В эти дни все мировое сообщество чтит память о шести миллионах евреев, которые погибли в результате политики нацистов накануне и в годы Второй мировой войны на территории Европы. Холокост (Шоа) пережили тысячи людей.
И в этом особая заслуга тех, которые рискуя своими жизнями и жизнями своих близких, спасали евреев. Таким людям Израильский институт катастрофы и героизма национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем» присваивает почетное звание Праведник народов мира (на иврите (חסידי אומות העול, «хасидейумот ха-олам»). Их 26 513 человек из 51 страны мира. Среди них известные личности Оскар Шиндлер, Рауль Валленберг, Ирина Сандлер и многие другие, которые спасли сотни евреев. Наибольшее число Праведников в Польше – 6706, Нидерландах — 5595, Франции – 3995, Украине – 2573. Есть страны, где по одному Праведнику. Это Эквадор, Япония, Турция, Египет, Куба Вьетнам, Грузия.
Но есть и не признанные Праведники народов мира в силу разных причин. Сегодня речь о таком человеке.
АНДРЕЙ ШЕПТИЦКИЙ – НЕПРИЗНАННЫЙ ПРАВЕДНИК
1 ноября 1944 года во Львове умер граф Андрей Шептицкий — Митрополит Галицкий и Архиепископ Львовский, предстоятель Украинской греко-католической церкви. Митрополит принадлежал к знатному роду Шептицких, был доктором права. Его жизнь в годы Второй мировой войны полна ситуаций, поступков, рисков, которые заслуживают на присвоение звания Праведник народов мира для одних и, которые заслуживают порицания и даже проклятия, для других. Речь об участии украинской церкви, монахов львовского собора Святого Юра и лично Андрея Шептицкого в спасении евреев города и окрестностей. Споры не утихают и поныне.
К 155-летию со дня рождения Митрополита президент Украины Владимир Зеленский обратился к Израильскому институту катастрофы и героизма национального мемориала Яд ва-Шем в Иерусалиме с просьбой присвоить Андрею Шептицкому это высокое звание. Оно присваивается не евреям, которые спасали евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя своими жизнями и жизнями своих близких. О спасении львовских евреев написано и сказано много за эти годы, как позитивного, так и негативного. Основатель и глава Израильского Общества еврейско -украинских отношений Яков Сусленский поиску людей, которые спасали евреев в годы Второй мировой войны, посвятил много времени. Он отыскал и передал в Яд ва-Шем имена десятков украинцев, среди которых был и Андрей Шептицкий. Его огромная работа завершилась первым изданием книги «Справжні герої» («Настоящие герои»).
Одна из глав об Андрее Шептицком. Привожу некоторые отрывки в переводе на русский. Эта глава связана с Давидом Кахане, одним из спасенных Андреем Шептицким. Давид Кахане раввин и религиозный деятель, родился в Галиции недалеко от Тернополя (теперь Украина). После учебы в Венском университете жил и работал во Львове до оккупации города советскими войсками в 1939 году. С 1942 года был в Яновском гетто, а после побега скрывался в личных апартаментах Митрополита вместе с женой и дочерью. С 1950 года жил и работал в Израиле, был главным раввинов Военно-воздушных сил Армии обороны Израиля. Умер в Иерусалиме 24 сентября 1998 года.
Из книги Якова Сусленского. Раздел «Непризнанный праведник».
«Давиду казалось, что прошла целая вечность с того момента, что он преодолел первый ряд ограждения. Послышался лай овчарок… Давид с головой упал в болото после дождя и замер… Потом он выбрался и добежал до первых бараков на окраине Львова. Оттуда к собору Святого Юра, к резиденции Митрополита Андрея Шептицкого, потому что верил – только там за надежными воротами – его спасение. Дверь открылась, на пороге стоял монах. Сначала он испугался и закрыл дверь. Потом снова открыл и втянул Давида оборванного, грязного, в крови, внутрь двора. Было за полночь, но Шептицкий ждал, пока Давида помоют и накормят. Митрополит заплакал и попросил Давида рассказать все, как было. Два часа он слушал рассказ о скитаниях и концлагере, а затем попросил помолиться вместе. Давид помог подвестись Митрополиту с инвалидной коляски, они стали на колени и начали молиться. Каждый своему Богу.
Кахане спрятали в библиотеке личных апартаментов Шептицкого, туда носили ему еду…
Только ночью Кахане имел возможность выходить на улицу и гулять в саду. Весной 1943 года Андрей Шептицкий отсылал монаха и гулял с Давидом в саду, который возил его в инвалидной коляске. Это были необычные встречи, во время которых говорили о политике, философии, теологии. Давид был интересным для Митрополита собеседником, ведь до войны он служил военным капелланом Львовского гарнизона, раввином синагоги и преподавателем теологии в высших местных школах.
Эта встреча Давида Кахана и Андрея Шептицкого не была первой. Судьба привела Давида на гору Святого Юра еще тогда, когда только начались бесчинства и облавы против евреев Львова, организация гетто. Религиозные (еврейские, авт.) деятели задались целью сохранить священные книги, записи в синагогах. Это все можно было сохранить только в католических монастырях и церквях. Добившись аудиенции у Митрополита, Давид рассказал о страшной судьбе евреев, на что Митрополит ответил:
— Мне известно об этом. Я разослал несколько писем священникам и просил прочитать их всем прихожанам церквей. Я предупредил свой народ, что каждый, кто будет помогать нацистам, преследовать евреев или убивать евреев, будет проклят. Я написал письма всем немецким официальным лицам, которые представляют оккупационную власть и лично Гиммлеру с протестом против использования украинских солдат в антиеврейских акциях. Скажите, чем я могу помочь вам, я сделаю, что смогу.
Кахане попросил Митрополита укрыть еврейских детей, родители которых были расстреляны нацистами, а их ждала неминуемая смерть, и сохранить свитки синагоги. Митрополит пригласил своего брата Климентия и игуменью Джозефу, настоятельницу женского монастыря, которые сразу дали согласие помочь спрятать еврейских детей.
В виду того, что немцы проверяли христианские монастыри и заставляли мальчиков раздеваться, и таким образом, искали еврейских детей, которым было сделан обряд обрезания, решили отобрать в основном девочек.
14 августа 1942 года 100 еврейских детей, среди которых были сыновья раввинов Хамейдеса, Левина и дочь самого Кахане, вывезли из гетто в монастыри. Тут их спрятали и выдали поддельные свидетельства крещения как украинцев с соответствующими именами. Затем их разместили и в других монастырях Львова и округи.
Все дети выжили, пережив оккупацию, благодаря мужеству священников, которые рисковали своими жизнями. Игуменья Джозефа прятала под видом монахини жену Давида Кахане и добилась ей выдачи удостоверения личности, что дало ей возможность контактировать с гетто, а после его ликвидации поддерживать связь с еврейскими беженцами и руководителями украинской католической церкви».
В этой же книге Яков Сусленский рассказывает о встрече с Давидом Кахане уже в Израиле и реакцию последнего на упоминание им имени Митрополита. Кахане сказал:
— Граф Шептицкий был одним из самых известных гуманистов в истории человечества и лучшим другом евреев. Говорю это не потому, что он спас мою жену, моего ребенка и меня, а потому, что он организовал спасение сотен еврейских детей от неминуемой смерти. Когда я с ним встретился, ему было 80 лет. Он знал, что если немцы найдут у него евреев, то они расстреляют всех священников и монахов, разрушат все христианские святыни Львовщины. И, если Митрополит рисковал своими священниками и церквями, то это было настоящее христианство. Боже мой, прошу тебя прославить Митрополита Андрея Шептицкого на земле, как одного из твоих святых…Я раввин, доктор философии и теологии, знаю человеческую природу и то, что делает человека святым – это редко бывает. Но граф Андрей Шептицкий — исключение. Он владел всеми качествами святого. Я составил список 240 монахов и священников, которые в годы Второй мировой войны спасали евреев. Но он не полный.
Воспоминания Кахане в книге «Настоящие герои» дополняет Курт Левин, который рассказывает историю украинской униатской церкви и роль графа Шептицкого в спасении евреев. В одной из своих статей Левин пишет:
«До 1939 года во Львове проживало около 100 000 евреев, членов общины, которая берет свое начало с 13 века. В общине были ученые, ремесленники, мастера. На протяжении многих веков еврейская община Львова пережила много катаклизмов: нашествие татар в 13 веке, казацкие войны в 17 веке, войну с поляками в 1919 году…
Однако, Вторую мировую войну она не пережила. Ее члены умерли в газовых камерах Бельзена, расстреляны в гетто и Яновском концлагере. После окончание войны во Львове было зарегистрировано всего 300 евреев. В начале 20-го столетия в Галичине сложилась непростая ситуация, начались трения и ненависть между разными национальностями и религиозными группами. Значительная часть украинского национализма была использована позже в политике немцев для осуществления антипольской и антиеврейской пропаганды.
Митрополит Андрей всегда был другом евреев, уважал их наследие, сочувствовал их печалям и горю. Евреи отвечали ему любовью. В страшные годы Холокоста священники и монахини, исполняя указания Андрея Шептицкого, помогали евреям едой и жильем. Но самая большая поддержка – это моральная. На протяжении двух лет никто из посторонних не узнал, что в каждом православном монастыре и личных апартаментах Митрополита пребывали евреи. Монахи и монахини выполняли приказы Митрополита и его брата протоиерея Климентия. Надо отметить, что Митрополит Андрей и его брат никого не заставляли помогать евреям. Благодаря этим людям было спасено более 150 евреев».
Далее в своей книге Яков Сусленский говорит, что и Давид Кахане, и Курт Левин находились под опекой униатской украинской церкви до освобождения Львова от немецких захватчиков. Вот несколько имен людей, которые спасали евреев: братья Варлаам, Лазарь, Амброс, Патрик, повар Джозеф, плотник Модест, печатник Ерофей.
Брат Теодосий прятал двух евреев на фабрике, где и сам трудился.
После освобождения Львова Андрей Шептицкий помог спасенным начать новую жизнь. Все дети были переданы семьям, которые остались и сделано это было с согласия раввина Кахане. Многие уехали в США, Австралию, Англию, Израиль.
Яков Сусленский пишет в своей книге, что евреи и иудаизм были неотьемлемой частью жизни Шептичкого. Когда ему было 20 лет, он начал изучать иврит, а в 1905 и 1906 годах посетил Святую Землю.
Так в чем же проблема, что Ядва-Шем на 22 иска Якова Сусленского и других активистов общества, среди которых и спасенные, ответили отказом присвоить Андрею Шептицкому звание Праведник народов мира за спасенне евреев? В одной из публикаций о Митрополите Сусленский пытается это обьяснить, но не согласиться.
«На восьмой день войны, 30 июня 1941 года, немцы уже заняли Львов. В тот же день фракция Организации украинских националистов (ОУН) под руководством Степана Бандеры провозгласила Украину независимой, и было сформировано правительство во главе с Ярославом Стецько. На эту акцию откликнулся и глава Украинской униатской церкви Митрополит Андрей Шептицкий. Его приветствие, однако, отличалось от других одним существенным моментом: он ждал от временного правительства «мудрого, справедливого руководства и мероприятий, которые учли бы потребности и благо всех заселяющих наш край граждан, невзирая на то, к какому вероисповеданию, народности и социальной категории они относятся». В посланиях других высоких авторитетов вопрос справедливого правления по отношению ко всем не ставился вообще. А он в первую очередь касался евреев, затем поляков и других народов.
Во время своего господства в Западной Украине после сговора Сталина с Гитлером о разделе Польши в 1939 году и вплоть до начала войны с Германией 22 июня 1941 года, советская власть искореняла дух украинского национализма и сионизма, наполнив ими до отказа тюрьмы «освобожденных» областей. Молниеносное наступление немцев не оставило чекистам времени эвакуировать заключенных, и было решено их ликвидировать.
Немцы, заняв Львов и другие области Западной Украины, не преминули воспользоваться таким подарком в пропагандистских целях для разжигания ненависти населения к «жидовско-большевистским извергам», сделав всех евреев – от мала до велика – ответственными за это злодеяние.
Евреев хватали в домах и на улицах и заставляли раскапывать ямы и извлекать тела убитых. Местное население, находя трупы своих близких, распаляло страсти толпы, жаждущей мщения. Объект — евреи — оказался под рукой, и 2 июля 1941 года разразился страшный погром. В этот день Львов лишился трех тысяч своих еврейских граждан.
Узнав о погромных действиях толпы, Митрополит послал на улицы священников и монахов для успокоения народа. Сам он идти не мог, будучи прикованным к коляске. Уже в течение многих лет он был парализован.
А утром того дня к Митрополиту обратился главный раввин Львова Иехескиель Левин с просьбой повлиять на украинцев, принимавших участие в погромных действиях в городах и местечках Галиции. Митрополит пообещал раввину тут же написать пасторальное письмо для предотвращения разбоя, грабежей, хотя заметил при этом, что его влияние ограничено, ибо действия немецких властей ему не подвластны, да и другие влияния сказываются на народе в пору анархии и безвластия. Самому же раввину Левину он предложил переждать в его резиденции буйство антисемитской черни. Но раввин отклонил его предложение. Он погиб в тот же день.
В течение второй половины 1941 года и всего 1942, Митрополит созывал несколько раз синод и ставил вопрос о насилии. 27 марта 1942 года правление митрополита постановило применять к убийцам наказание: проклятие церкви.
Возмущенный преследованиями и геноцидом евреев, а также участием украинцев в этом гнусном деле, Андрей Шептицкий пишет два послания, каждое из которых могло стоить ему жизни, а церкви ликвидации. Первое письмо всемогущему Гиммлеру. Второе пасторальное письмо, озаглавленное «Ты не должен убивать!», обращенное к народу. Он предостерегает украинцев, заявляя, что нарушение заповедей Б-га, в частности заповеди «не убий» «повлечет за собой страшное возмездие».
На послания Андрея Шептицкого последовала реакция: пасторальное письмо было изъято из обращения, Андрея Шептицкого Гиммлер приказал отправить в лагерь. Немецкий правитель Львова Лаш убедил Гиммлера не добиваться исполнения приказа с учетом популярности Митрополита. Его арест мог бы спровоцировать восстание населения Галиции. И Гиммлер отступил.
Летом 1942 года официальная делегация министерства иностранных дел Германии нанесла визит Митрополиту, Андрей Шептицкий открыто осудил жестокое отношение немцев к евреям. Он считал своей человеческой обязанностью решительно выступить против преследования евреев и расовой дискриминации. У Андрея Шептицкого было весьма ясное представление о фашизме (национал-социализме), коммунизме (интернационал-социализме) и соответствующее отношение к ним. Когда 29 августа 1942 года было ликвидировано львовское гетто, а оставшиеся в живых переведены в Яновский лагерь, Митрополит пишет гневное письмо папе Римскому Пию ХII, в котором выразил свое отношение к фашизму.
Выдержки из письма Папе Римскому:
«Вот уже не менее года нет дня, в котором не совершались бы самые отвратительные преступления: убийства, грабежи, воровство, конфискации и издевательства. Первые жертвы – евреи. Количество убитых евреев в нашем небольшом крае уже наверняка перевалило за двести тысяч. По мере продвижения армии на Восток число жертв увеличивалось. В Киеве в течение нескольких дней истреблено сто тридцать тысяч мужчин, женщин и детей. Все малые города Украины были свидетелями подобной резни, и длится это уже больше года».
Далее он описывает, каким издевательствам подвергаются и другие жители Украины, к какой деморализации общества приводит немецкая оккупация, особенно слабовольных людей: «Они учатся воровству и преступлению человекоубийства, утрачивают чувство справедливости и гуманности… Душегубы, привычные истреблять евреев, тысячи невинных людей, привыкают к виду крови и становятся кровожадными».
Он клеймит систему лжи, мошенничества, несправедливости, грабежей, которая выглядит карикатурой на понятия цивилизации и власти. Это система эгоизма, доведенного до абсурда и национального шовинизма немцев.
В книге «Настоящие герои» рассказаны истории многих людей, от Митрополита Шептицкого во Львове до крестьян в разных городах и селах Украины, которые спасали евреев от неминуемой смерти. Иногда было сложно добиться признания украинских спасателей Праведниками, потому что сначала нужно было сломать антиукраинский стереотип, изображающий их антисемитами и пособниками нацистов. (Из библиографии Международного центра Видаля Сассунапо по изучению антисемитизма.)
Были ли случаи, когда звание присуждалось через много лет, оставляя за собой шлейф отказов? В далеком 2002 году, после очередного отказа комиссией Яд-ва-Шем удовлетворить просьбу спасенных Митрополитом, к которым добавились имена профессора Людвига Подошина из Хайфы и Лили Штерн-Польман из Лондона, Яков Михайлович в интервью для газеты «Новости недели» так ответил на мой вопрос:
— Да. 30 лет ждал положительного решения комиссии немец Оскар Шиндлер, спасший 1200 евреев от смерти. Им же спасенный Юлиус Винер обвинил Шиндлера в том, что, спасая евреев, тот лишил отца Юлиуса всего состояния, отобрав у него фабрику, где и работали евреи, как известно, ничего не произведя. Это была всего лишь ширма. Комиссия, боясь вызвать общественное возмущение, отложило «положительное решение» на столь длительный срок.
Кстати, одним из условий, выдвинутых комиссией в пользу положительного решения, было поручение Якову Сусленскому найти еще хоть одного спасенного Андреем Шептицким и его церковью. Как видим, Сусленский разыскал этих людей. Профессору Подошину во время войны было 12 лет, и он прятался в монастыре Святого Юра до конца войны. По его словам в личных апартаментах Митрополита за время оккупации пряталось 15 евреев. Но и это не стало причиной положительного решения.
С тех пор прошло 18 лет. Нынешний президент Украины Владимир Зеленский обратился к Яд ва-Шем с просьбой присвоить звание Митрополиту. И вот каким был ответ:« Комиссия Яд Вашем», занимающаяся присвоением звания «Праведник народов мира», по Шептицкому проголосовала так: 7 голосов «против», 6 «за». Ответ подписан сопредседателем фонда «Холокост» Ильей Альтманом.» Господин Альтман напомнил, что « Андрей Шептицкий до войны был в очень хороших отношениях с еврейской общиной Львова, знал иврит». И дальше: «Это звание не может быть присвоено человеку, уличенному в совершении преступлений против еврейского народа. В конце июня 1941 года Шептицкий приветствовал вступление гитлеровцев во Львов, в сентябре того же года – в Киев. Он видел в гитлеровской Германии спасение от большевизма и в начальный период войны считал гитлеровцев панацеей для Украины. Эта мотивировка стала ключевой при принятии «Яд Вашемом» решения по Шептицкому».
Немного истории.
Деятельность Митрополита Шептицкого в годы Второй мировой войны неоднозначна и противоречива. На его позицию в отношении немецких оккупационных властей повлияла политика Советской власти на территории Западной Украины в 1939-1941 годах. И трагедия семьи Шептицкого. 27 сентября 1939 года в Прилбичах сотрудниками НКВД были расстреляны брат Андрея Лев и его супруга. Позднее в Катыни — их сын Анджей..
Иногда позицию митрополита объясняют, как защитную мимикрию, которую Шептицкий пытался использовать для спасения украинцев и Украины во время войны..
В 1941 году, после вторжения немецко-фашистских войск, на следующий день после занятия Львова германскими войсками, он обратился к пастве с посланием, заявив: «Мы приветствуем победоносную немецкую армию, которая освободила нас от врага». Конечно же, враг – советская власть. Однако, уже скоро Митрополит был разочарован и подавлен действиями немцев во Львове и округе.
В письме от 29 августа 1942 года папе Римскому Пию XII писал: «После освобождения немецкой армией от большевистского ига, мы почувствовали некоторое облегчение, которое, однако, продолжалось не более одного-двух месяцев. Постепенно правительство ввело действительно непостижимый режим террора и коррупции. Сегодня вся страна согласна с тем, что власть Германии плохая, и даже в большей степени, дьявольская, чем власть большевиков».
В этом же письме Митрополит рассказывал о геноциде евреев в Польше и Украине и просил Ватикан вступиться за евреев. Позже с обращением остановить геноцид евреев Шептицкий писал к руководству нацистской Германии.
Митрополит Андрей Шептицкий был противником обеих тоталитарных идеологий: коммунизма и германского национал-социализма, которые стали причиной смерти миллионов невинных людей.
Глава книги Якова Сусленского «Настоящие герои» заканчивается вот такими оптимистическими словами: «Под прошением к Яд ва-Шем о признании Андрея Шептицкого Праведником народов мира, стоит более 1000 подписей. Это дает надежду, что его имя, наконец-то, будет признано еврейским народом».
Книга вышла в 1993 году. В 2009 году умер Яков Сусленский. Он так и не дождался положительного решения дела комиссией Яд ва-Шем, которому посвятил белее 25 лет жизни. Все эти годы он доказывал столь высокой комиссии и суду, что поступки графа Шептицкого отвечают главному критерию положения о присвоениипочётное звание Праведник народов мира – «активное участие в спасении одного или нескольких евреев от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти».Что ж, точка над «і» еще не поставлена, ибо надежда, как известно, умирает последней.
Светлана Глаз
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo