Светлана Бломберг
«Потерянные» евреи
Примерно тысяча евреев попали в Китай еще в X–XI веках. Евреи приобрели кусок земли в городе Кайфын и построили синагогу, простоявшую почти 700 лет. Китай предоставил им возможность спокойно жить, поскольку об антисемитизме в этой стране и не слыхивали. Евреи занимались торговлей и были очень богаты. Согласно легенде, император династии Сун даровал им собственную фамилию и фамилии шести своих министров, которые использовались столетиями.
Об истории этой первой общины рассказывают каменные стелы, хранящиеся в городском музее. К XVII веку евреи занимали видные посты в китайских учреждениях.
Но к середине XIX века они полностью ассимилировались.
В наши дни только около 300 человек хоть как-то ассоциируют себя с евреями.
Впрочем, они выглядят как китайцы, и еврейской общины как таковой в Кайфыне нет.
Вообще нет ничего, кроме памяти.
Одному современному молодому человеку, Ши Лэю, отец часто повторял: «Ты еврей».
Что это такое, сын толком не знал, но решил узнать:
читал всё, что мог достать, о культуре, об истории еврейского народа, и благодаря счастливому стечению обстоятельств окончил курс в Бар-Иланском университете.
Макет синагоги в Кайфыне.
Свободный Харбин
Основная масса евреев появилась в Китае уже после 1896 года – года заключения договора между Китаем и Россией о постройке Восточно-Китайской железной дороги. Это были врачи, юристы, музыканты, инженеры, коммерсанты, много сделавшие для процветания Манчжурии. Тем, кто победнее, удавалось поднять и собственное благосостояние.
В 1903 году в Китае возникла еврейская община. После погромов на юге России оттуда бежало много народу.
В 1914 году и после революции 1917 года евреи снова потянулись из России в Китай. Самая большая еврейская община появилась тогда в Харбине – 25 тыс. человек.
Издавались газеты, открылись еврейские больницы и школы, возникли сионистские организации.
Власти были заинтересованы в развитии коммерческой инициативы и не притесняли евреев.
До 30-х годов в Китае шла интенсивная культурная жизнь и русской, и еврейской общин. На гастроли приезжали известные артисты, преподавание в школах велось на высоком уровне.
Основным языком евреев был русский.
Фэн Шан Хо.
Шанхай – «порт последней надежды»
Во время японской оккупации экономическая ситуация сильно ухудшилась. Эмигрантской культурной жизни был нанесен удар. Японцы не приняли Нюрнбергских законов, зато в среде живших в Китае «правых» русских эмигрантов активизировались профашистские настроения.
В марте 1938 года Австрия была аннексирована фашистской Германией. Нацисты делали всё возможное, чтобы выслать евреев. Для этого между тем требовалось только наличие выездных виз и свидетельств об оплате расходов по переезду. Однако евреев никто не хотел принимать. Генеральный же консул Китайской Республики в Австрии Фэн Шан Хо выдал несколько тысяч виз на въезд в свою страну всем евреям, пожелавшим туда перебраться. Он скончался в США в 1997 году, так и не узнав о судьбах тех, кого спас. Лишь в 2001 году Фэн Шан Хо был признан Праведником Мира.
В 1942 году в Шанхай из Японии прибыл руководитель отделения гестапо полковник Йозеф Мейсингер и предложил властям приступить к «окончательному решению еврейского вопроса».
Однако общая точка зрения на этот «вопрос» так и не была выработана, японские власти только создали особый район для проживания «беспаспортных беженцев».
С 1933 по 1941 год в Шанхай приехало около 20 тыс. беженцев из стран Европы.
Другими словами, Китай спас больше евреев, чем Канада, Австралия, Новая Зеландия и Индия, вместе взятые!
Название города, слово «Шанхай», в анналах Холокоста стало синонимом слова «спасение».
Закат
Когда в 1945 году в Китай пришла Красная Армия, начались грабежи. На улице нельзя было появиться с часами на руке. Вас останавливал какой-нибудь военный, спрашивал про время. Потом: «Какие у вас красивые часы, посмотреть можно?» – и клал часы себе в карман. Попробуй возрази ему! Жаловаться было некому. Выбирали богатую квартиру, к дверям подгоняли грузовик, и солдаты спокойно принимались выносить вещи. Если соседи звонили в комендатуру, то оттуда приезжали и останавливались на углу – в ожидании, пока грабители закончат свое дело. Китайцы, прежде относившиеся к «белым людям» вполне дружелюбно, переменили точку зрения. Все сионистские организации были моментально закрыты, начались репрессии. В Китае репрессировали около 100 евреев. Естественно, остальные стремились при первой же возможности покинуть страну.
Изображения китайских евреев, вторая половина XIX в.
В целях взаимной помощи и сотрудничества
В 1949 году, в связи с образованием Китайской Народной Республики, началась массовая эмиграция евреев из Китая.
Конечно, кое-кто всё-таки остался, но только до начала «культурной революции».
Тех же, кто сразу приехал в Израиль, разместили в лагерях. В 1951 году в целях взаимопомощи была основана ассоциация выходцев из Китая.
Среди ее активистов большую роль играл Теодор Кауфман; сегодня он – председатель ассоциации. В ту пору беженцам очень помогли соплеменники из Америки и Австралии.
У ассоциации появились клубы в разных городах Израиля.
Объединения евреев-выходцев из Китая и сейчас существуют в США и Австралии, они по-прежнему поддерживают связь со своими израильскими единоверцами.
Журнал ассоциации (он появился в 1954 году) выходит на русском, английском и иврите.
По-русски читает старшее поколение, воспитанное на русской культуре. Второе же и третье поколения выходцев из Китая, уроженцы Израиля, читают только на иврите. Кое-кто владеет китайским. Но это редкость.
Существует «Общество дружбы Израиль – Китай»; оно тоже издает свой журнал. У ассоциации имеется денежный фонд, созданный за счет пожертвований. Фонд выделяет деньги на стипендии учащимся. В каждом клубе есть библиотека, в клубы приезжают гости из разных стран, там читаются лекции, отмечаются памятные даты и праздники.
Общие корни – по этому принципу, в основном, вступают в ассоциацию. В свое время в Израиль из Китая приехала по-настоящему сплоченная еврейская община; чувство единства дети и внуки тех, кто совершил тогда алию, испытывают и сегодня. Сейчас в ассоциации 500 семей, живущих по всей стране. Это люди нескольких поколений. Средний возраст активных деятелей – 55–65 лет; они – «поколение продолжения»: те, кто родился в Китае, но приехал в Израиль в детском возрасте. Язык общения прежде был русский, ныне – иврит.
Книга содержит список членов еврейской общины Кайфына со времен династии Минг (1368–1644 гг.).
Китайцы в Израиле
В современном Китае живут преимущественно те евреи, что в последние годы приехали из-за рубежа.
Иностранцу, даже родившемуся в Китае, получить китайское гражданство не легче, чем китайцу в Израиле.
Но в современный Израиль трудолюбивые китайцы приезжают только на заработки, главным образом, нелегально;
они не стремятся врасти в местную почву, живут замкнутым сообществом, мечтая поскорее вернуться домой.
Именно китайские рабочие замуровали террористические «гнезда» в Силуане и Рас-эль-Амуде.
Первый израильский китаец, владелец ресторанного бизнеса в Ришон ле-Ционе, прожил в стране 30 лет, но недавно был внезапно задержан бдительными представителями служб, борющихся с незаконным проживанием иностранных рабочих.
Ему пригрозили высылкой…
Гетто в Шанхае.
http://www.lechaim.ru/ARHIV/171/blomberg.htm
Термин «китайские евреи» возник
в XVII—XVIII вв.,
когда христианские миссионеры впервые столкнулись с представителями данной общины. Сами китайцы называли иудаизм «тяо цзинь цзяо» (挑筋教), что значит «религия вытягивания жил» (намёк на определенные требования кашрута)
Примерно тысяча евреев попали в Китай еще в X–XI веках. Евреи приобрели кусок земли в городе Кайфын и построили синагогу, простоявшую почти 700 лет. Китай предоставил им возможность спокойно жить, поскольку об антисемитизме в этой стране и не слыхивали. Евреи занимались торговлей и были очень богаты. Согласно легенде, император династии Сун даровал им собственную фамилию и фамилии шести своих министров, которые использовались столетиями. Об истории этой первой общины рассказывают каменные стелы, хранящиеся в городском музее. К XVII веку евреи занимали видные посты в китайских учреждениях. Но к середине XIX века они полностью ассимилировались. Самое раннее свидетельство о китайских евреях как обособленной группе оставил в 1605 году миссионер-иезуит Маттео Риччи.
|
Проверку временем выдержала лишь община в Кайфэне, которая со временем приобрела особый этнический облик. Внешне кайфэнские евреи почти ничем не отличаются от своих соседей — китайцев. Связано это с тем, что после разрушения синагоги во время восстания тайпинов многие евреи выехали из Кайфэна, а оставшиеся для продолжения рода вступали в брак с китаянками и хуэйками. Поскольку счёт родства у кайфэнских евреев патрилинейный, при репатриации в Израиль по Закону о возвращении им приходится формально принимать иудаизм.
В наши дни только около 300 человек хоть как-то ассоциируют себя с евреями. Впрочем, они выглядят как китайцы, и еврейской общины как таковой в Кайфыне нет. Вообще нет ничего, кроме памяти. Одному современному молодому человеку, Ши Лэю, отец часто повторял:
К рубежу веков в Китае, помимо кайфэнской общины, сложились еще еврейские колонии в Шанхае и Маньчжурии. В связи с этим тогда довольно живо обсуждался вопрос о том, сколько же всего евреев имеется в этой стране.
Например, атташе китайской миссии в Берлине сказал А. Кацу, что «ныне в его отечестве насчитывается не менее полумиллиона евреев… Один английский еврей, капитан корабля, крейсировавшего вдоль северных китайских берегов, …сообщил даже, что он наткнулся на большой город, населенный исключительно евреями, которых насчитывается там до миллиона». И, наконец, совершенно сенсационную корреспонденцию опубликовала 3 августа 1900 г. австрийская газета «Ди вельт», основываясь на интервью, которое аргентинский сионист Я. Лиховицкий взял у одного китайского дипломата. Вот краткое изложение этой корреспонденции:
«Путешествующий ныне по Южной Америке китайский ученый, доктор Конг-И-Лонг, проездом остановился в нашем городе. Китайский вопрос теперь более чем актуален, и весьма естественно, что наши журналисты поспешили воспользоваться «героем дня» для получения разъяснений относительно кровавых событий, происходящих в последнее время в его отечестве. Доктор Конг-И-Лонг утверждал, что причину возникших смут в Китае не следует приписывать религиозному фанатизму китайцев, так как они отличаются веротерпимостью, и ссылался на то, что китайцы не преследуют евреев.
Слова эти побудили кружок сионистов под названием «Лига доктора Герцля» интервьюировать ученого китайца. Для этой цели «Лига» выбрала делегацию, в которую вошли гг. Л. Бергман, М. Гельденберг и пишущий эти строки… Д-ру Конг-И-Лонгу, бывшему китайскому посланнику в Вашингтоне, в настоящее время путешествующему с тайной миссией своего правительства, примерно 62 года, он носит национальный китайский костюм и весьма любезен в обращении…
— Я разговаривал с нашими евреями, — сказал доктор, — знаком с их представителями и руководителями и питаю к ним наилучшие симпатии… Предки наши, которые нашли много сходства между еврейской религией и религией Конфуция, немедленно наделили их всеми гражданскими правами, и с тех пор они стали мирными поселенцами нашей страны. Теперь большинство евреев живет спокойно и счастливо в провинции Хэнань, возле г. Кайфэна. Кроме того, они во множестве живут в пяти провинциях, орошаемых рекой Янцзы. В Пекине немало ученых и чиновников из евреев. Многие из моих товарищей — евреи, которые вместе со мной учились в пекинском университете… Знатнейшие мандарины ведут с ними дела и имеют управителями своих имений евреев. Тысячи евреев служат в войсках и между ними много офицеров и даже несколько генералов…
— А сколько евреев находится в Китае? — спросил делегат, и на это доктор ответил:
— Достоверно не могу сказать, но если христиан насчитывают в Китае до 5 миллионов, то евреев можно насчитать до 40, а может быть даже более миллионов (???), так как целые города заселены исключительно евреями.
Взволнованная этими данными, газета «Русский листок» акцентирует внимание на том, что 40 миллионов — это около 10% тогдашнего населения Китая, подвергает такое число известному сомнению, но считает, что «20 миллионов есть цифра более чем вероятная». А. Кац тоже сомневается в некоторых выводах Конг-И-Лонга и не без оснований утверждает:
В 1903 году в Китае возникла
еврейская община.
Вторая группа образовалась после русско-японской войны и особенно после революций 1917 г., состояла из ашкенази (европейских евреев), тоже активно участвовала в торговой жизни Шанхая. Первым из наиболее видных лидеров этой группы был Н.Э.Б.Эзра, который начал издавать в Китае еврейскую газету «Израэлз мессэнджер».
Третья группа — беженцы от нацистов. С 1933 г. эмигрировали в основном квалифицированные специалисты, а к 1938-39 гг. — уже целый поток. По некоторым подсчетам, к августу 1939 г. в Шанхай прибыли 20 тыс. беженцев, в большинстве своем немецкие евреи. В отличие от двух предыдущих групп эта группа была как бы транзитной.
Проблема Ближнего Востока
давно была бы решена.
My Webpagehttp://www.yaplakal.com/forum3/topic1519718.html
Это сообщение отредактировал drAlexDiabet — 2.01.2017 — 11:55
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.
Нет ничего из предполагаемого, что бы не стало возможным и реальным… Кстати, объединим все одним словом — Восток. И суть останется в традициях народа.