Главная / Новости / А Гаджиева: Тайна Десятой симфонии

А Гаджиева: Тайна Десятой симфонии

В ее партитуре Дмитрий Шостакович зашифровал свое имя и имя азербайджанской пианистки.
О любви говорят много, легенды о ней будоражат воображение. Но больше всего волнует любовь великих мира сего. Великий русский композитор Дмитрий Шостакович давно вписан историей мировой классической музыки в эту обойму «великих». Кандидату искусствоведения, доценту Бакинской музыкальной академии Аиде ханым Гусейновой стали известны некоторые подробности личной жизни Дмитрия Шостаковича. Ей в руки попали некоторые письма, написанные Д.Шостаковичем и адресованные им бакинке. Статья об этом была опубликована А.Гусейновой во Франции и США в одном из номеров журнала DSCH, посвященном целиком жизни и творчеству великого композитора.
В личном архиве выдающейся азербайджанской пианистки, композитора и педагога, заслуженного деятеля искусств Азербайджана, профессора консерватории Эльмиры Назировой несколько десятилетий хранились неизвестные 34 письма Дмитрия Шостаковича, адресованные ей в 1953-56 гг. Оказывается, в конце 40-х — первой половине 50-х годов Шостаковича связывали с Эльмирой Назировой романтические узы. Он даже включил ее имя в виде монограммы в третью часть Десятой симфонии. В августе 1990 года накануне переезда в Израиль Эльмира ханым решилась посвятить меня в свою тайну. Нас с ней долгие годы связывали доверительные отношения. Эльмира ханым была моим педагогом по классу фортепиано в школе и консерватории, затем благословила меня на музыковедческую стезю. В середине 80-х, готовя к публикации статью о ней, я много работала с ее личным архивом. Тот памятный разговор в рабочем кабинете Эльмиры ханым продолжался, кажется, вечность. «Я не знаю, как все сложится. Нам ведь предстоит проходить и таможенные и Бог весть еще какие официальные барьеры. Поэтому, уезжая, я хочу, чтобы ты прочла эти письма. Хочу оставить на Родине память об этой странице моей судьбы. Думаю, что ты расскажешь об этом», — сказала она мне.
Они познакомились осенью 1947 года в Москве. К тому времени Эльмира Назирова уже успела заявить о себе в Азербайджане как одаренный, перспективный музыкант. В том же году Э.Назирова по настоянию Узеира Гаджибекова после года учебы в Азербайджанской консерватории отправляется для продолжения своего образования в Москву, где, как и в Баку, занимается по двум специальностям — фортепиано у Я.И.Зака и композиции у Д.Д.Шостаковича.
Она рассказывала: «Я так робела в его присутствии, что даже помыслить ни о чем подобном не могла!» А между тем чувство, пусть, неосознанное, в душе Шостаковича уже возникает. Иначе не объяснить строки из одного его письма от 29 июля 1953 года, где он описывает необычайную радость, которую испытал, когда по приезде в Баку в 1949 году заметил Эльмиру в толпе встречающих. В 1948 году Э.Назирова по семейным обстоятельствам возвращается в Баку и возобновляет учебу в консерватории по классу фортепиано и композиции. Но кипучая музыкальная жизнь бывшего СССР снова и снова сводит ее с учителем. Шостакович был тесно связан с азербайджанской музыкой и часто приезжал в Баку. В 1952 году это происходит даже дважды: в марте он выступает в столице Азербайджана с авторскими концертами, а в декабре приезжает на бакинскую премьеру балета «Семь красавиц» Кара Караева — своего ученика, ставшего впоследствии близким другом. Эльмира ханым тоже часто наведывается в Москву, где показывает коллегам новые произведения, выступает с концертами, снова и снова встречается с мастером, который становится ее благодарным слушателем и одновременно строгим взыскательным критиком.
10:29это спам

Между учителем и ученицей происходит необычайное духовное сближение. Они часто встречаются, гуляют по Москве, слушают вместе симфонии Бетховена и Малера, спорят на разные темы. Дмитрий Дмитриевич подробно расспрашивает Эльмиру ханым о ее творческой работе, планах, дает советы, делится собственными замыслами. В архиве Э.Назировой бережно хранятся подаренные ей в этот период издания с посвящениями, начертанными рукой Шостаковича, — его Седьмая и Восьмая симфонии, сборник прелюдий и фуг, а также вокальный цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины». 4 апреля 1953 года Эльмира Назирова получает первое пиьсмо от Шостаковича, где тот подробно рассказывает ей обо всех обнаруженных им в первом издании прелюдий и фуг опечатках. Так завязывается переписка, которая продолжается три с половиной года. В этих рукописях — рассуждения великого художника о жизни и искусстве, о труде композитора. Но главное — в них запечатлено удивительное и весьма неоднозначное чувство, в котором любовь и преклонение перед женщиной сочетаются с уважением к ее таланту и профессиональным качествам. Почти в каждом письме — признания в охватившем его глубоком чувстве, выраженные подчас в весьма остроумной форме. К примеру, в письме от 21 июня 1953 года он выписывает на нотоносце заглавную фразу знаменитого ариозо Ленского «Я люблю Вас!». Одновременно в письмах есть живейший интерес к композиторским опытам Э.Назировой — сочиняемым ею в этот период фортепианным вариациям, этюдам, концерту. Шостакович, конечно, осознает всю безнадежность их отношений — «Сойдутся ли наши пути? Наверное, никогда. Много, очень много причин для это существует» (29 июля 1953 года), но тем не менее называет свое чувство к Эльмире ханым «самым главным событием своей жизни». Великий композитор делится с ней своими творческими планами — сообщает ей о начале работы над Десятой симфонией. С этого момента интенсивность переписки резко возрастает. Шостакович подробно рассказывает о работе над сочинением, а в одном из писем сообщает об увиденной, точнее, услышанной во сне музыке третьей части. Наконец, в письме от 21 августа Шостакович делится той самой сенсационной информацией об адресованном ей музыкальном посвящении. Оказывается, в одной из музыкальных тем из третьей части «E-A-E-D-A» зашифровано имя возлюбленной женщины «Э -л(я) — ми — р(е) — а». Выясняется, что тематическое развитие третьей части основано на сочетании двух тем — монограмм: самого Шостаковича — D-Es-C-H и Эльмиры Назировой — E-A-E-D-A. Дмитрий Дмитриевич приглашает Эльмиру ханым на московскую премьеру Десятой симфонии, которая проходит 28 декабря 1953 года в Большом зале консерватории под управлением Евгения Мравинского. И, по ее собственному признанию, во время исполнения она ощущает на себе неотрывный, пристальный взгляд автора. Спустя год Десятая симфония прозвучит в Баку. А вскоре в Союз композиторов Азербайджана прибудет партитура Десятой симфонии с дарственной надписью-посвящением Эльмире Назировой. С улыбкой вспоминает Эльмира ханым, как недоумевали тогдашние руководители композиторской организации республики по поводу столь высокой чести, оказанной мэтром советской музыки молодой коллеге из Азербайджана.
10:29это спам

Переписка началапостепенно иссякать. В 1954 году Эльмира ханым получает всего пять писем, в 1955 и 1956 годах — по одному. В последнем Шостакович сообщает о своей женитьбе на Маргарите Андреевне Кайновой. Для Эльмиры Назировой же в середине 50-х годов начинается пора ярких творческих свершений. Она гастролирует по России, Грузии, Польше, Чехословакии, Египту, Ираку, играя сольные программы, выступая в ансамбле с выдающимися дирижерами — Ниязи, Н.Рахлиным, А.Стасевичем, Р.Сатановски, В.Фелдбрили и т.д. Появляются ее новые сочинения которые значительно обогащают национальный фортепианный репертуар — этюды (первые в азербайджанской музыке образцы этого жанра), пьесы, а также принесший ей широкую известность Фортепианной концерт на арабские темы, Сюита для 2 фортепиано на албанские темы (два последних произведения созданы в соавторстве с Фикретом Амировым) и т.д. На различных музыкальных форумах Эльмира ханым, естественно, вновь встречается с Дмитрием Дмитриевичем. В марте-апреле 1956 года Шостакович в качестве почетного гостя приезжает на Первый съезд Союза композиторов Азербайджана, а в мае 1964 г. принимает участие в Декаде русской культуры в Азербайджане. Судьба сводит их и в июле 1968 года в Доме творчества композиторов в Дилижане. И, наконец, последняя встреча Шостаковича и Назировой происходит в октябре 1972 года в Баку, куда Дмитрий Дмитриевич приезжает для участия в Декаде литературы и искусства РСФСР в Азербайджане. Конечно, пик чувств уже позади, однако остается тайна, навеки связавшая эти два сердца. По ряду причин Шостакович так и не смог при жизни обнародовать тайну Десятой симфонии. Прежде всего им руководили соображения этического порядка — нежелание нарушать покой семьи своей и Эльмиры ханым. К тому времени она была замужем. Кроме того, столь «легкомысленное» посвящение шло вразрез с постулатами коммунистической идеологии и никак не соответствовало облику советского композитора. Тем не менее время расставило все по своим местам. Имя Эльмиры Назировой уже вошло в шостаковичеведение, эти факты нашли свое отражение в новых биографических работах о Шостаковиче, исследованиях его Десятой симфонии.
Эльмира Равилевна Назирова — автор многочисленных сочинений для камерного, инструментального и симфонического оркестров, аранжировок народных песен, музыки к театральным спектаклям. Ряд произведений написан ею в соавторстве с Фикретом Амировым. Ее выпускники были лауреатами многих международных конкурсов. С большим мастерством Э.Назирова представляла азербайджанскую культуру за рубежом. Несмотря на то, что сейчас она живет в Израиле, она поддерживает тесную связь с Родиной и активно пропагандирует всюду, где бывает, азербайджанское искусство. Сын и внук музыканта — Эльмар и Теймур Фель. Эльмар Фель родился в Баку в 1961 году. Эльмар окончил музыкальную школу имени Бюль-Бюля по классу фортепиано и композиторский факультет Азербайджанской консерватории, где позднее и преподавал. С 1990 года живет и работает в Израиле. Со времени преподавательской деятельности исполнял джазовые и другие музыкальные произведения на различных концертах. Эльмар – участник фестивалей в Европе, Азии и Африке. С недавних пор является руководителем джаз-группы Elmar Fel-Octopusband, где работает вместе с сыном Теймуром. В репертуаре группы как классические так и джазовые композиции.

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан