« О, как мы были счастливы, когда
себе обманом приписав года,
на фронт шагали в ротах
маршевых, а много ли осталось
нас в живых?»
(Юлия Друнина)
Для людей из поколения «сороковых-роковых» слово война и сегодня звучит как пароль, как
пропуск в юность, пропахшую порохом. Броня Вандер-Пеккер — из того поколения: её безмятежная юность была опалена страданиями и утратами.
Казалось, тогда, в преддверии июня 1941 года, ничто не предвещало беды. Был мирный, солнечный день 21 июня, суббота.
Броня заканчивала школьную семилетку и готовилась учиться дальше. Она так же, как и её ровесницы, строила планы на будущее, мечтала. Увы, тем мечтам не суждено было сбыться: началась Великая Отечественная война.
По счастью, родители Брони сочли разумным эвакуироваться из Коростеня —небольшого украинского городка, что в Житомирской области. Хотя в СССР всячески замалчивали то, что творили с нашими соплеменниками нацисты в оккупированных странах Европы, её родители предчувствовали, что гитлеровцы, оккупировав город, расправятся в первую очередь с евреями. Покинуть город значило проститься со всем знакомым, милым, дорогим, что окружало, радовало, озаряло. Как же это было тяжело… 9 июля семья оставила родной город, взяв с собой в трудную дорогу лишь самое необходимое.
Броня вспоминает, что это были самые горькие минуты — минуты прощания. Она ещё не знала о том, что предстоит и как туго ей придётся в лихую годину войны. 9 августа 1941 года ей исполнилось 15 лет. Но она уже ощущала себя взрослой. К тому времени сформировался и её характер: решительный, целеустремлённый.
Такие характеры ковала война…
Жаль, не сохранились фотографии той поры. Осталась память о хрупкой девочке, которая близко к сердцу приняла беду, случившуюся с её родиной, — чёрную, грозную беду. И она решила пойти на фронт. Но как это осуществить, когда тебе всего лишь 15 лет — возраст явно не призывной ?
Эти мысли не оставляли Броню всю тяжёлую дорогу, в которой она была вместе с родными. Преодолев множество препятствий, они добрались до Сталинграда, затем, переправившись через Волгу, встретили поезд-санлетучку, один из тех многочисленных «поездов милосердия», что, наматывая тысячи километров дорог, колесили, подбирая раненых. Броня решила пойти работать в госпиталь. Так эвакосортировочный госпиталь номер 1798 стал на время войны её судьбой. Трудной судьбой…
Госпиталь, располагавшийся в Горьком, принимал раненых со всех фронтов страны. Броня обратилась туда, и её взяли работать санитаркой. Конечно, понадобились начальству её документы, но храбрая девочка сказала, что документы потерялись, сгорели. А ещё она убедила кадровиков, что ей уже семнадцать лет. Ей поверили. Госпиталю нужны были люди, хотя не каждый бы мог выдержать работу сутками напролёт, не отходя от раненых. Ранения были очень тяжёлыми. Выздоравливающих распределяли затем по специализированным госпиталям. Броня набиралась опыта .
При госпитале начали создаваться краткосрочные шестимесячные курсы медсестёр. Броня успешно окончила эти курсы, подтвердив, что может работать со всей ответственностью.
Горький неоднократно подвергался бомбёжкам противника. Госпиталь располагался во Дворце культуры имени Ленина. И, когда начиналась бомбёжка, ходячие раненые спускались к реке Оке, где был шанс уцелеть. А Броня оставалась рядом с беспомощными лежачими ранеными. Они ведь не могли ни передвигаться, ни самостоятельно есть. Даже глоток воды, поданный юной санитаркой, был помощью, милосердным поступком в то суровое время. «Ты у нас золотко»,- ласково называли Броню врачи и медсёстры. Персоналу госпиталя , как и раненым, полюбилась шустрая, энергичная, умелая девчонка, которая, казалось, никогда не уставала. А она уставала и порой плакала ( но так, чтобы никто не видел её слёз).
Ей суждено было дожить до Дня Победы, встретить свою любовь, родить четверых прекрасных сыновей, работать, радоваться жизни . Но всё это было потом…
Юная санитарка именно тогда, в годы войны, стала донором: у неё оказалась универсальная, первая группа крови, спасшая жизнь многим из тех, кого она выхаживала в госпитале. Быть может, живут и в Израиле лечившиеся в госпитале номер 1798 ? Отзовитесь!
Всего же за те и последующие годы Броня Вандер-Пеккер сдала 43 литра крови, была награждена медалью «Почётному донору». Как быстро летят годы… Незаметно выросли сыновья. У Брони Вандер-Пеккер ныне шесть внуков, одна внучка, одна правнучка. В Коростене, окончив после войны полуторагодичные курсы медсестёр, Броня проработала 42 года в одной и той же городской больнице.
А ныне она живёт в Израиле.
К сожалению, здесь не обошлось без потерь: в 1995 году она похоронила мужа –дорогого, близкого человека, тоже фронтовика, и одного из сыновей… Но не дают скучать годы. Кто сказал, что людям в «золотом возрасте» не хочется петь, танцевать, радоваться жизни и помогать другим?
У Брониславы Пеккер каждый день расписан буквально по минутам: пение в хоре, посещение различных кружков и клубов по интересам. И всё же она осталась такой, какой её помнят и любят близкие и друзья, — красивой, сердечной, доброй. Как всегда.
Как и положено сестре милосердия — не только по профессии , но и по призванию…
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.