Главная / Литературная гостиная / Время Плохишей, или Хроника 90-х годов Михаила Захарчука

Время Плохишей, или Хроника 90-х годов Михаила Захарчука

В литературном мире России произошло заметное событие — вышла в свет книга военного журналиста полковника в отставке, сотрудника газеты «На страже Родины» Михаила Захарчука «Через миллениум или 20 лет на изломе тысячелетий».

Время Плохишей,

Это произведение оригинально по форме, потому что написано в форме личного дневника. Автор, он же и главный герой повествования, рассказывает о повседневной работе репортёра ТАСС, а потом и руководителя ведомственных журналов «Вестник ПВО» и «Армейский сборник».

Это книга откровений, размышления о событиях, которые стали переломными и в истории великой страны, и в судьбах людей. Настоящие журналисты всегда были на острие общественной жизни, они не просто отстранённые летописцы, но и те, кто отстаивает свою точку зрения, даже если она расходится со взглядами руководителей самого высокого ранга. Журналист — это общественный деятель, смелый и принципиальный.

 

В конце 80-х годов прошлого столетия в центральные СМИ были прикомандированы лучшие военные журналисты «Красной звезды». Среди немногих избранных был и корреспондент «Звёздочки» подполковник Михаил Захарчук. Его назначили специальным корреспондентом военно-политического отдела ТАСС при Министерстве обороны СССР.

 

Читатели помнят его яркие интервью с первыми лицами Вооружённых Сил СССР, командующими войсками округов и флотов, пронзительные репортажи из Афганистана, других «горячих точек», очерки об офицерах — скромных тружениках ратного поля. В каждом материале военный журналист доказывает, что те, кто глумится над армией, способствуют развалу государства, подрывают единство страны. В 90-х годах это было смело, потому что высшие властные эшелоны открыто встали на путь предательства, все эти прорабы и подмастерья перестройки по своей сути лжепророки, люди без чести и совести, наследники иуды.

Михаил Захарчук был одним из немногих публицистов, кто с брезгливостью рассказал в своих очерках о хитрых и лживых оборотнях, перевёртышах, обласканных заокеанскими правителями — Горбачёве, Яковлеве, Волкогонове, других, так называемых агентах влияния, пустивших страну под откос.

Михаил Захарчук после августского «путча» выступил в защиту последнего Маршала Советского Союза Д.Т. Язова.

Литератор откровенно рассказал о трагедии этого неординарного человека, фронтовика, честного военачальника.

 

В те годы пишущая газетная и журнальная братия разделилась на журналюг, которые ради красного словца не жалели и отца, и честных публицистов — тех, кто не гонялся за дутыми сенсациями, не ёрничал над своей историей.

Захарчук, в ту пору уже известный журналист, не принял либеральные правила игры, своим пером защищал интересы армии как важнейшего государственного института, нравственные идеалы Русского мира.

Он точен и резок в оценках деяний своих современников. Например, после публикации «Письма 42» в 1993 году, в котором литераторы-либералы требовали расправы, даже физического устранения людей, вставших на защиту Верховного Совета РФ, военный журналист с горечью констатировал, что после публикации этого воззвания понятия «творческая интеллигенция» в России более не существует.

 

На переломе столетий Михаил Захарчук одним из первых открыто, с болью в душе писал о том, что на Украине рвутся к власти националисты, наследники бандеровцев. Он всей душой любит отчий край, родное село под Винницей, куда приезжал в каждый отпуск. Ах, как нравились ему застолья на отцовском дворе, где под вишнями накрывали в честь приезда сына богатый стол, на котором лоснились нежнейшее сало, домашние копчёности и соленья, разливали по стаканам чистую, как слеза, горилку. И пели до утра песни на родном языке, где слышались шум леса, звон ручейка, тёплый ветер степных просторов. Полковник Захарчук подумывал о том, чтобы продолжить службу на Украине, но когда брал интервью у самодовольных руководителей нового войска «незалежной», ясно осознал, что с армией, где героями становятся фашистские прихвостни, убийцы и упыри, бандеровское отребье, ему не по пути. Трагедия, которая сейчас происходит на Украине, не обошла стороной и его семью, об этом он расскажет в одном из своих пронзительных эссе.

 

У Михаила Захарчука лёгкое, игривое перо, он очеркист милостью Божьей, несколькими штрихами раскрывает характер человека. Повезло многим известным актёрам, писателям, о творческой судьбе которых он поведал в своих произведениях. Это Иосиф Кобзон, Николай Крючков, Эдита Пьеха, Анатолий Папанов, Юрий Никулин, Майя Плисецкая, Кирилл Лавров, Евгений Товстогонов, Богдан Ступка… Они гордость и цвет нации…

Его герои стали и его друзьями, искренними и преданными. А произошло это потому, что он откровенно восхищается талантом выдающихся художников, рисует их без прикрас. А документальная повесть «Босая душа» о Владимире Высоцком, пожалуй, одна из немногих книг, где ярко и правдиво описаны судьба и творчество непокорного поэта и актёра. Михаил Александрович подробно рассказывает о своих встречах с людьми, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю России, и по-хорошему завидуешь умению вызвать известного собеседника на откровенность, фундаментальным знаниям предмета разговора, его эрудиции, и понимаешь, как высока была подготовка автора в стенах Львовского высшего военно- политического училища и редакторском отделении ВПА имени В.И. Ленина. Итон и Кембридж отдыхают.

 

Но всё-таки это хроника о трагедии страны, которая произошла в 90-х годах, времени крушения надежд, разочарований, ломки человеческих судеб. Оно липкое, гнусное, потому что неожиданно героями становились иуды, предатели, такие, как волкогоновы и иже с ними. Откуда-то из тёмных щелей, сатанинского мрака выползли ядовитые пауки, мерзкие, отвратительные, они вцепились в слабое и больное тело России, с наслаждением высасывая из неё здоровые соки. Это было торжество плохишей, получивших свои бочки варенья и корзины печенья, глумившихся над захваченными в плен героями-кибальчишами.

Стоял на высокой горе Плохиш, и пели ему хвалу хитрые и злые сирены, потому что стал этот толстый уродец владельцем заводов и пароходов. А Михаил Захарчук бросил вызов лжегероям, развенчал продажных, сладкоголосых и ужасных крушителей Отечества. И это было подлинным мужеством офицера, верного воинской присяге, вере предков, славным традициям российского воинства. Поэтому и вызывает это произведение нападки всех плохишей, толкавших и толкающих великую многонациональную Русь в бездонную пропасть.

Книга «Через миллениум…» может быть и настольным учебником для военных журналистов, потому что в ней показана творческая «кухня» редактора военного издания, работа журналистских коллективов в разных условиях.

Когда-то Юрий Олеша, талантливый советский художник, вывел формулу творческого успеха для писателей и журналистов: «Ни дня без строчки». Этому правилу военный публицист следует всю свою жизнь.

Несомненно, что откровенный, искренний дневник яркого и самобытного литератора Михаила Захарчука найдёт своего читателя, поможет осознать все трагические моменты в жизни людей, которые произошли на переломе столетий, поверить в величие и мощь страны с нежным именем Россия.

 

Валерий ШТИЦБЕРГ,

полковник в отставке, военный журналист.

14 августа 2017 г

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан