В этом году праздник Ту би-Шват — Новый год деревьев приходится на 17 января.
Название Ту би-Шват происходит от ивритской даты празднования. «Ту» — это ивритские буквы ט (тет) и ו вав, имеющие числовое значение 9 и 6, что в сумме даёт 15. Эта дата именуется и как «Хамиша-асар би-Шват» (חמשה-עשר בשבט), что также означает «пятнадцатый день швата».
Ту би-Шват упоминается в Мишне в трактатеРош ха-Шана, как один из четырёх новых годов еврейского календаря. Дискуссия по поводу времени прихода Нового Года была предметом дебатов между раввинами: «И есть четыре даты нового года: — Первое нисана — новый год для царей и праздников — Первое элула — новый год для десятин от животных. Рабби Элазар и Рабби Шимон говорят: — Первое тишрея — новый год для исчисления календаря, субботних и юбилейных лет, для посадок и посева — Первое швата, согласно школе Шаммая; школа Гиллеля говорит: Пятнадцатое швата» (Рош ха-Шана:2a)
Раввины Талмуда вынесли решение по этому вопросу в пользу Гиллеля. Таким образом, 15-е швата стало датой, от которой рассчитывается начало сельскохозяйственного цикла для нужд библейских десятин.
Ту би-Шват в Израиле отмечают посадкой деревьев.
Но не все из жителей страны знают, что существует традиция, истоки которой уходят в средние века, отмечать начало праздника в вечер накануне Ту би-Шват особым седером Ту би-Шват , чем-то напоминающим седер Песах.
Причем, есть год — так называемый год «шмиты», год 7-й, когда земля отдыхает, не обрабатывается, и посадки не производятся, поэтому праздник отмечается только седером Ту би-Шват в вечер накануне праздника. Так, например, было в 2015 году и в этом, 2022-м.
В проводимых Еврейским Национальным Фондом мероприятиях по посадке деревьев на Ту би-Шват обычно принимает участие более миллиона израильтян, в основном дети и новые репатрианты.
Но в этом году, в год «шмиты» посадки все же проводились в некоторых местах ( в Негеве), где это имело принципипльное значение. Ведь есть и заповедь об освоении евреями Земли Эрец Исраэль.
Так вот о Седере.
Каждый год жительница Хайфы преподаватель еврейской традиции Лена Кочина проводит дома вечер праздника Ту би-Шват, Седер.
Главная идея праздничного Седера в том, чтобы воздать хвалу земле Израиля за прекрасные плоды, которые она приносит:
— В Торе названы 7 видов, которыми славится Земля Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, оливки и финики.
Все они представлены на праздничном столе, в том числе, пшеница в виде выпечки и ямень — как пиво…
Во время Седера Ту би-Шват пьется вино только белого и красного цвета. В Песах мы говорим об исходе из Египта, а в Ту би-Шват о фруктах и Земле Израиля…
Седер Ту би-Шват должен доставить нам удовольствие, но сказал раби Ханина бар Папа: «Получающий удовольствие от этого мира, не благословив, подобен крадущему у Творца».
Поэтому в наш Седер уместно привнести «Сэудат Амен», когда после произносимых благословений все говорят Амен.
На иврите это «מגע אש» — аббревиатура произносимых во время Седера благословений, в том числе на «мезонот» (еду из пшеницы), «гефен»(виноградную лозу), «эц»(дерево), «адама» (землю) и «ше аколь» (все остальные виды пищи).
Каждое благословение что-то символизирует : просьбу о здоровье о нахождении супруга, о рождении ребенка, о заработке, которые мы адресуем Всевышнему.
Седер начался с благословения «мезонот» (еды), которая была произнесена над изделием из выпечки из пшеницы.
Далее последовали благословения вина — от полностью белого, символизирующего зиму — к красному с лишь каплей добавленного в него белого, символизирующему пробуждение природы и деревьев после зимней спячки и в завершении красного – как символа победы света и лета.
Приведегные сведения о Ту би-Шват — из проведенного Леной Кочиной Седера.
Фото 2019 год.
Татьяна Климович
Фото автора
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com