Главная / Новости / Пастернак и Бродский, Агнон и Башевис-Зингер встретятся у Бегина в Иерусалиме

Пастернак и Бродский, Агнон и Башевис-Зингер встретятся у Бегина в Иерусалиме

«Творчество лауреатов Нобелевской премии в произведениях художников-репатриантов»: так называется выставка живописи и керамики, которая открывается в Центре наследия Менахема Бегина в дни фестиваля «Нобелевский Лимуд-2010»

 На выставке представлены композиции, созданные художниками по мотивам произведений писателей — лауреатов Нобелевской премии.

Это иллюстрации сделаны не по заказу какого-либо издательства —    участники выставки были свободны в выборе материалов и техники исполнения. Инициатором и куратором выставки стал Михаил Яхилевич.

Художник Борис Карафелов представил цикл гуашей на тему эссе Иосифа Бродского «Набережная неисцелимых». Венеция Бродского воспринимается через цвет. Поэт Бродский и в своей прозе оставался поэтом, а живописец Карафелов и в графике остается живописцем. Пространство города  выстраивается через стихию воды. Цветовые пятна, подобно водным отражениям, соединяются в таинственные пейзажи зимней Венеции.

Наталья Гончарова–Кантор иллюстрирует стихотворение Бродского «Под вечер он видит, застывши в дверях…» Художница хочет приблизиться к семантике построения стиха у Бродского, с его уникальной ритмикой длинного стихотворения — повтором образов и действий через определённые промежутки с ассоциативным и смысловым развитием. Иллюстративный ряд к этому стихотворению сделан ей по принципу раскадровки своего рода графической «киноленты», которая  визуализирует движение и уточняет оттенки смысла, образуя динамическое единство. 

Лиора Барштейн иллюстрирует повесть «Без судьбы» Имре Кертеса  и рассказы Башевисa-Зингера. Имре Кертес пишет о своем детстве, проведенном в немецком концлагере. Художница передает трагическое восприятие чудовищного мира концлагеря 14-летним мальчиком.  Ее гротескные композиции напоминают  театральные декорации страшного театра  абсурда, навсегда врезавшиеся в память писателя.

Юлия Шульман, живописец и график, создала цикл работ по мотивам книги Исаака Башевис-Зингера “День исполнения желаний”. Ее композиции решены как обрывки воспоминаний, ассоциативно перекликающихся с текстом. Фрагменты прошлого – это маленькие изображения, оставшиеся в памяти.  Напластовываясь друг на друга, эти рисунки – портреты и пейзажи ушедшего мира, — создают сложные мозаичные композиции, складывающиеся в цельный поэтичный и грустный мир.

Мария Брагинская  иллюстрирует рассказы  Шмуэля-Йосефа Агнона. Художница пластическими средствами пытается передать сложный строй языка писателя.  Множество деталей она вплетает в изобразительный ряд. Часть из них еще не оформлена в конкретные образы. Другая  уже несет в себе определенную изобразительность. Все это сплетается в сложные клубки линий и пятен, сохраняя живую пульсацию художественных ритмов, подчиненных пульсации литературного языка.

Анна Лейтман-Поланкер  — керамист, создала композиции на тему стихов Бориса Пастернака. Неожиданно само решение художницы воплотить поэзию в объеме. Изящные и суровые стихи преломляются в причудливом сочетании форм. Чувственность поэзии Пастернака, наполненность его стихов тактильными ощущениями холода и жара, передана художницей в керамике.

Анатолий Шелест иллюстрирует рассказа Шмуэля-Йосефа Агнона в технике монотипии. Художник стремится к обобщению, раскрытию тайного смысла понятий. Образ превращается в  монументальный знак, символ, витающий в пространстве. В рассказе «Птица моя» — это пластически повторяющие друг друга «портреты» мальчика и птицы,  в рассказе «В пучине» — символическое изображение евреев в талитах, сливающихся в единое целое.

Организаторы выставки надеются, что сравнение текстуального и визуального рядов даст зрителю новый, более широкий уровень понимания литературы. Выставка откроется 22 июля в Центре наследия Менахема Бегина – еще одного израильского Нобелевского лауреата. Художники специально подготовили свои работы к открытию фестиваля «Нобелевский Лимуд-2010».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан