Главная / Литературная гостиная / МАРГАРИТА ОЙСТРАХ. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

МАРГАРИТА ОЙСТРАХ. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Это было давно, в двадцатом веке.

Минувшее столетие было заполнено войнами, революциями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Но даже в те, уже далеко ушедшие от нас годы, люди жили, работали, любили, дружили, мечтали, строили планы на будущее, принимали активное участие в делах страны.

Клара Иосифовна Фляпан-Ягода бережно сохранила и привезла в Израиль домашний архив, в котором хранятся документы, фотографии, письма её родных и близких. Эти бесценные реликвии  — гордость семьи, ныне проживающей в Ган-Явне.

Клара Иосифовна – дочь актёров еврейских передвижных театров, занявших достойное место в истории.

– Мои родители – Иосиф Моисеевич Фляпан (сценический псевдоним — Ауслендер ) и Фаня Давидовна (сценический псевдоним – Фанина ) встретились и познакомились в 1921 году в одном из украинских местечек. Их встреча, наверное, была «назначена» Всевышним, — начинает свой рассказ  Клара Иосифовна.  — Моя будущая мама в то время работала на фабрике и жила в доме, куда определили  « на постой» моего будущего отца. Они поженились 6 декабря того же года.

На фотографиях тех лет – красивые, счастливые лица.

 — Мои родители очень бережно и нежно относились друг к другу,- рассказывает дочь актёров. — Свою любовь они  сохранили на всю жизнь. Мама, как и папа, стала актрисой. Было много  разных дорог: крутых и счастливых, но мои родные никогда не теряли присутствия духа, были оптимистами. А время было нелёгкое: суровое и голодное.

Неустроенный быт, отсутствие постоянного жилья, неурядицы отнюдь не пугали, а даже закаляли. – В середине двадцатых годов родители оказались в труппе, возглавляемой талантливым актёром и замечательным организатором  Юлиусом  Адлером, исполнявшем в спектаклях главные роли, — продолжает свой рассказ Клара Иосифовна. – Он был и главным устроителем быта своих коллег и товарищей. Украшением труппы, её гордостью была и Хаеле Фридман, ведущая актриса творческого коллектива. Впоследствии Юлиус Адлер и Хаеле Фридман с мужем эмигрировали за границу, где их следы затерялись… Родителям довелось работать и в других труппах. Очень яркой и насыщенной была работа  в творческом коллективе Исаака Львовича Ракитина.

Папа с мамой блистали в спектаклях по пьесам Шолома-Алейхема, А.Островского, А.Чехова. Зрители  неизменно восторженно, с уважением и благодарностью, принимали актёров. Звучал идиш, тогда ещё не находившийся в опале, в немилости у властей. Это же был родной язык жителей городов и местечек, где довелось выступать еврейской труппе.

В годы Гражданской войны средством передвижения   служили, в основном, телеги  — конечно, не слишком комфортабельный транспорт для  исполнителей  ролей Тевье-молочника, мальчика Мотла, Нины Заречной… Но люди привыкают ко всему, и даже эти неудобства не ожесточали, а вселяли оптимизм и надежду на лучшее. Нередко, особенно во время дальней и тряской дороги, кто-нибудь из актёров, чтобы подбодрить себя и товарищей, исполнял роль балагулы (извозчика).

— Очень лихо это получалось, разыгрывался маленький дорожный спектакль ,- с улыбкой вспоминает Клара Иосифовна.

– После окончания Гражданской войны еврейские театры продолжали жить и работать. Репертуар  расширялся, пополнялся новыми постановками.

…В начале 30-х годов мой отец  перестал пользоваться псевдонимом – Ауслендер. Эта фамилия на идише означает – иностранец, и вызвала бы подозрения у властей, могла  принести неприятности. Зато  Фляпан – польская фамилия, к ней не придерёшься.

— В конце 30-х годов труппу Ракитина распустили. Причина  могла быть одна: «неприязнь» Сталина к евреям. Были ликвидированы газеты и журналы на идише, закрыты еврейские школы, — говорит Клара. – Надвигалась новая война : с утратами, скорбью, потерями. В 1941 году я с отличием закончила в Витебске среднюю школу и готовилась к поступлению в институт. У меня уже было направление в Московский институт философии и литературы  — МИФЛИ. Но грянула война, и окончилась моя безмятежная юность, — с грустью  сказала Клара.

В годы Великой Отечественной войны она вместе с родителями оказалась в эвакуации на Урале, а в 1944 году семья переехала в Ташкент. Там к тому времени объединились государственные театры Харькова и Одессы. А Ташкентский еврейский театр закрыли,- с грустью констатирует Клара Иосифовна.

Так было угодно властям. Но, к счастью, уцелели семейные архивы, живы люди, которые могут рассказать о том времени, поделиться воспоминаниями о прошлом, не забытом  и дорогом. Дочь актёров Фляпан выбрала иную дорогу в жизни – стала педагогом, много лет преподавала немецкий язык в ташкентских школах, затем работала  инспектором районо, директором школы.

А вот дочь Клары Иосифовны — Дебора  — окончила театрально-художественный институт по специальности – театровед, работала главным администратором Ташкентского русского драматического театра.

Зато стала актрисой внучка Клары,   Илона.

Есть в Израиле, в Холоне, театр «Матара» — там с увлечением работает Илона.

Актёрские гены  прапрабабушки и прапрадедушки передались  и праправнукам: сыновья Илоны  — Натан и Марик – занимаются салонными танцами, Натан играет на гитаре и поёт.

Часто, собираясь за круглым семейным столом, дети и взрослые открывают домашние альбомы и смотрят старые. фотографии, на которых изображены такие родные, красивые и чудесные люди.

На фото: актёры Фляпан — роли, успехи, радости.

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан