Главная / Новости / Индекс дороговизны Кахлона

Индекс дороговизны Кахлона

Редакция

Несколько лет назад мы путешествовали в Канаде по Скалистым горам. Арендовали автомобиль и каждый день останавливались на ночлег в новом месте. Это были благоустроенные шале, в которых, среди прочего, имелась превосходно оборудованная кухня.

Однажды мы решили использовать нашу великолепную кухню. Мы купили курицу и пожарили ее на сковороде с небольшим количеством соли. Других специй не было.

Мы сидели за столом, и через мгновение после начала ужина у всех вырвался удивленный крик:

«Ого, как вкусно!»

В конце трапезы я произнес:

«Может быть, мы будем точно так же готовить в Израиле?» Но я сразу понял, что сказал чушь.

Вкус идет не от способа жарки, а от самой курицы. В Канаде Совета по птицеводству нет, нет квот, нет кашрута и нет монополии компании «Тнува». Зато существует конкуренция между тысячами производителей и импортеров, каждый из которых пытается стать лучшим. Один кормит птицу только кукурузой, другой позволяет курам свободно бегать в поле, третий не использует антибиотики и т.д. Каждый пытается растить своих птиц так, чтобы они были самыми здоровыми и привлекательными. И, разумеется, самыми вкусными.

И это как раз противоположно тому, что происходит в Израиле. У нас есть центральное планирование (это очень похоже на Северную  Корею), у нас есть Совет по птицеводству, который делит квоты и блокирует конкуренцию. У нас господствует монополия. Поэтому куры у нас не только дорогие, но и имеют вкус старой древесины. То же самое можно сказать и о яйцах.  И чтобы сохранить прибыль птицеводческих хозяйств, государство устанавливает колоссальные ввозные пошлины (100-170%), которые сразу делают импорт нереальным.

То же самое происходит в молочной промышленности Израиля.

В последние дни она вновь попала в заголовки СМИ, поскольку финансовая комиссия кнессета разрешила производителям молока поднять на 3.4% цены на продукты, стоимость которых контролируется государством. Это разрешение оправданно ввиду роста минимальной заработной платы и цен на сырое молоко. Но сколько голосов и мандатов может дать «Тнува» на выборах? Ноль. Поэтому министр финансов Моше Кахлон отказался одобрить повышение цен. Он знает, что такое повышение непопулярно, а популизм – это, можно сказать,  второе имя главы минфина.

В ответ молочные фермы повысили цены на другие товары – на те, стоимость которых не контролируется государством. Результат: в канун праздника Рош а-Шана мы станем больше платить за сыры, йогурты, сливки, молочные напитки, молочные деликатесы и масло. 

С самого начала работы в минфине Кахлон боится сельхозпроизводителей. Вот почему он оставил без изменений «северокорейскую» модель, согласно которой Совет по молочным продуктам определяет цену на сырое молоко. И поскольку в этот Совет входят владельцы ферм, цена, которую они устанавливают, на 25% выше, чем в Европе. Кроме того, существует «Тнува», монополист в этой сфере. А для того, чтобы защитить монополию, устанавливаются высокие налоги (40% -212%) на молоко и молочные продукты. В итоге молочный деликатес «Милки» в Израиле в два раза дороже, чем в Берлине, да и ассортимент молочной продукции в Германии намного разнообразнее.

И такая ситуация в Израиле существует не только в сфере птицеводства и молочных продуктов.

У нас установлены сумасшедшие ввозные пошлины на мясо, рыбу, овощи (например, на лук и на редис – 298%!), фрукты, оливки, оливковое масло, кукурузу, миндаль, финики, чеснок и на многое другое.

Уровень цен на все основные продукты и пищевые товары на 25% выше, чем в западных странах.

И это фиаско Кахлона.

Он обещал снизить стоимость жизни, но на практике цены в продовольственной сфере не только не снизились, но даже выросли.

Поэтому перед Рош-а-Шана мы с вами заплатим за продукты на праздничный стол дороже, чем прежде.

Кахлон мог стать революционером. Он мог отменить убийственные пошлины на импорт свежих продуктов, и результатом стало бы резкое снижение цен. В этой новой ситуации израильские сельхозпроизводители были бы вынуждены стать более эффективными. Такое процесс пережила наша промышленность в 90-е годы, когда отменили защищавшие ее высокие ввозные пошлины.

Но Кахлон — последний, кто готов противостоять столь мощной группе, как сельхозпроизводители. Возможно, после выборов мы получим нового – отважного! — министра финансов, которые сделает все необходимое для того, чтобы израильтяне имели вкусные и недорогие продукты в родной стране. Ну в конце концов, не летать же в Канаду каждый раз, когда хочется отведать вкусной курочки.

Нехемия Штрасслер, «ХаАрец»   Д.Н.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан