Главная / Новости / Полемика / Цви Зильбер. Сосуды и пересуды

Цви Зильбер. Сосуды и пересуды

Израильская социальная система напоминает сообщающиеся сосуды. В какую сторону их ни наклоняй, уровень жидкости остается неизменным. Скажем, решила Германия – под давлением «Клаимс конференс» — улучшить положение переживших Холокост и увеличить им ренту аж на 63 евро в месяц. Это примерно 250 шекелей. Лишний раз в супер сходить. Благородно с их стороны, учитывая, что у них тоже непростое экономическое положение.

Но израильская система тотчас снивелировала сосуды: пособия от министерства финансов, которые получают пережившие Холокост, автоматически уменьшились на ту же сумму. Вряд ли стоит в этом винить черствость чиновников, так работает система. И ренты из Германии – только один из самых свежих примеров.

Систему реформировать очень трудно. Помимо социально ориентированных министров и депутатов Кнессета, требуется еще колоссальная подготовительная работа, а потом тонкая настройка, ведь внося изменения в систему, никогда не знаешь, где прорвет.

28 января 2019 года в силу вступит последний этап так называемой пенсионной реформы, инициированной в своей время партией НДИ. Напомню, что теперь надбавка за стаж к пособию по старости будет начисляться с первого года страхового стажа в Израиле, а не с одиннадцатого. Об этом мы беседуем с бывшим генеральным директором министерства репатриации и интеграции Алексом Кушниром, который принимал самое деятельное участие в разработке реформы.

— Алекс, насколько я понимаю, тех, кто получает пособие по старости и пенсионную надбавку данная реформа не коснется. Сообщающиеся сосуды снивелируют надбавку за стаж…

— У этой реформы была другая целевая аудитория – те, кто проработали в Израиле много лет и скопили пенсию. Мы просто не могли больше закрывать глаза на ситуацию, при которой человек, ни одного дня не работавший в Израиле, получает – в виде пособий и льгот – больше, чем те, кто проработал здесь 15-20 лет. Это чудовищная несправедливость, которая вошла в израильскую социальную систему. Нужно было очень тщательно продумать, как и какими инструментами нужно вмешиваться в систему. Мы исходили из того, что репатрианты начинают свой трудовой стаж в Израиле не в 18 лет, и прежнее положение вещей, когда первые 10 лет не считались, было дискриминацией. Это была отправная точка реформы. Мы изначально исходили из того, что реформа должна быть адресной, направленной на тех, кто действительно в ней нуждается. К сожалению, у министра финансов был свой взгляд на этот вопрос, потому результаты оказались растянутыми на несколько лет и под нее попали те категории граждан, которые изначально не предусматривались.

— Было немало споров именно из-за того, что реформа обошла стороной тех, кто получает социальную надбавку. А таких среди пенсионеров — новых репатриантов, как утверждалось, больше всего…

— Мы всем сердцем хотим помочь и этой категории, которая уже не сводит концы с концами из-за дороговизны жизни в Израиле. Давайте не забывать, что реформа признания стажа не была единственной. Параллельно с ней дважды были инициированы повышения социальной надбавки – в 2016 и 2017 годах, в результате чего она увеличилась от 101 до 288 шекелей. Это тоже мы были вынуждены делать с хирургической точностью.

— Насколько я понимаю, прибавка за стаж будет исчисляться примерно такой же суммой…

— Пособие по старости у нас 1535 шекелей в месяц. За каждый год стажа прибавляют 2%, но не более 50% в общей сложности. То есть за 10 лет стажа, если он присутствует, пенсионеры получат надбавку в размере 20% от пособия, то есть 307 шекелей.

— Реформа осуществлялась в три этапа?

— Да. По первичной договоренности должно быть 4 этапа. Сначала один год стажа, потом еще один, третий этап – еще 4 года, и последний этап – последние 4 года. Таково было начальное расписание. Но министр финансов пошел нам на встречу и согласился завершить реформу в три этапа. 28 января 2019 года вступает в силу последний и окончательный этап.

— Я помню, какой шум был в социальных сетях, когда после первого этапа, когда пенсионеры обнаружили на своем счету 31 шекель. Многие сочли это оскорблением…

— Я прекрасно понимаю гнев и возмущение многих людей. Но это был лишь начальный этап. Теперь все уже позади. Как я уже сказал, прибавили и тем, кто получает социальную надбавку, и тем, кто работал. Около трехсот шекелей. Это намного меньше, чем нам хотелось бы сделать для наших пенсионеров. Но мы не будем останавливаться на достигнутом. В следующем Кнессете партия НДИ будет выдвигать новую реформу, согласно которой суммарный доход пенсионера должен составлять 70% от минимальной зарплаты, и индексироваться по минимальной зарплате. Мы будем требовать этого при вступлении в правительственную коалицию.

О Редакция Сайта

Главный редактор сайта с 2021 года Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан