римляне схватили р. Акиву и бросили в тюрьму. Схватили также и Паппоса б. Иегуда и посадили вместе с ним. Спросил его р. Акива: » Почему ты здесь?» Тот ответил: «Блажен ты, Акива, ибо из-за слов Торы ты схвачен. Горе тебе, Паппос, ибо схвачен ты из-за пустых слов!» Не хочу заканчивать на трагической ноте, потому что Тора — это радость и жизнь, и если это ещё кто-то не понял, то у него ещё все впереди! С наступающим праздником Шавуот, дня дарования Торы!
Елена Кочина
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo