Об обязательном призыве на воинскую службу для всех, я написал столько статей, что впору требовать от Министерства обороны денежного довольствия. А знаете, какой главный аргумент сразу же появлялся на форумах у моих оппонентов? О том, что армия сама не хочет таких бойцов. Я отцов-командиров вполне могу понять, и младший офицерский состав, и средний. Это весьма не дешевое условие – создание особых условий для ультраортодоксов.
Тем не менее, последними стараниями Министерства обороны число батальонов для харедим растет, и служат они вполне достойно.
Зачем оборонному ведомству, тем не менее, эта головная боль, сопряженная с большими бюджетными расходами? Временщикам, возможно, это и не интересно, но демографический фактор заставляет думать о завтрашнем дне. На светскую женщину в Израиле в среднем приходится 2,1 ребенка, на религиозную – 6,5.
Сколько детишек-харедим пойдут в школу через 10 лет, через 20, к 2059 году, когда по расчетам в Израиле будет предположительно проживать 12.67 миллионов евреев и 2.8 арабов. (Кстати, в арабском секторе рождаемость снижается, зря нас недоброй памяти Арафат пугал). Я вот наблюдаю, как затихает в шабат жизнь даже в молодежном богемном Флорентине, синагоги там новые открываются, но никто не собирается с этим бороться. Попросту нужно брать в расчет демографический фактор, в том числе и в ЦАХАЛе.
Против, естественно, выступают духовные лидеры общин харедим, проклиная Либермана и Лапида. Сопливое йешиботное воинство, протестуя против призыва, жжет на перекрестках покрышки, полиция неоднократно спасала от судов Линча солдаток и религиозных солдат в том же Бней-Браке. Причина до банальности шкурная – они боятся утратить контроль, в том числе и финансовый, над своей паствой. Опыт религиозных сионистов, где учат Тору и при этом совершают боевые вылеты, их пугает. Эти люди не будут голосовать за горячие завтраки от Арье Дери и Эли Ишая, они на свои зарплаты сами в состоянии накормить детей.
Ни один из духовных вождей харедим не дал ответа на вопрос: сколько йешиботников и учащихся колелей им нужно? Кто из них действительно «талмид хахам», который понесет свет Торы грядущим поколениям, а кто просто отсиживает штаны в своем фиктивном учебном заведении, отдает половину пособия нечистому на руку руководству и при этом работает по-черному, чтобы прокормить семью.
Нас обнадеживает статистика: 50 процентов ультрарелигиозных мужчин уже официально работает. Первым выгнал их на работу Нетаниягу, порубив пособия на детей после рождения третьего ребенка. Альянс Либермана, Лапида и Беннета в светском правительстве тоже к тому руку приложил. А остальные 50 процентов — это надежда теологической мысли?
Вывод напрашивается сам по себе: а почему не собрать приличных некоррумпированных равинов, возможно армейских, и устроить всем учащимся религиозных заведений экзамен на знание Торы. А заодно, подключив налоговую и прокуратуру, следователей полиции, не прошерстить эти фиктивные йешивы и колели? Чай не сложней, чем арабскую деревню.
Оно нашему премьеру нужно?! Он мечтает снизить электоральный барьер для малых партий. Чтобы помимо подросшей за счет рождаемости Яадут ха-Тора, слева были пейсы токаря, а справа – кузнеца, Дери и Ишая, раз уж они категорически отказались объединяться. И Барух Марзель сгодится Ишаю портфель подносить. Это, конечно, счастье, что вожди и духовные лидеры харедим в силу своих амбиций кнессетский гектар не поделили.
А еще мои оппоненты ратуют за альтернативную службу. Я тоже выступаю за то, чтобы в больницах из-под стариков судно выносили и за инвалидами ухаживали. Так не идут. В одно симпатичное место пошли, как писала в своем расследовании «Едиот Ахранот» и оказалось, что большинство из 1600 «альтернативщиков» из числа харедим, нифига не служат, но исправно получают пособия и выплаты, все положенные льготы, а к месту службы приходят только на время редких проверок. Десятки миллионов шекелей ежемесячно тратятся в пустую. А отвечает у нас за эту богобоязненную службу мой любимый, мой хороший Ури Ариэль. Он праймериз в «Ихуд Леуми» проиграл, но дело его живет, не потому ли Эли Ишай рассматривает вариант объединения и с его партией, и с новыми правыми Беннета, и с Марзелем. Все они сидят под высоким электоральным барьером, по одному не перепрыгнуть, но вмести они сила. Благо и у Беннета засверкала звездой третий номер и председатель фракции «ЦАЛАШ» Шула Муалем-Рафаэли, и сразу заявила, что «Израиль должен двигаться к государству Галахи и к государству Торы». Интересно, нашего министра юстиции Аелет Шакед потом водой не отливали? Беннету, судя по реакции в твиттере, сильно икалось.
Только я боюсь, что такой стригущий лишай малые правые фракции не поразит. Эпидемии не будет, потому что духовный лидер партии ЯХАД Меир Мазуз слывет мракобесом даже среди коллег. Это он в свое время сказал, что «причина 3-й интифады – в Содомском грехе». Это вам за гей-парады. Парковка «Барзель» по мнению уважаемого рава обрушилась из-за осквернения шабата, и по той же причине произошел взрыв израильского спутника «Амос-6». Духовные лидеры остальных ультрарелигиозных партий нервно курят в сторонке, боюсь, что даже нарушая шабат.
Эли Ишай в недавнем интервью объясняет нападки Либермана на ультраортодоксов паникой в НДИ, якобы находящейся на грани электорального барьера. Это лидер Яхада, который на прошлых выборах даже в Кнессет не попал?! Вот и строит причудливые союзы, от которых даже Дери воротит.
Леонид Луцкий
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com