Главная / Литературная гостиная / Алексендер Рамазанов. БЕЗВЕСТНЫЙ БАТАЛЬОН

Алексендер Рамазанов. БЕЗВЕСТНЫЙ БАТАЛЬОН

 

                              БЕЗВЕСТНЫЙ БАТАЛЬОН

Что сообщали матерям о сыновьях,   погибших  на афганской войне, я читал. Внимательно, с уважением и скорбью. 

  По строкам и между строк, по почерку, печатям и датам.

И только через тридцать после афганской войны задался вопросом: а что писали  родственникам,  пропавших без вести?

Вот просто так, в лоб с порога: пропал?! 

Сразу скажу, ничего я толком не выяснил: в одних семьях эти сообщения затерялись, другие показывали документы из военных комиссариатов и судов, третьи относились к моей просьбе с большим подозрением, что вполне понятно.

А вот с ветеранами на эту тему получилась интересная переписка, пусть и   не всегда по сути вопроса. Но привожу, как есть

1.« Как объясняли родителям исчезновение военнослужащего? Что писали?».

2.«….в 84-м один боец рванул к духам, озвучил умысел на приличном расстоянии, не оставляя сомнений в намерении…однако взводный достал его одной очередью. родителям сообщили, что погиб при исполнении…»

3.«Мне интересно, зачем он это сделал? Кто его уполномочил убивать солдата? Должность особая у него была? Вред нанёс непоправимый своим товарищам по службе?  На мой взгляд, надо было просто доложить, куда следует, и пусть бы они сами разбирались с ним! А он возложил на себя миссию вершителя судеб!  И вообще как правильно надо было поступать в таких случаях?»

4. «Обласов  Сергей, рядовой, в 1983 году, ушёл вечером после отбоя из палатки (тогда ещё в палатках жили) и всё.  Из пехоты тоже тогда же один пропал, вот и утюжили кто где, мы с пехотой по горам лазали, прочёсывали вдоль и поперёк —  результат ноль. Просто ни для кого не секрет, что больше половины  беглецов и пропавших — это обычная дедовшина. Кстати, сначала Обласов попросил, что бы его перевели в другую часть.   По-моему он попал отдельный батальон материального обеспечения. Потом запросился назад, и опять перевели к нам. А после отбоя пришли к нашим дембелям те дембеля, земляки видимо, но все налысо подстриженные. Говорят, что за неуставные так поплатились. Сдал, мол, их молодой и пропал. А тут-то и заходит Обласов в палатку. Так вот же он!  Но его никто и пальцем не тронул. Он что- то пробормотал, вроде как надо ниток на подшивку и вышел. А только утром хватились его. Сестра Ирина проживает в Канаде, она написала мне, что матери сообщили: рядовой Обласов  не явился на вечернюю поверку…».

5.«Что писали родителям? А где в этой переписке хоть один замполит, начальник или командир части? Они же писали родителям письма, если писали вообще?».

6.»Да, на примере Обласова, писали, по сути, бред:  «не явился на вечернюю поверку».

7. «Списки без вести пропавших были бы намного больше, если бы не выменивали некоторых  на мешки с сахаром и мукой, не меняли их на пленных духов».

8. «Крылов Вадим пропал с поста 07.07.1984 г. В 1983 г из сержантской учебки досрочно, без присвоения звания, переведен в нашу часть. Дивизия в рейде была, мы стояли в первом карауле (полковой) без смены, менялись только начальники караулов. Вадик Крылов стоял на полковой КЭЧ (его любимый пост в полку), разводящим и помначкара были его земляки из Москвы (только они учебку закончили и лычки получили, а его оттуда турнули). Ну он и пошел к местным бизнес навести. Обычно часа за два-три управлялся, а тут уже вечер его нет, начкары поменялись (на доверии) его нет, среди ночи приходит замполит дивизиона, проверка, нет Вадика. Искать, а что толку, все знают, все молчат. Утром караул сменили и степь прочесывать, роту пехоты отправили по горам прочесать. Бесполезно. И, главное, он всегда без автомата ходил.  Припрячет на посту оружие, товар взял и пошел. А тут почему-то пошел с автоматом, может за автомат его и забрали, он ведь денег стоил нормально,- местный декханин мог жену себе купить.. Дошло до командира полка, «контрик» естественно крутить начал. Много народа оказалось замешано. В общем порешили, что сам ушел, а домой отправили — пропал без вести. Хотя уходить он в общем то не собирался. Это поначалу, когда его из учебки выгнали к нам, он ходил чмырем —   неумытый, руки в цыпках, Антоныч, старшина, не знал куда его от начальства спрятать. Потом отправил его в кочегарку при офицерской столовой. Там Вадик оклемался, начал на мусорку ходить: купить-продать, потом и в кишлаки окрестные зачастил, даже ночью один ходил.  Экстремал!   Хотя сказать честно наводчик он был хороший, я его когда за панорамой первый раз увидел даже удивился: быстро работал и точно».

9. «Насколько я помню, законы военного времени в Афганистане никто  не объявлял, и расстрел на месте я считаю убийством! И вообще не по-человечески это как то! У нас ходил один пацан через минные поля торговать с духами, все знали и молчали и если бы в один прекрасный день он не вернулся бы, не удивились бы! Но вышло всё по другому, на растяжке нашей же подорвался! Слава Богу, живой остался».

10. «Кто о Викторе Грязнове слышал? Вот пример, как «без вести» пропадают, точнее, как под эту статью подводили. Родителям сообщили, что пропал в январе 1981 года. А через двадцать лет окончательно выяснилось, что его духи казнили где-то в провинции Саманган. Он «пропал без вести»  в бою, когда его  и прапорщика бросили свои же на дороге. Рванули на броне, дескать секретную почту  спасали. Прапорщика В. Яроша, раненного,  душманы добили камнями, глаза вырезали, а  пацана  уволокли. И где сейчас тот начальник колонны, который ребят бросил на погибель?».

Ко времени вывода войск из Афганистана,  пропавшими без вести  числилось более четырехсот человек, так сказать, «безвестный» батальон. К слову «пропал», указанием места и даты, чаще всего добавляли: «с поста», «ночью», «самовольно оставил часть». Встречаются и  более подробные описания: «сдался с оружием», «захвачен отрядом мятежников», «пропал при выполнении боевого задания», «не вернулся с заготовки дров»,  «пропал с оружием в руках с поста» «утонул во время боевой операции», «погиб в бою, тело не найдено». Примечательно, что  в сводках часто упоминается: пропал вместе с  (имярек), отчего создается впечатление о групповых побегах.

Скупые сведения, доходившие  к родителям, конечно никак не отражают   реальности, предшествующей или сопровождавшей факт пропажи без вести. Впрочем, об этом можно кое-что узнать из таких художественных фильмов, как «Афганский излом», «Девятая рота» и др. Далеко не все в них — художество!

Останки пропавших без вести (погибших) большей частью обнаруживали  после войны по сообщениям  моджахедов. Конечно, кто же точнее скажет!

«Я подошел, когда он затих, взял оружие и документы, а самого завалил камнями. А сейчас он начал мне сниться. Не могу спать. Давайте я вам покажу, где я его похоронил».

Иногда о местах захоронений советских воинов сообщают  добрые люди из современного миротворческого контингента в Афганистане. «В районе аэропорта  Кундуз   (500 м севернее северной оконечности взлетно-посадочной полосы)  немцы из контингента ISAF недавно обнаружили останки 4-5 человек. Были там остатки хлопчатобумажного обмундирования и звездочки…».  Тревожное  сообщение! В указанном районе, еще в в самом начале войны была свалка. Останки человеческие там, изредка, попадались, своими глазами видел, но уж никак не советских воинов!

Из пропавших без вести солдат и офицеров, даже если выяснялось, что они  перешли на сторону противника сознательно, ни один не объявлен формально дезертиром или изменником Родины. Разве, что в речах командиров, но слова к делу не подошьешь! Да и не было, по приказу свыше, никакой войны, ее просто не объявляли. Таким образом, после амнистии  формально все вошли в афганское братство, словно в  небесное царство, где все равны. Нет, разумеется, многое сохранилось в архивах военных прокуратур и особых отделов.

Этот материал не стареет.

Допустим, ваш папа когда-то перебежал к врагу. А вы, давно выросли, и претендуете на  важную выборную должность. И тут, на определенных условиях, вам предъявляют пожелтевшие страницы.

Надо ли рассказывать дальше?

А вот и не шантаж!  

То  самое, о чем говорит в Писании Господь, прощающий махровых грешников и карающий, при необходимости, их детей до седьмого колена.

Кто вам   расскажет, как ваш родитель оказался в «безвестном батальоне» — это не суть важно.

У «служебных духов» иногда такие чудные имена встречаются!

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан