Национальный центр трансплантологии начинает проект «Правда и мифы о программе «Ади», в рамках которого Тамар Ашкенази, генеральный директор Национального центра трансплантологии при Министерстве здравоохранения будет отвечать на часто задаваемые вопросы, которые ежедневно поступают в Центр от населения. Вопросы осамой программе донорства «Ади» илипо другим темам, касающимся пересадки органов в Израиле. Предлагаем вашему вниманию первую партию вопросов и ответов.
- Зачем вообще нужна программа «Ади», если окончательное решение о пожертвовании органов принимает семья умершего?
Человек, подписавший карту донора «Ади», заявляет о своем желании пожертвовать органы после смерти для спасения жизни больных, нуждающихся в пересадке. То есть, оставляет своего рода завещание, которое поможет его родным принять правильное решение.
Кроме того, в 2012 году вступила в силу программа приоритетной трансплантации. Все подписчики карты донора «Ади», а также их ближайшие родственники с 1 апреля 2012 года получают право на преимущество в списке ожидания пересадки уже через 3 года со дня подписания.
Каждый, кто получает карточку «Ади», должен понимать, что его действия могут спасти человеческие жизни, в том числе и его самого и его близких. Если мы все без исключения подпишем согласие на донорство, это гарантирует, что в случае необходимости и для нас самих найдется донор.
- Есть ли данные о том, сколько участников программы «Ади» уже воспользовалось своим правом на внеочередную пересадку?
В 2013 году около половины тех, кому пересадили органы (109 из 248), получили преимущество в очереди на трансплантацию благодаря тому, что были подписаны на карту донора «Ади».
- Кто в Израиле руководит пересадками органов и выбирает пациентов для трансплантации?
Сфера пересадки органов в нашей контролируется Министерством здравоохранения черезнезависимую организацию, которой является Национальный центр трансплантологии. Одной из функций этого центра является формирование списка ожидающих пересадки и выделение донорских органов в соответствии со строгими медицинскими критериями, включающими медицинскую совместимость, время ожидания в очереди и срочность пересадки.
- Я боюсь, что если я подпишу карточку «Ади», а потом попаду в больницу, мне помогут раньше времени «стать донором»…
Ваши опасения совершенно напрасны. Согласно закону, смерть определяется как полное и необратимое прекращение функций ствола головного мозга. В 2009 годуМинздрав Израиля выпустил циркуляр, который регламентирует установление смерти мозга пациента исодержит перечень высокоточных исследований (по большей части выполняющихся с помощью приборов), помогающих убедиться в этом окончательно и бесповоротно.
В констатации смерти мозга обязательно участвуют два врача-специалиста в одной из следующих областей: анестезиология, общая реанимация, неотложная помощь, нейрохирургия, неврология, внутренняя медицина, кардиология, детская реанимация, педиатрия, детская неврология и кардиология. В комиссию, устанавливающую смерть мозга, запрещено включать врача, который отвечал за лечение данного пациента, и представителя отделения трансплантологии.
После каждого случая констатации смерти мозга в израильской больнице в Минздрав отправляются отчеты, которые передаются в контролирующие группы.
- Что иудаизм говорит о пересадке органов? Я слышал, что раввины запрещают жертвовать органы?
По мнению подавляющего большинства раввинов, пожертвование органов, выполняемое в соответствии с религиозными законами, соединяет в себе высшее благодеяние спасения жизни с благотворительностью.В сентябре 2009 г. главный раввинат под председательством главных раввинов Израиля ШломоАмара и ЙоныМецгера постановил, что Закон о смерти мозга соответствует еврейскому вероучению, ГАЛАХе. Однако существует группа ортодоксальных раввинов, которые не принимают понятие смерти мозга. Для них человек жив, пока бьется его сердце, несмотря на то, что мозг умер.
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.