Когда же музыка с человеком превращается в единое целое? Тогда, когда они сливаются в единое целое на эмоциональном уровне. “Своя” музыка может прорастать в человеке, распускаясь, расцветая медленно и постепенно, как цветок.
Но может ворваться и как бурный вихрь, сметая неожиданно все на своем пути, разрушая и в то же время созидая. “Своя” музыка – это та музыка, которая поглощает, обволакивает, сливается и превращается с нами в одно целое, одно существо, звучит с организмом в унисон. Рассматривая связь музыки с такими категориями, как Я, Оно, и Сверх-Я, музыка воспринимается, благодаря эмоциональному восприятию, как то целостное, то общее, которое покрывает собой, объединяя, все эти категории.
Наше “Я”, колеблющееся между Оно и Сверх-Я, находит баланс посредством слуха между внутренними и внешними реакциями. Поэтому в рецептивной музыкальной терапии именно прослушивание музыки открывает доступ к глубинным слоям личности пациента. Один из моих друзей, нейропсихологов, занимающийся проблемами “домашнего очага” т.е. слушанье музыки целевое, запрограмированное как диалог музыки и пациента, отмечал, что у пациентов, сознание которых отключено (касается коматозных пациентов или умирающих) в мозг проникают некие неизвестные неязыковые сигналы, позволяющие наладить контакты с подсознанием, т.е. вид “общения в бессознательном состоянии” даже не невербального, а предвербального. Музыкальная терапия выполняет функции так же коммуникативной терапии и может помочь в улучшении самовосприятия и восприятия окружающей среды.
Я не боюсь сказать, что древние практики, включавшие в себя песнопения, пение мантр, песнопения в монастырях, пение шаманов и гуру, жриц и монахинь – все это виды музыкальной терапии. Песня матери над колыбелькой младенца, нежная, успокаивающая – тоже вид музыкальной психотерапии.
Нам весело, мы напеваем – все прекрасно. Значит, все в порядке.
Горе – здесь уже эмоции выражаются совсем по-другому, но при этом эмоциональное состояние очень точно отражается в музыке.
Это могут быть и “плачущие” секундовые интонации, обычно нисходящие. Может быть какой-то характерный ритм, могут быть “надрывные” скачки в мелодии, характеризирующие напряженное состояние.
Чем еще хороша музыкальная терапия – так это тем, что она всегда ориентируется на определенного пациента, на его конкретное нынешнее состояние, на проблемы, которые актуальны для него именно сейчас. Прослушивание музыки может быть связано с ассоциациями, с какой-то определенной ситуацией или проблемой, но в большинстве случаев реакция пациента на определенную ситуацию определяется, в основном, целым комплексам впечатлений, эмоций, образов, связанных с какой-то ситуацией в прошлом.
Кроме того, есть определенная “программная” музыка, которая настраивает нас на восприятие конкретного образа. Взять таккие известные циклы как “Времена года” и “Детский альбом” Чайковского, “Карнавал” Шумана, “Картинки с выставки” Мусоргского и др. – каждая музыкальная миниатюра уже в своем названии отображает музыкальное раскрытие определенного образа. Будь это “Подснежник” из “Времен года” П.Чайковского или “Танец невылупившихся птенцов” М.Мусоргского – уже в названиях очень четко прослеживается программа. Если кому-то вздумается вместо “Свадебного марша” Ф.Мендельсона на церемонии бракосочетания вдруг воспроизвести “Марш” Шопена или, скажем, какую-то из траурных мелодий – я думаю, что проблем может возникнуть очень много. Срабатывает стереотип восприятия, связанный с ассоциациями определенных жизненных ситуаций.
Музыка в известной степени является кодом, ключом к бессознательному, но при этом в звуковой терапии феноменом является способность получать коды от звуковых волн. Слуховые ячейки в человеческой слуховой системе реагируют на энергию раздражения во много раз меньшую, чем при прикосновении и несравнимо чувствительнее, чем осознание. Достигается восприятие звука путем проведения нервных импульсов от специальных слуховых волосковых клеток спирального (кортиева) органа в корковые центры полушарий большого мозга.
“Слуховой путь” – термин из психологии – от начала звука и до того, как он достигнет нервных центров головного мозга. Слух сильнее, чем зрение, связан с эмоциональными центрами, потому, что между ухом и центром чувств в мозгу (в лимбической системе) связь значительно ближе. Если мы “блокированы” какой-то отрицательной эмоцией, которая вызывает у нас неприятные ощущения, то эти негативные переживания будут препятствовать работе неокортекса (коры головного мозга), ведь лимбическая система играет важнейшую роль по отношению к нашим эмоциям, и, в свою очередь,к эндокринной системе, и к внутренним органам.
Неприятный звук хочется прекратить и он вызывает раздражение.
А приятный звук хочется слушать дальше и он закончит свой путь в центре удовольствия, вызывая этим активное выделение эндорфинов (гормонов счастья).
Секрет благотворного влияния именно классической музыки на здоровье человека в том, что ее ритм (а это, в основном 60-70 ударов в минуту) совпадает с ритмом сердца. Т.е. воздействует на частоту сердечных сокращений, что в свою очередь приведет к нормализации артериального давления, улучшению обменных процессов. Кроме того, что может утихать боль и сняться стресс, вы еще можете получить заряд бодрости, жизненной энергии и просто хорошее настроение, что само по себе уже является частью процесса исцеления.
http://www.youtube.com/watch?v=GO38muA-OYI
(Продолжение следует)
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.