ББК 84 (2 Рос – рус) 6 Ряз
С 60
Соловейчик Я.М., Мищенкова О.А.
С 60 Собранье сновидений… Венок сонетов Стихи – Рязань:
«РИПД «ПервопечатникЪ», 2015.- 45 С.: ил.
http://www.koob.ru/soloveitchik_mischenkova/assembly_dreams
Сложней задачи в жизни нет,
Но мы пытаемся, и даже,
Творим шекспировский сонетСобранье лучших сновидений,
Фантазий, призраков и грёз,
Куда рукой незримой гений,
Часть мирозданья перенёс.Брожу по залам, словно пьяный,
Но, слово честное, не пьян!
Потомок дальний обезьяны,
К искусству тягой обуян.
Я, как злодей в дешёвой драме,
Готов смеяться даже в Храме.
27.11.2014
1.
Писать стихи об Эрмитаже –
Любой поэт сочтёт за честь,
А интуиция подскажет:
Какая ждёт за это месть.
Об этом может лишь достойный,
В сонетной форме рассуждать,
Ведём бесчисленные войны,
За право голоса. Но вспять
Относит нас волна сомнений,
И тянет якорем ко дну,
Одна надежда на спасенье:
Поймать балтийскую волну.
Во тьме сплошной увидеть свет —
Сложней задачи в жизни нет.
1.12.2014.
2.
Сложней задачи в жизни нет,
Чем написать Венок сонетов
Прекрасных слов кордебалет,
Родится волею поэта.
И нас возносит неспроста,
Волна возвышенного чувства.
Тебя приветствуют с холста
Произведения искусства.
Смеюсь от наглости такой:
Венок сонетов – Эрмитажу!
Спросить осмелюсь: «А, на кой?»
Такой товар – не на продажу!
За дерзость Небо нас накажет,
Но, мы пытаемся. И даже…
28.11.2014
3.
Но мы пытаемся…. И даже…
Теряем призрачный покой,
И из гранитного «Пассажа»,
В пассаж ныряем смысловой.
Запас словарный расточая,
В эквилибристике стиха,
Друг другу глупости прощаем,
И обижаемся слегка.
Летит рука моя, как птица,
Скользит воздушное перо,
И вот, исписана страница,
На сердце чисто и светло.
Открыв бутылку «Каберне»,
Творим шекспировский сонет.
1.12.2014.
4.
Творим шекспировский сонет,
Катрены лепим примитивно,
Терпенья не было, и нет,
Как, впрочем, нет и позитива.
Стихи писать под трафарет,
Страшнее нет на свете казни,
Свободной мысли пируэт,
Опять распят крестообразно.
«Сплетенье рук, сплетенье ног», *
О чём я?
«Господи, втыкаю!» **
Ты «лучше выдумать не мог»,
Когда изгнал меня из рая?
Меня спасет «Петра творенье» — ****
Собранье лучших сновидений.
5.
Собранье лучших сновидений,
Как ангел света предо мной,
Его хранят Великих тени,
А время мчится стороной.
И тщетны Хроноса стремленья,
Оставить в недрах грязный след,
Душа познать не может тленья,
В искусстве смерти просто нет.
К тебе возвышенной строфою,
Я обращаюсь, град Петра,
Неси свой образ над толпою,
Как Шпиль, сквозь Балтики ветра.
Не отречёмся мы от звёзд,
Фантазий, призраков и грёз.
1.12.2014.
6.
Фантазий, призраков и грёз,
Давно имеем мы в избытке,
Букет осенних алых роз,
Жемчужин дюжина на нитке…
Всё это – просто мишура,
Для небольшого эпатажа,
Весь наш «прикид» — из-за бугра,
И жизнь давно не эрмитажна.
Сонетов праздничный салют,
Нам не разрушил бы уюта,
А я – купил бы «Абсолют»,
Ведь мы стремимся к абсолюту?
Нам указал в бреду сомнений
Куда (?) — рукой незримой гений?
2.12.2014.
7.
Куда рукой незримой гений,
Нас направляет в этот час?
Вся цепь загадочных явлений,
Судьбою создана для нас.
Я слышу выстрел на Сенатской,
И залп Авроры на Неве…
Такой уж климат здесь ненастный,
Из века в век – аутодафе.
Не смыта в памяти Блокада,
Потоком лозунгов и лжи,
Преображаются награды,
В Неве, как в зеркале души.
Куда бы я от этих слёз,
Часть мирозданья перенёс?
2.12.2014.
8.
Часть мирозданья перенёс,
Я в бар уютный из музея,
Лишь там решиться мог вопрос:
Где «древо жизни зеленеет». *
Когда позорному столбу,
Заменой – столп Александрийский,
Логично мыслить не могу,
Без рюмки водки и сосиски.
Поможет справиться коньяк,
Тебе с поставленной задачей.
Стихов чернеет полынья…
Нальём и выпьем за удачу!
Вернувшись с «острова Буяна»,
Брожу по залам, словно пьяный.
29.11.2014.
9.
Брожу по залам, словно пьяный,
Но пьян я только от стыда.
Искусство лечит наши раны,
Но и калечит иногда.
Воскликнуть хочется: «Не верю!»
И твердым шагом выйти вон,
Как Чацкий, громко хлопнуть дверью,
Под колокольный перезвон.
Но то – в Москве. А здесь – иначе,
Живи и внемли не спеша.
Тогда почувствуешь, что значит,
Пальмиры Северной душа.
Быть может, я и бонвиван,
Но, слово честное, не пьян!
29.11.2014.
10.
Но, слово честное, не пьян,
Судить меня не стоит строго,
Когда в душе цветёт бурьян,
Цветов там вырастет не много.
Алеет завистью Восток,
Но строго смотрит властный Запад…
Давай нальём ещё по сто,
И пахитоской* срежем запах!
Давай сбежим от скверных снов,
Под колоннады бастиона,
Такой сюжет давно не нов,
Для неприкаянных влюблённых.
Лишь там постигнет суть нирваны,
Потомок дальний обезьяны.
2.12.2014.
11.
Потомок дальний обезьяны,
На задних лапах, без хвоста,
Уже не требует банана,
А учит: что есть красота.
Он терпеливый studiosus,
Доцент, профессор, сибарит,
Знаток поэзии и прозы –
Нам подсознание творит.
Его слова – да Богу в уши,
Но мы придушены венком,
Я б равновесие нарушил,
Когда бы с ним был не знаком.
Я тоже – злостный грубиян,
К искусству тягой обуян.
30.11.2014.
12.
К искусству тягой обуян,
Жил – был студент под самой крышей,
Душа полна глубоких ран,
Себе палач он и Всевышний.
В ночи поскрипывал пером,
«Со свечки воск на скатерть капал»…*
Старушку хряснул топором,
А позже – каялся и плакал.
От достоевщины такой,
Мы все растём – дегенераты,
Когда топорик под рукой,
Мешок мерещится со златом.
Да чёрт бы с ним, а Бог бы – с нами!
Я, как злодей в дешёвой драме.
29.11.2014
13.
Я, как злодей в дешёвой драме,
Пытаюсь плыть в стремнине дней.
Картина жизнь проводит в раме,
А мы – в писаниях о ней.
Буйна художника палитра,
Но жизнь буйнее во сто крат!
Где Alma Mater – просто титры,
Там и студент придурковат.
Вся жизнь – учеба, а зачёткой,
Морщины служат на лице.
Тебе сперва покажут плётку,
А пряник сладкий – лишь в конце.
Но я давно не знаю срама:
Готов смеяться даже в Храме.
29.11.2014
14.
Готов смеяться даже в Храме,
Но, в хоре петь я не могу.
Мы все жонглируем словами,
Как в гроб, вгоняя их в строку.
Решенья требует задача,
Идея – действий, планы – срок,
Поэт всегда хотел быть мачо,
Но кто-то взвёл уже курок…
И к Черной речке цепь событий,
Вела историю страны…
Читайте, слушайте, смотрите,
Перед искусством все равны!
Кто после этого прикажет
Писать стихи об Эрмитаже?
30.11.2014.
Магистрал
Писать стихи об Эрмитаже, –
Сложней задачи в жизни нет,
Но мы пытаемся, и даже,
Творим шекспировский сонет
Собранье лучших сновидений,
Фантазий, призраков и грёз,
Куда рукой незримой гений,
Часть мирозданья перенёс.
Брожу по залам, словно пьяный,
Но, слово честное, не пьян!
Потомок дальний обезьяны,
К искусству тягой обуян.
Я, как злодей в дешёвой драме,
Готов смеяться даже в Храме.
Я, как злодей в дешёвой драме,
Готов смеяться даже в Храме.
27.11. — 02.12.2014
Примечания:
Сонет 4.
* строка из стихотворения Б. Пастернака
** фраза из апокрифического «Евангелие от Митьков»
*** А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»
**** А.С.Пушкин, из поэмы «Медный всадник»
Сонет 8.
* Лишь там решиться мог вопрос:
Где «древо жизни зеленеет».
Из «Фауста» Гёте: Теория, мой друг, суха, но древо жизни вечно зеленеет…»
Сонет 10.
* пахитоска – тонкая сигара из мелко нарезанного табака, завернутого в лист
маиса.
Сонет 12.
* В ночи поскрипывал пером,
«Со свечки воск на скатерть капал»…*
Парафраз на строку Юрия Живаго из романа Б. Пастернака.
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.
Собранье сновидений. Совместный Венок сонетов из книги «Собранье сновидений»
Яков Соловейчик
Магистрал
7 декабря 2014 года — 250 лет Эрмитажу
Писать стихи об Эрмитаже, –
Сложней задачи в жизни нет,
Но мы пытаемся, и даже,
Творим шекспировский сонет
Собранье лучших сновидений,
Фантазий, призраков и грёз,
Куда рукой незримой гений,
Часть мирозданья перенёс.
Брожу по залам, словно пьяный,
Но, слово честное, не пьян!
Потомок дальний обезьяны,
К искусству тягой обуян.
Я, как злодей в дешёвой драме,
Готов смеяться даже в Храме.
27.11.2014
1. Ольга Мищенкова
Писать стихи об Эрмитаже, –
Как будто Господа гневить,
Но мы ему о том не скажем…
Давай протянем нашу нить
Из Зала – в Зал, о том, об этом,-
Тут – заблудился, там – пропал…
Уж если ты рождён поэтом,
Сонет твой — лучший Магистрал
Из многоярусных аллюзий
И алогизмов, — вуаля!..
Глупец прочтёт и скажет: « … зря…»,
Венков хранитель (слов – диффузий)*
Пришлёт нам пламенный привет:
«Сложней задачи в жизни нет!»
27.11.2014
2. Яков Соловейчик
Сложней задачи в жизни нет,
Чем написать Венок сонетов
Прекрасных слов кордебалет,
Родится волею поэта.
И нас возносит неспроста,
Волна возвышенного чувства.
Тебя приветствуют с холста
Произведения искусства.
Смеюсь от наглости такой:
Венок сонетов – Эрмитажу!
Спросить осмелюсь: «А на кой?»
Такой товар – не на продажу!
За дерзость Небо нас накажет,
Но мы пытаемся. И даже…
28.11.2014
3. Ольга Мищенкова
Но мы пытаемся… И даже…
Слегка кружится голова:
Чуть свет, а мы – на вернисаже, —
И не находятся слова…
Они как будто где-то рядом,
Но контур их неразличим…
Теряюсь под прицельным взглядом:
«Ты хочешь, чтоб писал один?»
Ах, нет, конечно, вместе – легче
Сонетный отыграть пассаж!
Нева осенней стужей плещет, —
Унылый за окном пейзаж…
Чтоб в сессию нам сдать предмет,
Творим шекспировский сонет.
4. Ольга Мищенкова
Творим шекспировский сонет,
Перебегая мост Дворцовый…
Тебе «Виват!» «Норд–Вест», привет!
Пусть будет и от нас обнова!
Тряхнём студенческой весной,
Напишем, что не с нами было…
Но город твой и нам – родной,
И сердце много сохранило
Имён, воспоминаний, дат,
Которые нельзя не помнить…
Нам Петербург, — как сводный брат…
Потери хочется восполнить…
Тебе – Венок стихотворений –
Собранье лучших сновидений…
29.11.2014
5. Ольга Мищенкова
Собранье лучших сновидений
Профессор требует от нас!
Так хочется предаться лени,
А не плестись в музей сейчас,
Чтоб сдать ему сонетов пачку
С названьем вычурным «Венок».
Студентам задал незадачку
И «лучше выдумать не мог» *
Старик из прошлого столетья,
Хранитель древней старины…
А мы – другого века дети,
Венком п а р а л и з о в а н ы…
Нелепо требовать всерьёз
Фантазий, призраков и грёз.
29.11.2014
6. Ольга Мищенкова
Фантазий, призраков и грёз
Желает получить учитель?
Прольём к зачёту много слёз,
Напишем,- только не кричите.
Банальной рифмой вечера
Вплетём в строку без междометий…
Какая старая игра –
Сонетом на сонет ответить,
По камертону править звук,
Расслышав эхо белой ночи…
Забыть о глухоте разлук,
Поняв, что их сюжет – порочен…
Нас посылал за откровеньем
Куда(?) – рукой незримой гений?
29 – 30. 11. 2014
7. Ольга Мищенкова
Куда (рукой незримой) гений
Нас отправляет в сотый раз?
Гранитно-серый мрак осенний, —
Наш Зимний – для бессонных глаз.
Мы в Эрмитаж, как на работу,
Идём который день подряд,
Когда ты ночью с «Идиотом»,
То нервы к сессии шалят.
И хочется счастливой встречи
Не возле Рембрандта опять…
Кто говорит: «Искусство – лечит»?
Искусством нас хотят распять!
Вот если б Некто в тихий Плёс
Часть мирозданья перенёс…
29 — 30.11.2014
8. Яков Соловейчик
Часть мирозданья перенёс,
Я в бар уютный из музея,
Лишь там решиться мог вопрос:
Где «древо жизни зеленеет». *
Когда позорному столбу,
Заменой – столп Александрийский,
Логично мыслить не могу,
Без рюмки водки и сосиски.
Поможет справиться коньяк
Тебе с поставленной задачей.
Стихов чернеет полынья…
Нальём и выпьем за удачу!
Вернувшись с «острова Буяна»,
Брожу по залам, словно пьяный
9. Яков Соловейчик
Брожу по залам, словно пьяный,
Но пьян я только от стыда.
Искусство лечит наши раны,
Но и калечит иногда.
Воскликнуть хочется: «Не верю!»
И твердым шагом выйти вон,
Как Чацкий, громко хлопнуть дверью,
Под колокольный перезвон.
Но то – в Москве. А здесь – иначе,
Живи и внемли не спеша.
Тогда почувствуешь, что значит,
Пальмиры Северной душа.
Быть может, я и бонвиван,
Но, слово честное, не пьян!
10. Ольга Мищенкова
Но, слово честное, не пьян
Соавтор мой, — поверь, профессор!
Нашёл в шедевре он изъян…
Не проявить бы интереса?
Он в эмпирических мирах
Гуляет по планете зыбкой…
Кто с перспективой не в ладах,
Тому не видится ошибка.
Он, может, «Эврика!» вскричит,
За что ему в зачётку – «неуд»!
Чей ум давно уже молчит,
Тому открытий мир не ведом.
Сплетём из слов тебе лианы,
Потомок дальний обезьяны.
11. Ольга Мищенкова
Потомок дальний обезьяны, —
Студент эстетством заражён.
У каждого – свои изъяны,
Свой таракан за рубежом.
Читая классиков марксизма,
Не понимая ничего,
Не шёл тропою коммунизма,
Бежал от призрака его.
Но Всадник Медный… не оставил
Воображенье с детских лет,
И дядя – «самых честных правил»,
Читал поэму на обед.
Курил любимых строк кальян,
К искусству тягой обуян.
30.11.2014
12. Яков Соловейчик
К искусству тягой обуян,
Жил – был студент под самой крышей,
Душа полна глубоких ран,
Себе палач он и Всевышний.
В ночи поскрипывал пером,
«Со свечки воск на скатерть капал»…*
Старушку хряснул топором,
И после каялся и плакал.
От достоевщины такой,
Мы все растём – дегенераты,
Когда топорик под рукой,
Мешок мерещится со златом.
Да чёрт бы с ним, а Бог бы – с нами!
Я, как злодей в дешёвой драме.
29.11.2014
13. Яков Соловейчик
Я, как злодей в дешёвой драме,
Пытаюсь плыть в стремнине дней.
Картина, — жизнь проводит в раме,
А мы – в писаниях о ней.
Буйна художника палитра,
Но жизнь буйнее во сто крат!
Где Alma Mater – просто титры,
Там и студент придурковат.
Вся жизнь – учеба, а зачёткой,
Морщины служат на лице.
Тебе сперва покажут плётку,
А пряник сладенький – в конце.
Но я давно не знаю срама:
Готов смеяться даже в Храме.
14. Ольга Мищенкова
Готов смеяться даже в Храме
Во время сессии студент!
Вчера ещё он был в нирване,
Сегодня, как интеллигент,
Пришёл в музей, одет прилично,
Взгляд переполнен, голос – тих…
Спихнуть экзамен на «отлично»
Возможно, если будет стих…
Ещё возможней, если к сроку
Удастся написать о том
Венок сонетный – о В ы с о к о м,
Чтоб не позориться с «хвостом».
Как (может, кто-то нам подскажет)
Писать стихи об Эрмитаже?
30.11.2014
Вместо Послесловия
Ольга Мищенкова
Писать стихи об Эрмитаже, —
Вот это фортель для зимы!
Костьми на теме этой ляжем,
Но будет пир среди чумы…
Жизнь пробегает драмой вечной,
Конфликтом разъедая суть…
А ты попробуй, безупречный,
На диссонанс стихов взглянуть.
Гармония в …несоглашеньи,
Созвучие – не в унисон…
Такое мы нашли решенье,
Переосмыслив «Жизнь есть сон». *
Студент, с прорехою в кармане,
Готов смеяться даже в Храме.
02.12.2014
Яков Соловейчик
Магистрал
Писать стихи об Эрмитаже, –
Сложней задачи в жизни нет,
Но мы пытаемся, и даже,
Творим шекспировский сонет
Собранье лучших сновидений,
Фантазий, призраков и грёз,
Куда рукой незримой гений,
Часть мирозданья перенёс.
Брожу по залам, словно пьяный,
Но, слово честное, не пьян!
Потомок дальний обезьяны,
К искусству тягой обуян.
Я, как злодей в дешёвой драме,
Готов смеяться даже в Храме.
27.11.2014
27 . 11 – 2. 12 . 2014 /// Россия – Израиль \ Хайфа – Рязань
П р и м е ч а н и я
Сонет 1.
Венков хранитель (слов – диффузий)
Пришлёт нам пламенный привет:
«Сложней задачи в жизни нет!»
Имеется ввиду С.А.Луговцев (Одесса),
http://www.stihi.ru/avtor/lugovchev2014
коллекционер Венков сонетов, чьё собрание иммеет около 6.000 единиц хранения.
Сонет 4.
Тебе «Виват! «Норд–Вест», привет!
Пусть будет и от нас обнова!
Венок написан для сборника «Виват, Петербург!» С.-Пб издательства «Норд — Вест»
Сонет 5.
Студентам задал незадачку
И «лучше выдумать не мог» *
Использована фраза из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
Сонет 8.
Лишь там решиться мог вопрос:
Где «древо жизни зеленеет». *
Из «Фауста» Гёте: Теория, мой друг, суха, но древо жизни вечно зеленеет…»
Сонет 9.
Воскликнуть хочется: «Не верю!»
И твердым шагом выйти вон.
К. С. Станиславский: «Не верю!» (знаменитая фраза из Системы Станиславского)
Сонет 11.
И дядя – «самых честных правил»,
Читал поэму на обед.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», гл. 1
Сонет 12.
В ночи поскрипывал пером,
«Со свечки воск на скатерть капал»…*
Парафраз на строку Юрия Живаго из романа Б. Пастернака.
Вместо послесловия
Такое мы нашли решенье,
Переосмыслив «Жизнь есть сон». *
* «Жизнь есть сон» — пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка, впервые представленная в 1635 году. Считается наиболее известной и значительной пьесой Кальдерона. В центре произведения — конфликт между судьбой и долгом, человеком и природой, властью и личностью.
***
Венок сонетов «Собранье сновидений» — шуточный взгляд на воспоминание о счастливой студенческой жизни, которая для многих навсегда остаётся самым запоминающимся периодом.
Читателю предлагают своеобразное приношение Эрмитажу, отмечающего 7 декабря 2014 года 250 лет со дня своего основания.
Авторы не ставили перед собой академической задачи – написать строго канонический венок и представить в его сонетах искусствоведческий взгляд на шедевры музея. В соответствии с выбранной темой, изложенной в пятом сонете (Собранье лучших сновидений Профессор требует от нас!), авторы Венка и строят свою сонетную «версию», свободно отступая от темы, путаясь и блуждая по Венку, как по залам предложенного им музея, чтобы сдать к сроку то, что от них требуется к экзамену. Этим и объясняется «разночтение» темы, связанное со свободомыслием студенчества во все времена.
Тематический диссонанс Венка сонетов, который может броситься в глаза с первого взгляда, на самом деле работает на идею произведения, намеренно сбивая читателя с толку хаотичными переходами (как из одного зала Эрмитажа, — в другой) и сменой настроения.